Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Библиотеки и информационные центры

Музеи

Основное назначение музеев - собирание, изучение и экспонирование материальных и духовных ценностей. Большое место в деятельности музеев занимает проведение культурно-просветительной и научно-исследовательской работы.

Музеи в Российской Федерации

       
       

 

Из таблицы видно, что за последние 20 лет число музеев в нашей стране увеличилось более чем в 2,5 раза. Это увеличение связано в основном со снятием различного рода запретов на инициативную деятельность, существовавших до 1985 года.

Из общего числа музеев системы Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ 100 составляют музеи федерального ведения, включая музеи и филиалы. Остальные музеи этой системы - регионального и муниципального ведения.

Все музеи можно разделить на 10 основных профилей: комплексные (в основном, краеведческие), исторические, художественные, литературные, мемориальные, искусствоведческие, естественнонаучные, отраслевые, технические и архитектурные.

Можно предположить, что число музеев в ближайшем будущем будет возрастать. Об этом свидетельствуют такие данные. В России стали появляться частные музеи (музей, посвященный творчеству Юрия Никулина, в г. Красногорск Московской области, Музей дипломатического корпуса в г. Вологде). Возникают археологические и исторические музеи-парки, экомузеи. Так, среди планов музейных работников Кемеровской области - организация музеев: «Русское волостное село» (трактир, кузница, сельская церковь), языческое капище «Славянский мифологический лес» и др.

Возникают и оригинальные музеи (Музей петуха в г. Петушки Владимирской области, Музей мыши в г. Мышкине Ярославской области). Такого рода музеи играют важную роль в сохранении местных культурных традиций, и в частности - местной топонимики.

Основное назначение библиотек - собирание, хранение и распространение книг. В последние годы на одно из первых мест в деятельности библиотек выходит информационное направление.

Библиотеки Российской Федерации (в тыс.)

           
Библиотеки всех типов 166,5 164,8 *  
Массовые библиотеки 62.7 62,7 59,2 52,2  

* - сведения отсутствуют

Из таблицы видно, что число библиотек всех типов сократилось с 1980 г. на 36,5 тыс., число массовых библиотек сократилось за это время почти на 13 тыс. В то же время необходимо отметить, что в целом библиотечная сеть в нашей стране сохранена. И библиотеки играют важную роль в культурной жизни основных категорий населения. Так, библиотечная сеть Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ представляет собой многоуровневую систему, состоящую из федерального, регионального и муниципальных звеньев.

Верхнее звено включает в себя 9 крупнейших библиотек федерального подчинения (Российская государственная библиотека - г. Москва; Российская национальная библиотека - г. Санкт-Петербург; Российская государственная юношеская библиотека; Российская государственная детская библиотека - г. Москва и др.)

Среднее региональное звено составляют универсальные библиотеки субъектов РФ, так называемые областные и краевые универсальные научные библиотеки (УНБ).

В состав регионального звена помимо УНБ входят также региональные универсальные детские библиотеки (УДБ), юношеские (ЮБ) и библиотеки для слепых. С начала 1990-х годов в ряде регионов произошло слияние универсальных детских и юношеских библиотек.

Низовое звено библиотек системы Министерства культуры РФ составляют муниципальные библиотеки - городские, районные, сельские и т.п.

В последние годы наблюдается тенденция образования на базе библиотек информационных учреждений нового типа. Так, появились медиатеки, объединяющие различные, и, прежде всего, электронные носители информации о произведениях искусства. Реальностью наших дней стало появление интернет-Центров, интернет-салонов и интернет-кафе. Так, например, на базе Центральной городской публичной библиотеки им. Некрасова (г. Москва) создался новый библиотечно-информационный комплекс столицы. Большое внимание массовые библиотеки уделяют проведению культурно-досуговых мероприятий для различных категорий населения, все в большей степени используя разнообразные формы клубной работы.

Учреждения социально-педагогической направленности

К настоящему моменту в России создана система учреждений, осуществляющих социальное воспитание подрастающего поколения в новых условиях. В свою очередь, эта система разветвляется на ряд направлений с присущими им специфическими задачами.

Традиционное место в этой системе занимают учреждения дополнительного образования детей и подростков, проводящие свою работу в основном по их месту жительства и учебы. В прошедшие 10-15 лет удалось в целом сохранить эту систему, максимально приспособив ее к новым условиям российской действительности. Учреждения этого типа играют важную роль, как в социальном воспитании, так и в организации досуга детей и подростков по месту их жительства. Основным куратором этой системы выступает Министерство образования РФ, которому помогают Министерство культуры, Госком молодежи и Госкомспорта РФ.

