КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стандартные форми коносаментов
Впрактике международного торгового судоходства применяется большое их количество, каждая из которых учитывает специфику перевозки груза и особые условия в зависимости от формы организации судоходства, направления перевозки, законодательства стран погрузки и выгрузки. Но разнообразие условий еще не исчерпывает всей специфики морских перевозок. Другая сторона дела — многочисленность заключаемых договоров и необходимость их быстрого оформления. Стандартная, напечатанная типографским способом, форма коносамента содержит на оборотной стороне в готовом виде все стандартные условия перевозки, принятые в торговом мореплавании. К ним относятся толкование принятых в коносаменте терминов (перевозчик, груз, держатель), условия о юрисдикции, верховенстве законов, девиации, лихтеровке, залоговом праве, общей аварии и спасании, фрахте и расходах, перегрузке и экспедиции, а также другие условия, характерные для сферы применения данной формы коносамента. Стандартные формы составляются на английском языке, который преобладает в международной морской торговле. Для удобства пользования коносаменты обычно имеют условные, кодовые названия. В настоящий период наблюдается тенденция к упрощению стандартных форм коносаментов, максимальному сокращению числа их реквизитов и условий. Их лицевая сторона, содержащая эксплуатационные и коммерческие условия, которые могут меняться с каждым новым рейсом, приспособлена для компьютерного заполнения и считывания. Кроме того, коносамент может иметь стандартную форму, разработанную перевозчиком для любого из направлений работы, или его форма может быть разработана для каждой двусторонней и многосторонней линии индивидуально, в зависимости от особенностей стран-участниц линейных перевозок.
Основное число проформ коносаментов (более 20) разработано BIMCO. Характерно, что они в равной степени обеспечивают интересы судовладельцев (перевозчиков) и грузовладельцев, поэтому наиболее часто используются в практике торгового мореплавания. Проформы коносаментов BIMCO, в зависимости от сферы использования, подразделяются на две группы: 1. Чартерные коносаменты. Их форма и содержание определены чартером, на основании которого осуществляется фрахтование судна. В качестве примера приведем несколько из них: • "Congenbill" ("Кондженбилл") — используется при наличии чартера "Gencon", но может быть использован и с другими проформами чартеров. Печатный бланк проформы очень краток и содержит, помимо обычной описательной части, ссылку на дату оформления чартера и оговорку о включении в коносамент всех условий чартера (All terms, conditions, liberties and exceptions of the Charter-party are herewith incorporated). Затем приведена оговорка о распространении на коносамент законодательства, отражающего положения Брюссельской конвенции 1924 года (Гаагских правил) и включена оговорка о том, что вес, мера, качество, состояние и стоимость груза неизвестны (Weight, measure, quality, quantity, condition and value unknown). • "Genbil” ("Дженбилл") — предназначен для перевозок, совершаемых без чартера. Его особенность состоит в том, что условия перевозки изложены на лицевой стороне, а обычные реквизиты — на оборотной. Это сделано для того, чтобы подпись капитана была помещена в конце всего текста, так как иногда грузовладельцы ссылаются на то, что они не могли проверить все условия, оговорки и изъятия печатного текста, помещенного на оборотной стороне коносамента; • "Grainvoybi” ("Грейнвойбилл") — используется для отгрузок по зерновому рейсовому чартеру "Grainvoy";
• uPolcoalbill" ("Полкоулбилл") — используется для перевозки угля из польских портов по чартеру "Polcoalvoy". 2. Линейные коносаменты включают все специальные условия договора перевозки грузов на линейных судах и по своему содержанию шире чартерных коносаментов. Основные из них: • "Сопliпеbill" ("Конлайнбилл") — "развернутая форма", которая используется как основа для многих других проформ коносаментов; • "Linebill" ("Лайнебилл") — "краткая форма"; • "Conlinethroughbill" ("Конлайнтрубилл") — сквозной коносамент, который применяется при перевозке линейными судами грузов с перевалкой с одной линии на другую; "Visconbill" ("Висконбилл") — линейный коносамент, используемый в перевозках, где обязательно выполнение Гаагско-Висбийских правил; По виду организации перевозки коносаменты бывают: • морские (бортовой; коносамент морского перевозчика; океанский коносамент); • сквозные; • комбинированные. Коносамент морского перевозчика (Port to Port Bill of Lading) — предназначен для транспортировки груза исключительно на морском участке. Океанский коносамент (Ocean Bill of Lading) — коносамент океанского перевозчика, который оформляется в том случае, когда порты погрузки/выгрузки не обслуживаются судами данной линии. Для перевозки грузов между этими портами и базовым портом линии океанский перевозчик заключает договор с местной (локальной) линией и издает коносамент, в котором указываются: первоначальный порт погрузки, порт назначения и порт перевалки груза на океанское судно. Сквозной коносамент (Through Bill of Lading) — коносамент, который выдается в тех случаях, когда груз доставляется по назначению не одним судном, а с перевалкой в промежуточном порту на другое судно или на иной вид транспорта (железнодорожный, автомобильный и др.) при смешанной перевозке. По сквозному коносаменту ответственность несет перевозчик или оператор, выдавший его, за все расстояние пер е возки до окончательного порта/пункта назначения, указанного в коносаменте. Такой коносамент освобождает грузоотправителя и грузополучателя от забот по перевозке груза, так как перевозчик, передающий груз другому перевозчику, выступает в качестве экспедитора.
