Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические факторы




Генетические механизмы — 57%

Распространенность данного нарушения в разных странах ко­леблется от 24 до 40% среди детей, испытывающих трудности в адаптации. По данным Н. Н.Заваденко, частота проявлений данно­го синдрома в общеобразовательной школе — 6,6%, при этом сре­ди мальчиков эта цифра составила 11,2%, а среди девочек — 2%.

У детей с ЗПР наблюдается большой индивидуальный разброс пока­зателей, характеризующих их деятельность.

У одних - максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других — максимальная концентрация внимания насту­пает лишь после некоторого периода деятельности, у третьих — наблюдаются периодические колебания внимания и неравномер­ная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

3). Ощущения и восприятие -значительное замедление процесса переработки поступающей че­рез органы чувств информации. Ребенок с задерж­кой психического развития воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник. Отставание в развитии зрительного восприятия яв­ляется одной из причин трудностей в обучении, испытываемой данной категорией детей.

У детей с ЗПР нарушен ы как отдельные свойства восприятия, так и восприятие как деятельность, включающая и мотивационно-целевой компонент, и операциональный, на уровне действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного мо­делирования. Проявляется в:

  • отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они ни ис­пользовали (зрительный, тактильный или слуховой).
  • Поисковые действия характеризуются хаотичностью, импульсивностью. При выполнении заданий на анализ объектов дети дают результат, отличающийся меньшей полнотой и недостаточной точностью, опущением мелких деталей, односторонностью.
  • Детям с ЗПР свойственна общая пассивность вос­приятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отде­латься».

При ЗПР нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность, целостность. Трудности:

· затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе.

· затрудне­ния при необходимости узнать предметы на контурных или схе­матических изображениях, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга.

· не всегда узнают и часто смешива­ют сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринима­ют сочетания букв и т.д.

Нарушены целостность восприятия: Трудности

· вычленение отдельных элементы из объекта, который воспринимается как единое целое,

· достраивание целостного образа по ка­кой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество об­разов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми.

· построение целостного образа и выделение фигуры (объекта) на фоне. Цело­стный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не замечает чего-то в окружающем его мире, «не видит» многого из того, что показывает учитель, демонстрируя наглядные пособия, картины.

 

Скорость восприятия у детей с задержкой психического разви­тия становится заметно ниже нормальной при любом отклонении от оптимальных условий (малая освещенность, поворот предмета под непривычным углом, наличие по соседству других аналогич­ных предметов (при зрительном восприятии), очень частая смена сигналов (объектов), сочетание, одновременное появление несколь­ких сигналов (особенно при слуховом восприятии).

Степень сформированности пространственных представлений и их использования в деятельности характеризует важную состав­ляющую развития ребенка — основу внутреннего плана деятель­ности.

Восприятие пространства является сложным по­лифункциональным процессом (включающим такие со­ставляющие, как целостность поля зрения, острота зрения, гла­зомер).

Восприятие пространства невозможно без образования систем связи между зрительным, слуховым и двигательным ана­лизаторами (А. Р.Лурия).

Определение правильного положения в пространстве требует соответствующего уровня развития аналитико-синтетического мышления.

Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов — результат сложного взаимодействия ощущений (часто ощущений, относящихся к не­скольким органам чувств) и уже имеющихся в коре головного моз­га следов прошлых восприятий. Именно это взаимодействие и ока­зывается нарушенным у детей с задержкой психического развития.

Развитие восприятия включает в себя: (Л. А. Венгер):

  • формирование и совершенствование представлений о разно­видностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;
  • формирование и совершенствование самих перцептивных дей­ствий, необходимых для использования эталонов при анализе

У детей с ЗПР часто наблюдаются затруднения в право- и левоориентации, а также невыраженная или перекрестная латеральность.

У данной катего­рии детей грубо нарушена ориентировка в пространстве. Это в дальнейшем отрицательно сказывается на формировании графи­ческих навыков, письма и чтения.

В рисунке человека, который рассматривается как наиболее знакомый объект для изображе­ния у старших дошкольников и младших школьников, отмеча­ются выраженные пространственные нарушения в расположе­нии фигуры на листе бумаги,

выраженная диспропорциональ­ность отдельных частей тела,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.