Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морские порты и их значение для работы морского флота

Лекция 6. Организация обработки судов в портах.

План лекции

1 Морские порты и их значение для работы морского флота

2 Классификация портов, их характеристики и назначение

3 Функции порта по отношению к судам.

Рекомендованная литература:1,7,8.

Основные теоретические положения

Порт — это комплекс гидротехнических, гражданских и транспортных сооружений, предназначенных для обслуживания движения судов, перегрузочных операций и хранения грузов.

Морской порт является крупным транспортным узлом, связывающим железнодорожные, речные и автомобильные пути с морскими. Он обеспечивает важную часть производственного процесса на морском транспорте—погрузочно-разгрузочные работы и выполнение вспомогательных операций по техническому обслуживанию и снабжению судов.

На морской порт в основном возлагаются следующие производственные задачи:

осуществлять погрузочно-разгрузочные работы на территории и акватории порта силами и средствами порта;

контролировать грузовые работы, осуществляемые клиентурой;

производить перевалку грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении;

содействовать мореплаванию путем создания условий, необходимых для безопасной и удобной стоянки судов в порту и безопасного плавания на акватории порта;

снабжать заходящие в порт транспортные суда топливом и водой;

производить на судах мелкие ремонты;

обслуживать всех прибывающих в порт и убывающих из него пассажиров;

производить складские и транспортно-экспедиционные операции на территории порта;

осуществлять автомобильные перевозки, связанные с перевалкой грузов, идущих через порт;

Морские торговые порты включают в себя комплекс весьма сложных инженерных сооружений и устройств. В их состав входят следующие элементы: подходные морские пути, внешние и внутренние рейды, оградительные сооружения, причальный фронт, перегрузочное оборудование, внутрипортовый транспорт, складское хозяйство, подъездные пути, служебно-вспомогательный флот, бункеровочные базы, базы снабжения, ремонтные мастерские, энергохозяйство, средства связи, административные и культурно-бытовые здания и сооружения.

Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ служат перегрузочные машины: портальные, полупортальные. плавучие, автомобильные, гусеничные, железнодорожные и прочие краны, автомобильный и электрический транспорт, погрузчики, транспортеры и другие машины.

2 Классификация портов, их характеристики и назначение.

Расположенеие – на побережье, в устьях рек. Воздействие приливов. Доковые и открытые. В настоящее время в мире насчитывается свыше 2 тыс. морских портов, используемых для торгового судоходства. В различных странах и даже внутри стран организация деятельности портов и их управление отличаются друг от друга, однако все это многообразие сводится к четырем основным типам портовой администрации.

«Вольная гавань»

В официальных документах ЕЭС содержится следую­щий формулировка: «Свободная гавань есть территория, представляющая собой часть порта или иную зону со строго определенными границами, контролируемыми таможней, расположенная за пределами таможенной тер­ритории, куда товары могут поступать без уплаты акцизных пошлин и сборов; в пределах которой они обык­новенно не подлежат таможенному контролю и где их без всяких ограничений можно хранить, паковать и де­монстрировать или же, при соблюдении известных условий, перегружать, предлагать их для продажи или под­ергать переработке».

С функциональной точки зре­ния существует традиционная классификация, которая выделя­ет следующие типы МТП:

• общего назначения, где производится обработка различ­ных судов и грузов на одних и тех же причалах;

• Специализированными являются морские порты, предназначенные для обслуживания определенных отраслей экономики, например, рыбные технологические порты, либо порты, обслуживающие суда, перевозящие специфические грузы, например, удобрения. (Порт Нарвик в Норвегии перерабатывает исключительно железную руду)

• комбинированные - наибо­лее крупные морские порты, имеющие специализированные причалы, районы для переработ­ки массовых грузов и причалы общего назначения для перера­ботки тарно-штучных грузов.

В настоящее время мировое портовое хозяйство включает три соответствующие категории портов.

Порты первого поколения функционировали до 1960-х го­дов и служили только интерфей­сом между морской и континен­тальной транспортировкой. Вся суперструктура портов была на­правлена на поддержку стандарт­ных функций портов - погрузки, разгрузки, хранения. Фактически­ми клиентами порта были судов­ладельцы, а не грузовладельцы.

Порты второго поколения характеризуются более широ­ким спектром услуг, которые имеют «коммерческое измере­ние» - например, упаковка, маркировка. Порты расширяют­ся и тяготеют к внутренним рай­онам с отраслями таких видов промышленности, как метал­лургическая, нефтехимическая. Так в течение 1970-х годов не­которые порты развились в ог­ромные индустриальные ком­плексы, и, как следствие,- порты второго поколения называют «индустриальными портами». В основе их развития - увели­чение объемов сырья, импорти­руемого в промышленно разви­тые страны вместе с использованием для морской перевозки танкеров и балкеров значи­тельного тоннажа.

Порты третьего поколения появились в 1980-х годах, когда на развитие портов стали влиять такие факторы, как контейнери­зация и интермодализация в миро­вом масштабе. Для пор­тов третьего поколения харак­терно наличие узкоспециализи­рованных терминалов, более сложного погрузо-разгрузочного оборудования.

Также в портах третьего по­коления может осуществляться технологическая доработка то­вара. Имеется опыт некоторых терминалов по грануляции и па­кетированию минеральных удо­брений; на терминалах по пере­грузке и хранению масел (как пищевых, так и технических) осуществляется доочистка мас­ла удержаний.

Грузооборот и грузопоток, коэффициент перевалки, пропускная способность

Основных показателем работы морского порта является его грузооборот - количество груза в тоннах, погруженных или выгруженных с судов за определенный промежуток времени. Грузопотоком называется совокупность грузов, перевозимых в определенном географическом направлении за определенный промежуток времени.

Работа по законченному перемещению в пределах основного варианта работ 1 т груза в порту на любое расстояние называется тонна-операцией.. Качество организации грузовых работ в порту определяется коэффициентом перевалки грузов, который представляет собой отношение числа тонно-операций к числу физических тонн переработанного груза за определенный период времени.

Важным показателем производственной мощности порта является его пропускная способность — масса грузов, которые порт может погрузить на суда или выгрузить из них за определенный промежуток времени.

Варианты выполнения грузовых работ

Вариантомназывается законченный процесс перемещения груза по какому-нибудь одному производственному назначению.

Прямой вариант: судно — вагон, вагон—судно, судно — автомобиль, автомобиль — судно, судно — судно. Складской вариант: судно — склад, судно — автомобильные транспорт — склад; склад — судно и т. д.

Перегрузка грузов по прямому варианту, когда груз не оседает в портовых складах, является более экономичной, так как в этом случае производится в общей сложности меньший объем грузовых работ завречя прохождения груза через порт.

Рабочая технологическая карта представляет собой документ, содержащий детальное описание способов и средств переработки конкретного груза, численности и расстановки докеров и перегрузочного оборудования, норм выработки докеров и подъемно-транспор-тных машин; в ней даются указания по охране труда при производстве перегрузочных работ. В технологической карте невозможно заранее учесть и отразить все конкретные условия грузовых работ, поэтому разрабатываются типовые технологические карты,

которые отражают характерные условия и способы производства грузовых работ. Такие технологические карты утверждаются начальником порта и обязательны для всех работников порта, занимающихся организацией грузовых работ. Отступление от утвержденной технологии является нарушением технологической дисциплины

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коэффициент использования грузоподъемности судна | Информация, которая дается судном до захода в порт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.