Сквозной коносамент наиболее широко используется при контейнерных перевозках, которые часто выполняются в системе кооперации судовладельцев базового — океанского и фидерного — морского сообщения на основе сегментальной ответственности каждого из участников перевозки. В этом случае выписывается не сквозной, а комбинированный транспортный коносамент в сообщении "порт — порт". Комбинированный транспортный коносамент (Combined Transport Bill of Lading) — коносамент, по которому грузы перевозятся как минимум двумя видами транспорта. Является документом экспедитора, действующего в роли перевозчика. Утвержден Международной торговой палатой и признан банками в качестве транспортного документа. С его использованием перевозки могут осуществляться морем и далее по железным дорогам и/или автомобильным транспортом по одному документу. Обычно тот, кто выдал такой коносамент, отвечает за груз с момента его приемки до момента сдачи в пункте назначения. Разновидностью комбинированного коносамента является мультимодальный экспедиторский коносамент (Multimodal Transport Bill of Lading FIATA), разработанный Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (International Federation of Freight Forwardes Associations, FIATA). Такой коносамент выпускает экспедиторская компания, которая выступает перед грузоотправителем как перевозчик по договору и заключает договор на перевозку с фактическими перевозчиками.
Вопросы для самоконтроля.
1. Какое значение в коммерческой практике морских перевозок и международной торговле играет коносамент? 2. В какой форме судоходства коносамент выполняет все свои функции? Назовите их. 3. Что подразумевается под товарораспорядительной функцией коносамента? 4. По каким основным признакам классифицированы коносаменты? 5. Какой коносамент считается чистым? 6. На основании каких документов и когда может быть выдан коносамент? 7. Какие обязательные реквизиты указываются на лицевой стороне коносамента? Кто представляет эти данные?
8. Что входит в перечень условий, приводимых на обратной стороне коносамента? 9. Какие могут быть последствия неправильного датирования коносамента? 10. Какое количество оригиналов коносамента должно быть подписано? Кто это решает? 11. Каково назначение оговорок, вносимых в коносамент? 13. Охарактеризуйте общий порядок выдачи груза в порту назначения. 15. Перечислите и охарактеризуйте документы, оформляемые при приеме груза на судно. 16. Какая связь между погрузочным ордером, штурманской распиской и коносаментом? Какой из этих документов является товарораспорядительным?
Лекция 7. Международные конвенции, которые регулируют морскую перевозку грузов по коносаменту План лекции 1. Необходимость уменьшения ответственности морского перевозчика. 2. Брюссельская конвенция. 3. Правила Висби. 4. Гамбургские правила.
Рекомендованная литература:1,2,3,4,6,9,13. Основные теоретические положения 1. Необходимость уменьшения ответственности морского перевозчика. Государства, заинтересованные в расширении участия своих транспортных компаний в международных сообщениях, всегда стремились к международному сотрудничеству в целях выработки единообразных (унифицированных) условий перевозок грузов и регулирования основных проблем торгового судоходства. В результате этих усилий на международном уровне заключены соглашения по отдельным видам транспорта, получившие название международные транспортные конвенции. В морском судоходстве они определяют взаимоотношения участников договора морской перевозки грузов и правовой статус коносамента, организацию международных морских сообщений, вопросы безопасности мореплавания и ответственности судовладельцев. Краткий обзор обстоятельств, предшествовавших принятию Гаагских правил. Принцип свободы договора охраняется в Англии и других странах в течение долгого времени, и ко всякому вмешательству в это освященное временем право деловых людей заключать договоры на любых угодных им условиях относились с некоторой опаской. Однако, как мы наблюдаем в области морской, воздушной и сухопутной перевозки грузов, это право теперь начинает серьезно ограничиваться в законодательном порядке, причем необходимость этого обусловливается скорее потребностями международного оборота, чем внутригосударственными потребностями. В прошлом столетии мы явились свидетелями целого ряда конференций на дипломатическом уровне, на которых были приняты нормы, регулирующие условия договоров перевозки. Эта тенденция обязана своим возникновением колоссальному росту международной торговли сразу же после первой мировой войны, но еще до этого необходимость в принятии какого-то регулирующего законодательства была признана в CШA, где был введен закон, известный под названием Закона Хартера 1893 г. Этот закон запретил владельцу судна, перевозящего товары из портов США или между портами США и иностранными портами, включать в коносамент или погрузочный документ какой-либо пункт, статью или соглашение, которые освобождали бы перевозчика от ответственности за гибель или вред, возникающие в результате небрежности, ошибки или упущения в погрузке, укладке, хранении товара, в заботе о нем или в надлежащей доставке товара. Кроме того, законом было запрещено включать в коносамент любое соглашение, которое каким-либо образом ограничивало, ослабляло или отменяло бы обязанность судовладельца проявить должную заботливость в отношении надлежащего оснащения судна, укомплектования его командой, снабжения его провиантом и обеспечения мореходности судна и его способности сбвершить намеченный рейс, или обязанность капитана, членов экипажа, агентов или служащих обеспечить надлежащее обращение с грузом, его укладку, заботу о нем и доставку. Следует особенно отметить, что эти нормы действовали в отношении, договоров перевозки, подтверждаемых коносаментами по рейсам из портов США или в порты США. Поэтому под действие этих норм подпадали владельцы судов, перевозящих товары в порты США, равно как и судов, перевозящих товары из портов США, и можно сказать, что принятие этого закона заложило основу для последующего международного регулирования. После прекращения военных действий в 1918 г. международная торговля стала развиваться очень быстрыми темпами, и коносамент был признан как документ, служащий основой для финансирования торговых контрактов. Можно сказать, что по мере развития торговли условия коносаментов, касающиеся ответственности перевозчика, становились все более и более разнообразными, и ценность этих документов уменьшилась до такой степени, что перевозчик, вообще говоря, по сути дела освобождался по договору от всякой ответственности за гибель или порчу товаров с момента их принятия перевозчиком и до момента их сдачи импортеру.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |