Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание и развитие морского транспорта России




20 октября 1996 года наша страна отметила трехсотлетие (с 1696 г.) исторического решения Боярской думы России: «Морским судам быть...» С этого принятого по предложению Петра I решения началось превращение России в великую морскую державу.

Последующие три столетия морской торговый флот рос и развивался вместе с государством, открывал новые земли, особенно в Арктике и на Дальнем Востоке, участвовал в их освоении, удовлетворял потребности страны в морских перевозках, а в тяжелые годы вместе с Военно-морским Флотом защищал рубежи Отчизны.

18 июля 1924 года Постановлением Совета Труда и Обороны было образовано акционерное общество «Советский торговый флот» («Совторгфлот»). Оно объединило транспортные суда, принадлежавшие прежде различным наркоматам, ведомствам и акционерным обществам. Этим закладывались основы централизованного управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства, складывалась её инфраструктура, включавшая не только суда, но и порты, судоремонтные заводы, учебные заведения.

К 1 января 1925 года, когда «Совторгфлот» начал свою официальную деятельность, под его флагом удалось собрать всего 128 пароходов общей вместимостью менее 168 тысяч брутто-регистровых тонн.

С образованием «Совторгфлота» связано и начало пополнения флота судами отечественной постройки.

За первую пятилетку (1928—1932 годы) морской транспорт получил 66 судов с отечественных верфей и 44 судна иностранной постройки. Это позволило флоту достичь в 1932 году по грузообороту уровня 1913 года — 10,9 миллиардов тонно-миль, превысив уровень 1920 года в два раза. Успешно шло восстановление портового хозяйства страны. Грузооборот портов достиг в 1932 году 48,6 миллиона тонн, превысив уровень 1913 года.

Крупные работы по реконструкции морских портов были проведены в Ленинграде, Архангельске, Владивостоке. Строились новые причалы, склады, пассажирские вокзалы, увеличивалось количество средств механизации. Расширялись и реконструировались судоремонтные заводы.

Морской флот в 30-е годы значительно расширил районы плавания. Благодаря героическим плаваниям «А. Сибирякова», «Ф. Литке», «Челюскина», «Г.Седова» в широких масштабах было начато освоение Северного морского пути и превращение его в постоянно действующую магистраль. Северный морской путь (Гамбург – Япония) проходит через Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря.

Для справки:

Морской путь от Гамбурга до Японии через Суэцкий канал составляет 11500 миль, а вокруг Африки – 14000 миль, по Северному морскому пути это расстояние сокращается до 7300 миль, причем, расстояние в 2,5 тыс. миль равно пути от Карских ворот до Берингова пролива.

Окончательное оформление морского транспорта в самостоятельную отрасль народного хозяйства произошло перед Великой Отечественной войной. Морфлот стал важной составной частью транспортной системы страны.

В его составе на 1 апреля 1941 года насчитывалось 870 судов общим дедвейтом 2,1 миллиона тонн. Средняя грузоподъемность судна за годы существования отрас­ли выросла вдвое. Уровень механизации в портах в 1940 году превысил 65 процентов.

С первых часов Великой Отечественной войны все 14 морских пароходств, 51 морской порт, 27 судоремонтных заводов и других предприятий со 100 тысячами работников подчинили свою деятельность военным нуждам. Около 100 судов в соответствии с мобилизационными планами сразу же были переданы Военно - морскому Флоту (ВМФ), часть поступила в оперативное подчинение военных флотов.

Транспортные суда на Балтике, Черном море, Севере под снарядами и бомбами доставляли фронту войска, боевую технику, боеприпасы и продовольствие, эвакуировали раненых и больных, население, промышленное оборудование. Активное участие они приняли в доставке грузов по «ленд-лизу». Из общего количества этих грузов (16 миллионов тонн) наши суда перевезли больше половины.

За годы войны труженики отрасли перевезли в общей сложности около 100 миллионов тонн грузов и более 175 миллионов тонн переработали в портах.

Война оставила после себя тяжелые следы. Отрасль потеряла 380 судов дедвейтом около миллиона тонн, было разрушено более 90 портов, десятки судо­ремонтных предприятий.

Второй раз на протяжении трех десятилетий стране пришлось затратить большие усилия и средства, чтобы восстановить свой морской транспорт и его инфраструктуру. На этот раз он был воссоздан на новой технической основе.

С конца 50-х годов началось бурное развитие отрасли и пополнение ее новыми судами. Уже в 1965 году морской транспортный флот страны составил 1187 единиц общим дедвейтом 8,4 миллиона тонн и вышел на шестое место в мире.

