Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Грузовые марки




Лекция 2 Валовая и чистая вместимость. Грузовые марки и грузовая шкала.

План лекции

1 Валовая и чистая вместимость

2 Грузовые марки.

3 Грузовая шкала

Рекомендованная литература:1,12,13,.

Основные теоретические положения

В соответствии с Международной конвенцией по обмеру судов 1969 г. которая вступила в силу в 1982 году (ратифицирована Украиной в 1994 г.) вместо регистровой вместимости введено понятие вместимость, которая является условным показателем вместимости судов. Единица измерения вместимости является безразмерной величиной.

Различают два вида вместимости: 1) валовая GT

и 2) чистая NT.

Вместимость как объемный измеритель судов имеет весьма широкое применение и служит для:

а) установления тождественности судов;

б) сравнения величины судов;

в) статистики тоннажа;

г) установления величины всевозможных сборов, связанных с заходами судов в порты, проходом каналов и т. п.

Обмер судов и все связанные с этим расчеты производятся Регистром в соответствии с конвенцией.

Валовая вместимость представляет собой определяемый обмером объем всех закрытых судовых помещений под верхней палубой и в надстройках умноженная на коэффициент.

GT= K1 x V: где K1 = 0,2 + 0,02 lg10V а V – объем всех внутренних помещений (куб. метры)

Чистая вместимость определяется по формуле:

 

NT = K2Vc (4/3 · T/H)2 + K3(N1 + N2/10);


где Vc - общий объем грузовых помещений в кубических метрах;

K1 и K2 – коэффициенты, взятые из специальных таблиц

D - теоретическая высота борта посредине длины судна

d - теоретическая осадка в середине длины судна в метрах

N1 - число пассажиров в каютах с числом коек не более восьми;

N2 - число остальных пассажиров

На основании обмера и расчетов Регистром судну выдается документ, именуемый мерительным свидетельством. (Tonnage certificate) Это свидетельство пользуются взаимным признанием во всех странах, подписавших Международную конвенцию о взаимном признании мерительных свидетельств.

При проходе судов через Суэцкий и Панамский каналы, где применяются особые правила обмера судов (для определения их регистровой вместимости), Регистр производит обмер судов по правилам Суэцкого и Панамского каналов и выдает судам специальные мерительные свидетельства на особой формы бланках. Эти свидетельства пользуются соответствующим признанием и избавляют суда от задержек и расходов, связанных с обмером перед проходом канала.

Для обеспечения безопасности плавания в различных условиях и в то же время максимального использования грузоподъемности морского транспортного судна устанавливается наименьшая допустимая высота надводного борта (а следовательно, максимальная осадка) судна и на борта его наносятся марки углубления.

Наименьшая допустимая высота надводного борта определяет достаточный запас плавучести. Под запасом плавучести вообще, как известно, понимается та дополнительная весовая нагрузка, которую может принять судно до того, как оно потеряет способность держаться на воде.

Помимо запаса плавучести, высота надводного борта определяет и запас прочности судна, поскольку возникающие в его корпусе изгибающие моменты и срезывающие усилия тем больше, чем больше нагрузка (или осадка судна).

От высоты надводного борта зависит также остойчивость судна при больших углах крена; если высота надводного борта мала, то уже при сравнительно небольших углах крена палуба судна входит в воду, уменьшается площадь действующей ватерлинии и, следовательно, остойчивость. Кроме того, при погружении палубы в воду увеличивается возможность доступа воды внутрь судна.

Наконец, с высотой надводного борта непосредственно связана также и непотопляемость судна.

Высота надводного борта морских судов, устанавливается на основании Конвенции о грузовой марке 1966 г.. Ее правила распространяются на все морские суда, длиной более 24 м. и валовой вместимостью более 150 рег. тонн за исключением:

а) кораблей военно-морского флота и

б) прогулочных (непассажирских) и спортивных судов.

Грузовая марка представляет собой сочетание знаков палубной линии, знака грузовой марки и гребенки грузовых марок.

Правила нормируют минимальную высоту надводного борта (безопасный надводный борт), обеспечивающую каждому судну такой запас плавучести, который признается достаточным для безопасного плавания в определенных районах и в определенное время года. При этом размещение грузов на судне всегда должно обеспечивать достаточную остойчивость, соответствующую нормам, регламентированным особыми правилами Регистра.

Высота минимального надводного борта есть расстояние, измеренное отвесно по борту судна, на середине длины его, от верхней поверхности палубы надводного борта (главной палубы) до ватерлинии судна при наибольшей допустимой нагрузке.
Высота минимального надводного борта устанавливается в зависимости от:

а) длины судна, б) величины отверстий горловин танков или размеры грузовых люков, в) степени конструктивной непрерывности открытой палубы судна; г) коэффициента проницаемости грузовых помещений и машинного отделения;

В правилах помещены две таблицы основного минимального летнего надводного борта самоходных сухогрузных и самоходных наливных судов.
По этим таблицам определяется в функции от длины минимальный надводный борт судов.

Данные из двух названных таблиц основных правил приведены в табл. 1.

