Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Класcификация морских судов




Классификация судов морского флота может быть произведена в зависимости от их назначения, конструктивного исполнения, вида двигателя и движителя, способа погрузки и разгрузки и ряда других особенностей.

Суда гражданского флота обычно разделяются на следующие основ­ные группы:

торговые — для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного и иного морского промысла, добычи полезных иско­паемых, буксировки других судов и иных плавучих объектов, про­изводства гидротехнических работ и подъема затонувшего в море имущества;

Основным звеном является транспортный флот, который состоит из пассажирских, грузопассажирских и грузовых судов.

Грузовые суда по роду перевозимого груза подразделяются на наливные, сухогрузные и комбинированные. Среди наливных раз­личают суда для перевозки сырой нефти, нефтепродуктов, смазоч­ных масел, пищевых масел и жиров, пресной воды, вина, спирта, химических продуктов и сжиженных газов.

По степени специализации все суда могут быть подразделены на узкоспециализированные, суда широкой специализации комби­нированные и универсальные. Деление судов на сухогрузные и на­ливные отражает один из видов их специализации.

Особую группу флота составляют комбинированные суда с так называемой совмещенной специализацией. К ним относятся грузопассажирские суда, суда для попеременной перевозки нава­лочных и наливных грузов, др.

По способу погрузки и разгрузки различают суда: с вертикальной погрузкой через палубные грузовые люки; с горизонтальной погрузкой посредством автопогрузчиков и других средств береговой механизации через бортовые порты или но специальным помостам (аппарелям) через бортовые, кормовые или носовые порты — накатом, с погрузкой судна методом докования,

имеющие собственный грузовой конвейер в нижней части воронкообразных грузовых трюмов, на которых навалочный груз из трюмов ссыпается под собственной тяжестью и потом выгружа­ется на причал по дополнительному транспортному мосту;

с приемом и выдачей жидких грузов по системам судовых трубопроводов (танкеры и суда для перевозки сжиженных га­зов), с комбинированными и прочими способами погрузки-разгрузки.

Способ погрузочно-разгрузочных работ во многом определяет их интенсивность, продолжительность стоянок в портах, а следо­вательно, и экономичность судов.

Архитектурно-конструктивные особенности, присущие отдельным группам флота, выражаются в различном виде.

Например, для сухогрузных судов выделяют: способы погрузки и разгрузки — вертикальный через грузовые люки судна и горизонтальный через бортовые отверстия, так на­зываемые лацпорты и по рампам — носовой и кормовой.

Для сухогрузных, наливных и других судов рассматривают: число и расположение надстроек

высоту надводного борта — с минимальным или с избыточным надводным бортом и т. д.;

количество палуб — одна, две и т. д. расположение машинного отделения (МО) —среднее, смещен­ное, или промежуточное, и кормовое;

По конструктивному типу суда разделяют на полнонаборные — с минимальным надводным бортом и с избыточным надводным бортом.

Cуда с минимальным надводным бортом (полнонаборные) имеют непрерывную верхнюю палубу, до которой доходят водонепроницаемые переборки. Продольные и поперечные связи обеспечивают высокую конструктивную прочность и у такого судна высота надводного борта отсчитывается от верхней палубы. Это балкеры, танкера и др. суда для перевозки тяжелых грузов. Их удельная грузовместимость 0,7-1,2 м3/т.

Суда с избыточным надводным бортом (неполнонаборные) имеют пониженную прочность корпуса, переборки доходят, как правило, до второй сверху палубы и высота надводного борта отсчитывается от этой второй палубы. Это пассажирские суда, рефрижераторы, ролкеры, паромы и др. многопалубные суда.. Их удельная грузовместимость 1,5-2,5 и более м3/т.

Данные об отдельных элементах судна называются технико-эк­сплуатационными характеристиками. В совокупности они состав­ляют общую его характеристику и используются в решениях эк­сплуатационных задач.

3. Технико-эксплуатационные характеристики судов.

Существует ряд эксплуатационно-технических характеристик, имеющих весьма важное значение для эксплуатации судна. К числу таких характеристик относятся главные размерения судна.

Помимо перечисленных теоретических размерений (которые дают размеры без учета толщины обшивки судна, толщины горизонтального киля), в эксплуатационной практике весьма важное значение имеют габариты судна. Они определяют возможность постановки судна у причала ограниченной длины, прохода судна в док с определенной длиной шлюза и шириной ворот, входа в порт или прохода по каналу с ограниченной глубиной фарватера, прохода судна под мостами на некоторых каналах и т. п. Такими габаритными размерениями являются:

1) длина наибольшая (length overall – LOA) — расстояние по длине судна между крайними наружными точками форштевня и кормы;

2) ширина наибольшая (breadth, beam)— расстояние между вертикалями, проведенными касательно к наружной поверхности судна в самой широкой его части;

3) осадка судна (draft) — расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от наружной кромки киля до плоскости грузовой ватерлинии;

4) высота судна максимальная — расстояние по вертикали от наружной кромки киля до самой высокой точки судна; вычитая из этoй величины осадку, получают высоту судна над водой,(air draft) т. е. его габаритное размерение, служащее для суждения о возможности прохода судна под мостами.

Решая вопрос о возможности направления судна в тот или иной порт (канал, док), совершенно необходимо учитывать габариты судка; при этом необходимо принимать во внимание также крен и дифферент.

Весовые и объемные характеристики судна.

Как известно, под водоизмещением судна понимают его объемное водоизмещение, представляющее объем погруженной в воду части судна, либо его весовое водоизмещение, равное весу вытесненной судном воды.