В 70—80-е годы в состав транспортного флота вступили сотни специализированных судов (контейнеровозы, ролкеры, балкеры, железнодорожные паромы, суда для перевозки генеральных грузов). Для их обработки были построены специализированные береговые комплексы, что позволило значительно усовершенствовать технологию перевозки и перевалки грузов.

Таким образом, за три послевоенных десятилетия в стране была сформирована мощная транспортная отрасль — Морской флот, — в составе которого на 1 января 1990 года было 17 пароходств, 1800 судов общим дедвейтом 22,4 миллиона тонн, 67 портов, 26 судоремонтных предприятий, 6 высших и 14 средних специ­альных учебных заведений, 14 мореходных школ, 7 научно-исследовательских, проектных, и конструкторских учреждений.

В конце 1991 года распался Советский Союз и на базе союзных республик образовались суверенные государства, в том числе и Россия. В новых государствах появились самостоятельные отрасли морского транспорта.

Под юрисдикцию Украины отошли Черноморское, Азовское и Дунайское пароходства со всеми структурными предприятиями (порты, заводы, морские учебные заведения и т.д.), ранее входившими в состав союзной отрасли. То же самое произошло с Латвийским, Литовским, Эстонским, Грузинским, Каспийским и Среднеазиатским пароходствами, которые в полном составе вошли в соответствующие независимые государства.

Произошла реорганизация и Министерства морского флота. В январе 1992 года вме­сто него был создан Департамент морского транспорта в составе Министерства транспорта России. Функции, связанные с оперативным управлением работой судов, портов, заводов, были переданы пароходствам и другим предприятиям морского транспорта на бассейнах.

Вместо 17 пароходств, входящих в состав Министерства морского флота СССР, в России осталось 10.

Структура и назначение мор­ских пароходств значительно изменились. Из их состава вышли и стали самостоятельными крупные морские торговые порты и судоремонтные заводы. Пароходства стали, в основном, судоходными компаниями. Существенно изменилась и их форма собственности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 года все пароходства, кроме Арктического, а потом Северо-Каспийского, стали акционерными обществами. В Мурманском пароходстве ледокольный флот остался в государственной собственности, и эксплуатация ледоколов стала осуществляться на основе специального договора пароходства с государством.

В связи с распадом отрасли Россия потеряла почти половину морских торговых портов, отошедших к новым независимым государствам, в том числе незадолго до этого построенные современный Новоталлинский порт и ряд специализированных портов на Балтике и Украине. В Европейской части страны у России остался лишь один крупный незамерзающий порт — Новороссийск. Оставшиеся у России 40 портов оказались способными переваливать около 70 процентов грузов страны. Лишилась Россия и нескольких железнодорожных паромных переправ на Балтике, Черном и Каспийском морях.

Учитывая стратегическое значение морских портов, часть имущества портов осталась в руках государства, а для надзора за технической эксплуатацией портовых сооружений и безопасностью мореплавания на акваториях учреждены Морские администрации портов.

Учитывая сложившуюся обстановку и в целях обеспечения потребностей России в перевозках грузов и перевалке их в портах, правительство страны 8 октября 1993 года приняло Программу возрождения торгового флота России, был создан Фонд возрождения. Этой программой были предусмотрены меры по обновлению, строительству и модернизации портов и судоремонтных заводов. Планировалось довести к 2000 году численность транспортного флота до 800 единиц суммарным дедвейтом 12 миллионов тонн, а пропускную способность портов — до 255 миллионов тонн. Предусматривалось строительство новых портов на Балтике (Лужская Губа, Приморск, бухта Батарейная), на Каспии (поселок Забурунное) и на Дальнем Востоке (Советская Гавань). В действующих портах на всех бассейнах было запланировано построить 145 новых причалов и перегрузочных комплексов. Особое внимание в Программе уделено возрождению Российского флота на Каспии, где у России почти не осталось судов и портов.

 

Что же сегодня представляет собой морской транспорт России как отрасль? Основу морского транспорта составляют 10 пароходств, более 80 государственных, акционерных и частных судоходных компаний, свыше 40 морских торговых портов, 13 судоремонтных заводов, Государственный регистр морского судоходства, 5 научно-исследовательских и проектных институтов.

Если оценивать весь морской флот, находящийся под контролем России, то он составит порядка 1270 судов общим дедвейтом 15,4 миллиона тонн. Провозная способность этого флота оценивается в 130 миллионов тонн грузов.

Уникальная, единственная в мире флотилия из девяти атомных ледоколов позволяет продлевать сроки арктической навигации в западной части Северного Ледовитого океана, проводить транспортные суда круглый год, а также осуществлять высокоширотные, сквозные рейсы по всей трассе Северного морского пути — нашей национальной транспортной магистрали в Арктике.