 

 

Таблица 1

Длина судна, м Надводный борт, мм
    сухогрузные наливные тип В тип А
     
     
     
     
     
     
     

 

К данным величинам применяются поправки на: длину надстройки, седловатость, коэффициент общей полноты и т.д.

Правила о грузовой марке предусматривают, что для назначения судну минимального надводного борта, допускаемого правилами для данного судна, конструкция последнего должна обладать достаточной прочностью, соответствующей надводному борту, т. е. судно должно отвечать высшему классу (стандарту прочности) по Правилам постройки и классификации судов.
Судно, не отвечающее стандарту крепости, получает надводный борт, увеличенный соответственно оценке его фактической крепости.

Помимо прочности, при назначении судну минимального надводного борта принимается во внимание наличие действенных средств защиты (закрытие отверстий, ограждения и т. п.) судна и экипажа от действия моря.

После определения минимальной высоты надводного борта на борта судна наносятся грузовые марки, фиксирующие предельно допустимую осадку судна в различных районах плавания и в различные сезоны.

Летняя грузовая марка, обозначаемая буквой Л (S-summer), соответствует летнему надводному борту и наносится на одном уровне с горизонтальной линией, проходящей через центр круга. Летний надводный борт должен быть не менее 50 мм.

Зимняя грузовая марка, обозначаемая буквой 3 (W-winter), соответствует зимнему надводному борту, который получается увеличением летнего надводного борта на 1/48 летней осадки, измеренной от верхней кромки киля до летней марки.

Зимняя грузовая марка для Северной Атлантики, обозначаемая буквами ЗСА, (WNA-winter North Atlantic) соответствует зимнему надводному борту для Северной Атлантики (севернее 36-й параллели), назначаемому для судов длиной не более 100 м и получаемому увеличением зимнего надводного борта на 50 мм.

Тропическая грузовая марка обозначается буквой Т (T-tropic) и соответствует тропическому надводному борту, получаемому уменьшением летнего надводного борта на 1/48 летней осадки. При этом тропический надводный борт должен быть не менее 50 мм.

Грузовая марка для пресной воды отмечается буквой П (F-fresh) и соответствует надводному борту для пресной воды, который определяется вычетом из летнего надводного борта величины D/40а где D - водоизмещение в соленой воде в метрических тоннах при летней грузовой ватерлинии и а— число метрических тонн на 1 см осадки в соленой воде при той же ватерлинии.

Тропическая грузовая марка для пресной воды обозначается буквами ТП (TF-tropic fresh) и соответствует тропическому надводному борту для пресной воды, который получают уменьшением тропического надводного борта на величину D/40а.

На борта судов, предназначаемых для перевозки лесных грузов на палубе (лесовозов), помимо обычных грузовых марок, наносятся так называемые лесные грузовые марки, если эти суда удовлетворяют специальным дополнительным условиям.
Лесные марки наносят на борта судна по направлению к корме от круга; они имеют такие же обозначения, как обычные грузовые марки, но с добавлением буквы Л.(L)

Высота лесного тропического и лесных пресноводных надводных бортов и положение соответствующих им лесных грузовых марок рассчитываются по отношению к лесному летнему надводному борту обычным способом. Лесной зимний надводный борт получается увеличением лесного надводного борта на 1/36 летней осадки. Такое увеличение лесного зимнего надводного борта по сравнению с лесным летним вызвано стремлением в достаточной мере обеспечить безопасность плавания лесовозов в зимнее время, что согласуется и с установленными на зимний период ограничениями принятия лесного груза на палубу. По той же причине лесной зимний надводный борт для Северной Атлантики особо не рассчитывается, а принимается равным обычному зимнему для Северной Атлантики надводному борту. Таким образом, грузовые марки ЛЗСА и ЗСА расположены на одном уровне.

Пассажирским судам заграничного плавания, помимо описанных выше обычных грузовых марок, назначается также специальная пассажирская грузовая марка, соответствующая осадке, принятой при делении судна на водонепроницаемые отсеки.

Ежегодно судно подвергается освидетельствованию Регистром. Инспектор Регистра, производящий освидетельствование, должен удостовериться в том, что:

а) устройства и приспособления для закрытия отверстий, фальшборт и леерные ограждения, штормовые портики и доступы к помещениям экипажа и пассажиров поддерживаются в таком же надежном и исправном состоянии, в каком они находились во время установления надводного борта;

б) в корпусе или в надстройках не произошло изменений, которые могут повлиять на расчет высоты надводного борта.

В практике эксплуатации судна для определения допустимой предельной его нагрузки, в зависимости от района плавания и сезона, надлежит руководствоваться специальной картой зон и сезонных районов из Правил о грузовой марке.

Зона действия грузовой марки – часть акватории Мирового океана, где все время действует какая-то одна грузовая марка.

Сезонный район– часть акватории Мирового океана, где в зависимости от времени года действует одна или другая грузовая марка.

За перегрузку судна выше грузовой марки (с учетом приведенных выше допущений), соответствующей предстоящим условиям плавания и сезону, несет ответственность капитан судна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.