Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раскройте общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития умственно отсталых детей




Основной контингент учащихся вспомогательных школ составляют ученики, страдающие олигофренией в степени дебильности. Ряд зарубежных дефектологов, неправомерно расширяя понятие умственной отсталости, относят к ней и пограничные состояния, поэтому во вспомогательные школы некоторых стран зачисляются все неуспевающие в общеобразовательной школе учащиеся.

И это вполне понятно. Ведь в таком случае срок нормального развития головного мозга ребенка оказывается минимальным.

По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрения делится на три группы: дебильность, имбецильность и идиотию.

Не подлежат обучению во вспомогательной школе глубоко умственно отсталые дети (идиоты и имбецилы) и дети с задержками психического развития.

При имбецильности наблюдаются резко выраженные нарушения физического и психического развития. В физическом развитии отмечаются аномалии в строении черепа, скелета, диспластичность в строении отдельных частей те­ла, нарушения сенсомоторной сферы. Выявлены грубые структурные и функциональные изменения в центральной нервной системе.

Дети-имбецилы способны накопить некоторый запас сведений, но их знания непрочны, недифференцированны, неосмысленны.

Они не способны усвоить за многие годы обучения общие понятия и правила. Дети-имбецилы могут овладеть элементами грамоты: письмом, чтением, счетом в пределах двадцати.

Эмоции относительно сохранны.

Имбецилы адекватно радуются, огорчаются, сердятся, к родным испытывают чувство привязанности. Но их эмоции монотонны и однообразны.

Осознание собственной личности более или менее развито. Многие из них любят посильный физический труд.

Имбецилы не могут самостоятельно жить и трудиться, нуждаются в постоянной опеке. Не­редко дети с болезнью Дауна страдают умственной отсталостью в степени имбецильности. По данным Г. Е. Сухаревой, 75% детей с болезнью Дауна — имбецилы, 20% —идиоты, 5% —дебилы.

Литература:

Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии – М., 1992

Специальная психология/Под ред. В.И. Лубовского – М., 2005.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – М., 1986.

Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков – СПб., 2005.

Основы специальной психологии/Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002.

 

Тема 1. Особенности э моционально-волевой сферы умственно отсталых детей/2

План:

  1. Закономерности и особенности эмоционального развития умственно отсталых.
  2. Особенности воли умственно отсталых детей.
  3. Особенности эмоционально – волевой сферы различной с структурой дефекта.

Литература:

1. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка — М.: 1985.

2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – М., 1986.

3. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб. 2005.

4. Шаповалова О.Е. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального развития умственно отсталых школьников. – М.: 2007.

Эмоциональное развитие при умственной отсталости имеет общие (для УО и нормально развивающихся детей) и специфические закономерности.

Общие закономерности:

В норме и при УО каждый последующий возрастной этап отличается от предыдущего по уровню сформированности ВПФ, к числу которых относятся и эмоциональные качества.

Следующей закономерностью эмоционального развития, как в норме, так и при снижении интеллекта является зависимость эмоциональных проявлений, свойств и состояний от особенностей взаимоотношения ребенка с окружающими людьми.

Переход от низших форм эмоциональной жизни к высшим осуществляется по мере его включения в различные виды деятельности (учеба, труд).

Специфические закономерности:

Среди специфических закономерностей эмоционального развития УО школьников необходимо отметить зависимость от структуры, глубины и своеобразия дефекта; наличие компенсаторных возможностей, связанных с направлением эмоциональной активности, с побудительным значением субъективных переживаний; важное влияние своевременно оказанной коррекционной помощи.

Воля — это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Развитие волевого поведения и воспитание волевых качеств у нормальных детей — длительный и сложный процесс. Воспитание воли у детей с умственной отсталостью еще более длительное и сложное дело. Это объясняется тем, что все психические функции, процессы, качества, с которыми связана воля, у умственно отсталых школьников имеют ряд нарушений.

Свойственные умственно отсталым нарушения нейродинамики, взаимодействия первой и второй сигналь­ных систем, взаимосвязи коры и подкорки отрицатель­но сказываются на целостной работе мозга и обусловливают недоразвитие воли.

Умственно отсталые не могут самостоятельно поставить перед собой цель, недостаточно осознают по­ставленные перед ними цели, не умеют спланировать свою деятельность, выбрать способ выполнения деятельности. Их действия слабо мотивированы.

Умственно отсталые дети малоинициативны.

Многие исследователи (Исаев Д.Н., Лебединская К.С., Сухарева Г.Е. и др.) подчеркивали, что особые нарушения характерны для осложненных форм олигофрении.

При неосложненных формах олигофрении э-в сфера остается относительно сохранной, хотя и несет на себе отпечаток общего недоразвития личности. При осложненных вариантах нарушения глубже связаны с биологическим дефектом, соответственно труднее поддается коррекции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.