Продолжая реализацию правительственной Программы возрождения торгового флота России и его инфраструктуры, уже построено более 50 транспортных судов, ведется реконструкция практически всех федеральных портов, строится 23 перегрузочных комплекса, ежегодно осуществляется ввод дополнительных мощностей. На Дальнем Востоке введен угольный комплекс, позволивший решить проблему экспорта российского угля в этом регионе, введен комплекс по переработке удобрений в Мурманске, завершается строительство мощного контейнерного терминала в Санкт-Петербурге, зернового и контейнерного терминала в Новороссийске, сразу три специализированных перегрузочных комплекса в Ванинском порту и так далее. Ведется строительство сухогрузного порта в Усть-Луге, наливного порта в бухте Батарейная, нового порта на Каспии (поселок Оля), нового порта на Балтике в районе Приморска. Разработаны технико-экономические обоснования строительства нового порта на Чёрном море (озеро Соленое в Краснодарском крае), а так же предусматривается создание паромного сообщения на направлении Усть-Луга – Калининград – Германия и Санкт-Петербург – Калининград – Германия. Проработаны вопросы организации паромного сообщения между Россией и Турцией, а также на Каспии между Россией, Среднеазиатскими республиками и Ираном.

По провозной способности российский флот мог бы удовлетворять потребности России в перевозках грузов морем, однако из-за несовершенства законодательной базы, не учитывающей в полной мере специфику морского флота, этого не происходит. Российские судовладельцы вынуждены регистрировать суда под иностранными, «удобными» флагами. Флот морских пароходств в России практически не обновляется. Из введенных в эксплуатацию в 1997 году 16 судов общим дедвейтом 171,5 тысяч тонн только 4 (49,4 тысячи тонн дедвейта) подняли флаг России.

К сказанному следует добавить проверенную на практике систему государственного морского образования, ежегодно выпускающую две тысячи специалистов морского транспорта. В отрасли действуют 3 академии, 9 колледжей и 11 лицеев, располагающих необходимой материальной базой и профессорско-преподавательским потенциалом для подготовки специалистов, отвечающих всем международным стандартам.

 

6.2.2. Речной транспорт

 

Гигантская по своим масштабам территория России пронизана необыкновенно густой сетью рек, озер, рукотворных каналов и водохранилищ, составляющих сеть внутригосударственных транспортных коммуникаций. Многие из этих водных путей оказываются своеобразными окнами в большой мир транспортных отношений международного уровня. Все они, в рамках технологии «река-море», представляют собой исходные пункты трасс, протягивающихся в направлении сопредельных и заморских стран, в основном, Европы и Азии.

В единой транспортной системе страны речной транспорт осуществляет перевозки по внутренним водным путям (ВВП) России и смешанные «река-море» перевозки. Внутренний водный транспорт – комплекс, включающий ВВП (реки, озера, судоходные каналы и водохранилища), флот, порты, судоремонтные и судостроительные предприятия.

Основная особенность речного транспорта – относительная дешевизна перевозок. Другие его преимущества – меньший расход металла и топлива на сопоставимый объем перевозок и меньшие первоначальные капитальные вложения. Объясняется это тем, что внутренний водный транспорт использует большей частью естественные водные пути – реки и озера. Искусственные каналы и водохранилища строят с целью их комплексного использования не только транспортом, но и для энергетики, водоснабжения объектов промышленности и сельского хозяйства, т.е. расходы на их использование лишь частично относят на транспорт.

Речной транспорт нашей страны обладает рядом особенностей, определяющих его использование. Направление течения большинства рек с юга на север в Азиатской части и с севера на юг в европейской части не совпадает с направлением грузопотоков запад – восток. Другой особенностью является ограниченный срок навигации, грузы годовой потребности в районы Крайнего Севера и отдаленные районы Дальнего Востока требуется доставлять за короткие сроки навигации, что требует содержания развитого складского и погрузочно-разгрузочного хозяйства, интенсивного использования подвижного состава.

Речной транспорт обладает таким преимуществом перед другими видами транспорта, как его высокая пропускная способность. Суда высокоскоростные имеют возможность за счет расхождения обгонять суда большой грузоподъемности. Пропускная способность Волги составляет более 100 млн т, что сопоставимо с пропускной способностью двухпутной железной дороги, в частности с Транссибом.

В России создана Единая глубоководная система европейской части, позволяющая выполнять перевозки судами класса «река–море».

К водным путям тяготеют в основном грузы, не требующие срочной доставки, но перевозимые большими партиями. Это так называемые массовые грузы: лес, нефть, зерно, руда, уголь, строительные материалы, химические удобрения, соль. Исключительно по воде перевозят крупногабаритные грузы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.