Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование чтения и письма при ЗПР

При ЗПР церебрально-органического генеза нарушены основные предпосылки ус­пешного развития письменной речи, а именно:

  • На уровне базовых способностей имеется недоразвитие пальце­вого праксиса, недостаточность кинетической основы произволь­ного действия, недостатки устной речи;
  • на операциональном уровне имеется недоразвитие фонемати­ческого восприятия, имеются проблемы в функционировании зрительно-моторной координации, трудности перекодирования временной последовательности звуков в пространственную по­следовательность букв (слухомоторная координация);
  • на уровне навыка — недостаточная сформированность графомоторных навыков, несформированность навыка звуко-буквенного анализа.

- Примерно у 70% младших школьников с задержкой психического развития наблюдаются за­труднения в процессе овладения письмом и чтением.

- У большин­ства в дальнейшем эти затруднения переходят в стойкие дисграфию (Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, при котором на­блюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, иска­жения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания от­дельных слов в предложении, аграмматизмы на письме) и дислексию (Дислексия — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера).

Что приводит к дисграфии?

- Одной из главных причин - разнообразные нарушения речи, которые носят системный характер и затрагивают многие стороны речевой сис­темы.

- Количество ошибок в письме выше, чем у их сверстников с нормальным развитие - пропуски букв, слогов, смешения букв, обозначаю­щих акустически и артикуляторно сходные звуки, а также ошиб­ки, обусловленные неусвоением и неумением использовать грам­матические правила.

- зрительные рас­стройства, недостаток зрительного восприятия этих детей связан с нару­шениями в процессе переработки сенсорной информации. Посредством зрительных представлений может установиться характерная для сформированного письма «ас­социация слухоречедвигательного представления с рукодвигательным».

- не овладение ребенком технически правильными приемами письма и нарушение координацией движений пишущей руки. Нарушения ко­ординации движений и ручной моторики у детей с ЗПР отмеча­ются многими авторами.

- Графические движения относятся к классу произвольных двигательных навыков, вы­полнение которых организуется многоуровневой функциональной системой.

- Процесс овла­дения навыком письма подчиняется закономерностям формиро­вания любого двигательного акта. Он включает в себя следующие этапы:

· мотив или постановка задачи,

· ориентировка в задаче и выбор адекватных методов и приемов ее решения,

· непосредствен­ная реализация действия. Дети с ЗПР испытывают выраженные затруднения в формировании «алгоритма движения» ввиду не­достаточности со стороны кинетической основы произвольного действия.

Психологическая классификация нарушения чтения: в зависимости от механизмов нарушения выделяют фо­нематические, оптические, оптико-гностические, моторные, мне-стические и семантические дислексии и дисграфии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Неправильное соединение частей тела между собой, | Особенности коммуникации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.