Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Водный транспорт




Водный транспорт России представлен морским и внутренним водным транспортом. Сведения о применении водных видов транспорта доходят к нам еще за 6–4 тыс. лет до н.э., 3 тыс. лет до н.э. (5 тыс. лет назад) изобретен парус, около 1000 г. в Китае изобрели компас, что позволило мореходам ходить по морям, не оглядываясь на берег.

На территории России освоение морского пространства началось с Черного и Каспийского морей в IX веке, в начале XVII века началось освоение бассейна Северного Ледовитого океана, затем и дальневосточных морей. Первые суда представляли собой плоты, катамараны, выдолбленные или выжженные из стволов деревьев всевозможные лодки, челноки (из шкур), лодки из глины и т.д.

Необходимость увеличения грузоподъемности привела к переходу к наборным судам (каркас – обшивка). Движителями служили шесты, весла (до трех ярусов, на весле – до 12 гребцов). Гребные суда использовались преимущественно в военных целях вплоть до XVIII века. С 1807 года в США, в России с 1815 года стала применяться паровая машина. Морской колесный пароход был построен в Великобритании в 1818 г. В XIX веке начали применять гребной винт, затем с развитием техники появились паровые турбины, дизели. Россия тоже внесла определенный вклад в развитие водного транспорта. В России в 1903 г. изобрели дизель-электроход, а еще ранее, в 1899 г. построен ледокол «Ермак».

Государственный флот России начал свое существование с парусника «Апостол Павел», построенного при Петре I в Архангельске в 1694 г. Самым старым портом в России считают Архангельский порт, который был основан еще в XVI в. Позднее возникли порты на Балтике, Азовском и Черном морях (Херсон – 1778, Севастополь – 1784, Одесса – 1794г.), на Дальнем Востоке (Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Ванино и др).

К 1914 г. в составе русского морского флота числилось 3700 судов, но из них только 30 % были паровыми, а 70 % – парусными. В тот период всего лишь 6–7 % вывозимых за границу грузов и 14–16 % ввозимых в Россию грузов транспорти-ровалось на отечественных судах. За перевозку остальных грузов страна выплачивала в виде фрахта иностранным пароходствам по 100–150 млн. долл. ежегодно.

 

6.2.1. Морской транспорт

Морской транспорт имеет первостепенное значение для внешних экономических связей государств.

Доля морского транспорта в грузообороте мира составляет более 70 %, в объеме перевозок грузов – около 5 %. 56 % грузов, перевозимых морским транспортом, составляют сухогрузы и 44 % наливные грузы. География морских перевозок регламентируется не столько сетью морских путей, сколько наличием и размещением портов, способных принимать и обрабатывать океанские и морские суда.

Мировой тоннаж морских судов составляет 430 млн брутто-регистровых тонн (1 бр. рег. тонна составляет 2,83 м3 водоизмещения судна). Лидерами по морскому тоннажу являются Панама, Либерия, Кипр, Япония. Тоннаж морского флота России значительно сократился с распадом Советского Союза, когда из-за бесхозяйственности многие суда перешли в руки предприимчивых дельцов, не умеющих организовать работу морского транспорта, в результате чего за долги пришлось расплачиваться дорогостоящими судами; много судовладельцев зарегистрировали свои суда под флагом государств, в которых налоги значительно меньше, чем в России. Под такими флагами ходят около трети всех судов мира.

Техническую базу современного морского транспорта составляют: морские суда (флот), морские порты, судоремонтные заводы, некоторые элементы морских путей, прочие устройства и оборудование.

Флот – основа морского транспорта. В составе гражданского морского флота главное место занимают различные торговые суда. По эксплуатационному назначению различают суда:

транспортные – для перевозки грузов и пассажиров;

служебно-вспомогательные (буксиры, ледоколы, пожарные, разъездные);

технического флота (дноуглубительные, землесосы, грунтоотвозные, краны и др.).

Основу торгового морского флота составляют транспортные суда, которые могут быть пассажирскими, грузопассажирскими и грузовыми.

Неограниченность плавания морских судов в пределах мирового океана и необходимость движения в любое время суток и в любых метеорологических условиях требуют наличия на них комплекса устройств безопасности и жизнеобеспечения для команды, пассажиров и грузов. Именно поэтому морские суда представляют собой дорогое средство транспорта. Экономичность их эксплуатации может быть достигнута только при минимуме простоя и балластного (порожнего) пробега.

Судно представляет собой основную производственную единицу морского транспорта, которая может иметь отдельный производственный план и в пределах довольно длительного времени самостоятельно производить и реализовывать транспортную продукцию независимо от других элементов и звеньев морского транспорта.

В структуре судов мирового флота 37 % составляют танкеры, 24 % – балкеры (для навалочных грузов), 25 % – суда для генеральных (штучных) грузов, 7 % – контейнеровозы. Необходимость сокращения простоев при погрузке и выгрузке судов привела к созданию судов с горизонтальной погрузкой-выгрузкой (суда типа «Ро-Ро»), применению паромов, совершенствованию погрузочно-разгрузочного оборудования и технологий обработки судов.

Пассажирские суда – лайнеры (на 500–1500 человек) и круизные суда (на 200– 500 человек).

К грузопассажирским судам относятся паромы, грузовые суда с помещениями для пассажиров, либо пассажирские суда с трюмами для грузов.

 

Морские порты во многом определяют эффективность использования флота. Порты могут быть: общего назначения, специализированные или комбинированные.

Порты общего назначения принимают все суда, в том числе пассажирские, а грузы перерабатывают на общих причалах. Такие порты, как правило, имеют небольшой грузооборот.

Специализированные порты сооружают для переработки грузов определенной группы или конкретного наименования (угля, руды, минеральных удобрений, леса, нефтепродуктов и т. д.). При больших грузопотоках такие порты оборудуются мощными средствами для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, имеют большие глубины акваторий, подходных каналов, мощные причалы, емкие складские помещения, сложное железнодорожное хозяйство.

Комбинированные порты (универсальные) имеют отдельные причалы, чаще районы для переработки специальных грузов и грузов общего назначения, а также для обработки пассажирских судов.

Крупнейшим универсальным портом считается Роттердам (Нидерланды), ежегодно он принимает и отправляет около 280 млн т грузов. Мощное портовое хозяйство имеют Япония, США, Китай.

В мире насчитывается более 2000 морских портов, большая их часть приходится на бассейн Атлантического океана, однако по количеству перевозимых грузов лидирует Тихий океан (грузы из Азиатско-Тихоокеанского региона – АТР и обратно).

Под термином морской путь обычно понимают водное пространство морей и океанов, включая естественные проливы и искусственные каналы. Морской путь не требует предварительных работ по его сооружению и поддержанию в эксплуатационном состоянии, но это, естественно, не относится к каналам и акваториям портов, которые могут существенно ограничивать пропуск судов. Наиболее важные морские каналы – Суэцкий, Панамский, Кильский.

В развитии морского транспорта наметились следующие тенденции:

интенсивно стареет мировой морской флот;

сокращается строительство супертанкеров из-за их высокой экологической опасности;

увеличивается доля специализированного подвижного состава (контейнеровозы, рефрижераторы, лихтеровозы, лесовозы, газовозы, химовозы и проч.)

концентрация транспортного процесса на меньшем числе морских трасс и портов;

расширение функций морских портов с образованием на их базе крупных логистических центров;

совершенствование взаимодействия с другими видами транспорта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.