Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития транспорта




 

У всех народов во все времена транспорт играл ведущую роль в их развитии. Существование любого государства немыслимо без мощного, хорошо развитого транспортного комплекса. Под воздействием развивающейся экономики и все усложняющихся хозяйственных связей между субъектами производства, роста численности населения и его подвижности транспорт как отрасль хозяйства страны должен непрерывно расти и развиваться.

В первобытном обществе роль транспортного средства выполнял сам человек, а первыми техническими средствами сухопутного транспорта были простые короткие шесты, которые впоследствии стали коромыслами. Пара шестов превратилась в носилки. Другое транспортное средство из двух жердей, связанных между собой, на которые укладывался груз, известно как волокуша. Волокуши позднее трансформировались в сани либо нарты. В качестве транспортных средств для перемещения по воде применялись плоты, долбленые лодки. В последующем потребности общества в перемещениях возрастали как непременное условие его выживания и развития.

В условиях первобытно-общинного строя для транспортирования люди использовали в основном простейшие средства. По мере приручения и разведения животных их стали применять для транспортных целей как в качестве вьючных, так и в виде тягловой силы.

По мере развития общества с переходом к рабовладельческому строю и отделением скотоводства от земледелия, а в последующем и отделению от них ремесел возникла потребность в обмене результатами труда, что в свою очередь потребовало развития средств транспорта как для внутренних нужд хозяйств земледельцев, скотоводов и ремесленников, так и для обеспечения обмена.

С возникновением частной собственности и разделением людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых требования к транспорту возросли. Расселение людей в первую очередь по берегам рек и морей, строительство городов, расширение обмена и торговли, а особенно завоевательные и оборонительные войны – все это привело к сравнительно быстрому развитию в первую очередь судостроения. По свидетельству Геродота Египет за 5000 лет до новой эры обладал многочисленным речным и морским флотом, на котором была занята огромная армия людей – 700 тыс. человек. По Нилу на плотах и судах в больших количествах перевозились продукты земледелия и животноводства, ремесленные изделия, лес, строительные материалы для крепостей, храмов, дворцов, жилищ и, в частности огромные каменные блоки для постройки пирамид и статуй.

Идею колеса, по-видимому взятую из опыта передвижения тяжелых предметов на катках, который применялся при строительстве пирамид в Египте, следует признать величайшим изобретением человечества. Колесо не имеет аналога в природе, но колесный экипаж служит человечеству уже много тысячелетий и остается основой всех видов современного наземного транспорта.

Следующим логическим шагом в развитии сухопутного транспорта было создание искусственных наземных дорог. Колесные повозки легче катить там, где ровная и твердая поверхность. В отличие от морских и речных путей сообщения, расположение которых определено природой, искусственные дороги в принципе можно проводить в любом направлении. Там, где строились сухопутные дороги, государства росли территориально и укреплялись в хозяйственно-политическом отношении. Египет, Великое Персидское царство, древний Китай – все они своим прогрессом и мощью обязаны сухопутным дорогам. Дороги позволяют осваивать отдаленные плодородные земли и держать под контролем завоеванные территории.

В эпоху средневековья, когда пришедший на смену рабовладельческому строю феодализм создал более благоприятные условия для развития материального производства, потребовалось увеличивать пропускные и провозные возможности существующих мощностей транспорта и создавать новые. В этот период проводятся работы по расширению сети речных и морских коммуникаций, строительству искусственных путей сообщения: каналов и сухопутных дорог. По территории России известен путь из «варяг в греки», связывавший Константинополь с Киевом, Новгородом, и Балтийским морем. Путь проходил из Черного моря по Днепру, малым рекам с волоками по р. Ловать, Ильмень-озеро, р. Волхов, Ладожское озеро, р. Нева в Балтийское море. Торговые связи Руси включали также Дон и Азовское море.

На торговых путях выросли торговые города: Азов, Керчь, Киев, Смоленск, Новгород, Рига, Владимир, Тверь, Болгар (близ Казани), Сарай (при впадении р. Ахтубы в Волгу), Москва.

Процесс разложения феодализма и возникновения капиталистических отношений в Европе был ускорен открытием новых торговых путей и новых стран в XV–XVI веках. Это время известно под именем периода великих географических открытий, оно положило начало колонизации Африки, Азии и Америки.

К этому времени начали создаваться новые технические средства транспорта и методы сопровождения. Вместо гребных появляются парусные суда с килем, трехмачтовые суда с косым парусом, которые могли двигаться под углом к направлению ветра. Применение компаса, карт, угломерных приборов, таблиц движения небесных светил и других научных открытий того времени позволили мореходам отойти от прибрежного плавания и предпринимать глубокие рейды в открытое море.

Развитие машинной техники резко увеличило количество товаров, которые нужно было вывозить в больших количествах для реализации. Одновременно потребовалась доставка больших масс сырья и материалов на фабрики. Одновременно с промышленностью на той же принципиально новой основе начал развиваться и транспорт. Паровая машина позволяла создать транспортную самодвижущуюся единицу, теоретически любой мощности и не зависящую от условий погоды. Появились пароходы, паровозы, паровые сухопутные экипажи, а позднее и паровые самолеты. Наряду с развитием парка подвижного состава интенсивно строились пути сообщения.

Транспортные средства в течение всей предшествующей истории принадлежали владельцу груза. По мере укрупнения предприятий, усложнения техники и технологии производства, возрастания объемов транспортной работы, рациональнее оказалось использовать наемный транспорт, чем содержать собственный, который чаще простаивал, чем приносил доход. В связи с этим транспорт вскоре выделился в самостоятельную отрасль, выполняющую перевозки грузов и пассажиров для любого клиента за определенную плату. В дальнейшем происходит специализация транспорта по его видам.

Таким образом, в условиях капиталистического способа производства транспорт претерпел кардинальные изменения, заключающиеся прежде всего:

1) в применении механического двигателя,

2) в значительном расширении сети путей сообщения,

3) в выделении транспорта в особую отрасль экономики,

4) в дифференциации средств и разделении транспорта на виды: морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и воздушный.

В 20 веке произошли новые качественные изменения во всех областях человеческой деятельности. Наука и техника достигли небывалого уровня расцвета, открыты новые законы развития мира, новые виды энергии, новые материалы, новые виды и типы машин, новые технологии, новые средства связи и управления. Передовые промышленно развитые страны переходят в стадию постиндустриального общества, для которого характерно наличие пяти сфер материального производства: 1) добывающей промышленности, 2) земледелия, 3) обрабатывающей промышленности, 4) транспорта, 5) информационной индустрии.

Роль транспорта в современном обществе только возрастает. Транспортирование во многих производствах является элементом производственного процесса: рефрижераторы (хранение и транспортировка), бетоновозы-миксеры (приготовление бетона в процессе его доставки к месту укладки), магазин на колесах (хранение и реализация товара), приготовление новых материалов в условиях невесомости и т.д. Транспорт становится обязательным элементом транспортно-логистических систем, он не просто обеспечивает перемещение грузов и пассажиров, а обеспечивает оптимизацию продвижения материальных, энергетических и информационных потоков.

Дальнейшее развитие экономических связей как внутри одной страны, так и в международном сообщении только усиливает роль транспорта, который должен обеспечивать ритмичность, бесперебойность, надежность, высокую скорость доставки в определенные условиями поставки сроки, без потерь и с минимальными издержками. Удовлетворение таких требований возможно при внедрении новых технологий работы транспорта и применении новых подходов к построению транспортных сетей.

Одной из наиболее актуальных проблем транспортной отрасли является необходимость тесной координации и взаимодействия всех видов транспорта на основе широкого внедрения логистических подходов, автоматизированных систем управления перевозочным процессом, развития новых технологий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 12694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.