Весовое водоизмещение и связанные с ним другие весовые характеристики судна применяются для решения целого ряда практических вопросов. В паспортных данных о судне приводятся два показателя водоизмещения:

а) водоизмещение в полном грузу и

б) водоизмещение порожнем.

Под водоизмещением порожнем D 0 транспортных судов обычно подразумевают вес судна и полным снаряжением, с водой в котлах и конденсаторах, но без груза, без экипажа, без запасов топлива и воды и прочих рейсовых расходных запасов.
Водоизмещение судна порожнем является, таким образом, величиной постоянной.

Однако с эксплуатационной точки зрения непосредственный интерес представляет не водоизмещение, а грузоподъемность судна, причем в свою очередь различают:

а) полную грузоподъемность (дедвейт) и

б) чистую грузоподъемность.

Полная грузоподъемность судна Dв может быть выражена
как разность

Dв = D - D0.

Полная грузоподъемность показывает, какое общее весовое количество грузов и необходимых рейсовых запасов может принять судно.

В полную грузоподъемность входит вес так называемого мертвого, т. е. бесполезного, груза: остатков воды в льялах и балластных танках, скопившихся на судне дефектных деталей, ненужного имущества.

Полная грузоподъемность судна — величина постоянная в такой мере, в какой является постоянной величиной водоизмещение в полном грузу. Она является постоянной при нагрузке судна по определенную грузовую марку. В паспортных данных судна указывают его полную грузоподъемность при летней г ру зовой маркев морской воде. Это число принимается для грузовых судов как основная характеристика. Однако при эксплуатационных расчетах следует в каждом конкретном случае устанавливать полную грузоподъемность при той грузовой марке, которая соответствует сезону и условиям плавания судна. Этим нельзя пренебрегать, так как даже для малых грузовых судов разница между полной грузоподъемностью при различных грузовых марках составляет десятки тонн, а с увеличением размера эта разница возрастает, cоставляя, например, для с Dв = 5000 т. величину порядка 150 т.

Чистая грузоподъемность судна равняется полной грузоподъемности, уменьшенной на вес принимаемых судном запасов топлива, воды и т. п. Если обозначить суммарный вес запасов через G, то чистая грузопоъемность может быть представлена в виде следующей разности.

DЧ = DВ-G.

Таким образом, чистая грузоподъемность показывает, какое весовое количество груза может принять судно. Она является величиной переменной даже при данной полной грузоподъемности и изменяется в зависимости от количества принимаемых судном на рейс запасов, которое в свою очередь определяется в основном дальностью перевозки груза.

Грузовместимостью судна W называется выраженное в единицах объема количество груза, которое могут вместить грузовые помещения судна. Грузовместимость выражается в кубических метрах (кубических футах). Различают два вида грузовместимости.

Грузовместимость зерновая (Grain capacity) практически совпадает c действительным объемом грузовых помещений и служит критерием для определения их емкости при перевозке насыпных и навалочных грузов (зерно, уголь, руда и т. п.), поскольку подобные грузы способны целиком заполнять объем грузовых помещений.

Грузовместимость киповая (Bale capacity)- объем грузовых помещений между внутренними кромками выступающих конструкций (шпангоутов, бимсов, карлингсов и т.п.- служит критерием для определения емкости грузовых помещений при перевозке штучных грузов. Грузовместимость в кипах всегда меньше грузовместимости в зерне примерно на 5—10%, причем это расхождение у различных судов неодинаково и зависит от того, насколько грузовые помещения удобны для укладки штучных грузов.

Даже на одном и том же судне разница между вместимостью в зерне и в кипах отдельных грузовых помещений неодинакова.

Многие суда имеют так называемые ящичные трюма (Box shaped holds) в которых выступающих частей нет.
В процессе эксплуатации судна важно знать, в каком соотношении находятся его грузовместимость и грузоподъемность. Это соотношение определяется

удельной г р у з о в м е с т и м о с т ь ю судна ω:

ω= W/Dч

Удельная грузовместимость показывает, какое количество кубических метров вместимости приходится на 1 т чистой грузоподъемности судна.

Сопоставление удельной грузовместимости судна с удельным погрузочным объемом грузов (объем, занимаемый в трюме 1 т груза) позволяет судить о возможности использования грузоподъемности и грузовместимости судна при загрузке его тем или иным грузом. Понятно, что достижение одновременно полного использования как грузоподъемности, так и грузовместимости судна возможно лишь при совпадении удельной грузовместимости с удельным погрузочным объемом грузов. Суда, предназначенные для перевозки разных грузов, строят с различной удельной грузовместимостью, которая колеблется в пределах 1,5—2 м3/т, причем для судов специального назначения возможны отступления от указанных пределов как в большую, так и в меньшую сторону.

Поскольку удельная грузовместимость судна связана с его чистой грузоподъемностью, она может считаться величиной постоянной лишь при данной чистой грузоподъемности. Поэтому удельная грузовместимость судна несколько изменяется при различных условиях плавания (при разных грузовых марках и неодинаковых по дальности рейсах судна.

Вопросы для самоконтроля.

1. Удельная грузовместимость судна

2. Грузовместимость. Ее виды

3. Высота борта, надводного борта

4. Линейные характеристики судна

5. Весовые характеристики судна

6. Объемные характеристики судна

7. Дать определение дифферента.

8. Основные судоходные каналы.

9. Чистая грузоподъемность.

10. Дедвейт судна

11. Важнейшие морские каналы

12.Классификация судов по способу перевозки грузов.

13. Классификация судов по перевозимым грузам

14. Основные направления развития флота

15. География морских перевозок..

16 Архитектурный тип универсального судна




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.