Вторым направлением, выделившимся за эти годы, является сеть территориальных учреждений, занимающихся малообеспеченными семьями, имеющими детей. Это относительно новое для России направление, имеющее своей целью оказание малоимущим семьям, прежде всего социальной помощи. Отвечает за это направление Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Третье направление включает в себя сеть специализированных учреждений, занимающихся, с одной стороны, организацией воспитательного процесса в учреждениях закрытого типа, прежде всего интернатах, а с другой стороны, целенаправленной профилактической и реабилитационной работой среди детей и подростков. При проведении профилактической работы особое внимание уделяется предупреждению правонарушений среди детей и подростков, а также - детской безнадзорности и беспризорности. Реабилитационная работа предполагает воспитательное воздействие на детей с девиантным поведением и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь трудно выделить одно из курирующих министерств. Ответственность распределяется в зависимости от специфики решаемой проблемы между такими министерствами, как Министерство образования, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство внутренних дел, Государственный Комитет по делам молодежи.

Учреждения дополнительного образования детей и подростков

Эти учреждения предоставляют дополнительные возможности для всестороннего развития детей, в т.ч. для развития их индивидуальных интересов и способностей.

В 1999 г. учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности насчитывалось 16 тыс. При этом число учреждений такого рода с каждым годом возрастает. Так, например, за 1997-1999 гг. количество учреждений дополнительного образования возросло на 2,9 тыс.

В системе Министерства образования в 1999 г.г. действовало 3579 центров, дворцов, домов детского творчества и других учреждений, реализующих разнообразные программы дополнительного образования. В этих учреждениях занималось 4,3 млн. детей. Более 54% от обучающихся охвачены художественно-эстетическим образованием.

В системе Минобразования действует 397 учреждений художественного профиля, 443 эколого-биологических центров, станций юных натуралистов.

Большое место в системе дополнительного образования занимают детско-юношеские спортивные школы и клубы физической подготовки. В 1999 г. в системе Министерства образования таких школ насчитывалось около 3000. В них занималось 1,9 млн. детей. В 1632 детско-юношеских спортивных школах Госкомспорта России, профсоюзов и других организаций занималось 790,2 тыс. детей и подростков.

Система Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ включает в себя 5,8 тыс. детских школ искусств различного профиля и 4.499 специализированных детских библиотек. Для поддержки особо одаренных детей действует Президентская программа «Одаренные дети».

Система учреждений социального обслуживания семьи и детей по месту жительства

Как уже отмечалось за шесть лет (до 2000 г.) численность территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей возросла в 21 раз и составила на начало 2000 г. - 2240 учреждений, функционирующих в системе органов социальной защиты населения (Министерство здрвоохранения и социального развития). Среди них можно выделить три группы учреждений:

- центры социального обслуживания семьи и детей, предоставляющие комплекс социальных услуг (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, кризисные центры для женщин и др.);

- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, включая социальные приюты для детей и подростков;

- реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями.

Большинство названных учреждений действует, как правило, по месту проживания семьи и детей. В среднем на каждый субъект Российской Федерации приходится 25,8 учреждений такого рода.

Среди территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей на первом месте идут центры социальной помощи семье и детям (различных видов) - 656. Далее: социальные приюты для детей и подростков - 412, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних - 276, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями - 182 и др.

Специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками

В соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) в стране функционируют два типа специализированных учебно-воспитательных учреждений: открытого и закрытого типа.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:

- специализированные общеобразовательные школы;

- специальные профессиональные училища;

- другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания,

К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа относятся, прежде всего, учреждения интернатного типа для детей-сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот, школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья и др.) - система Минобразования РФ, Минздрава и социального развития РФ.

Особую группу образуют специализированные учреждения по профилактике безнадзорности и социальной реабилитации детей и подростков. Это так называемые учреждения временного содержания несовершеннолетних (центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей) - система МВД, и специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации - система Минобразования и Минздрава.

Общее количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов социальной защиты населения на 01.01.2000 г. составило 701, в т.ч. 276 социально-реабилитационных центров, 412 социальных приютов, 13 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В системе образования таких учреждений - 61.

В ноябре 2000 г. Постановлением правительства Российской Федерации утверждены примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (о социально-реабилитационном центре, о социальном приюте для детей, о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). В положениях записано, что реабилитационные центры осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роли менеджера | Специалисты социальной работы и социального воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.