Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специалисты культурно-досуговой сферы

Подготовка специалистов в культурно-досуговой сфере ведется в основном в высших и средних специальных учебных заведениях культуры и искусства. Такого рода учебные заведения имеются фактически в каждом регионе Российской Федерации. Среди них 20 высших учебных заведений, включая Московский и Санкт-Петербургский университеты культуры и искусств, несколько академий и институтов, четыре вуза нового типа (регионального подчинения): Белгородский, Волгоградский, Смоленский и Чувашский институты культуры и искусств и др. Подготовку культурно-досуговых кадров осуществляют также почти 70 средних специальных учебных заведений.

В вузах культуры и искусств выделяется несколько групп специальностей социально-культурного профиля. Прежде всего, это: 07.14.01 «Социально-культурная деятельность» с многочисленным набором специализаций и 05.30.00 «Народное художественное творчество» с соответствующими специализациями. Сюда же следует отнести и специальность 05.27.00 «Библиотековедение и библиография». Особую группу образуют специальности организационно-управленческого характера: 06.08.00 «Экономика и управление на предприятии (культура и искусство)», 06.11.00 «Менеджмент организации» и др.

В соответствии с Государственными образовательными стандартами по социально-культурным и организационно-управленческим специальностям студенты получают широкий круг знаний организационно-творческого характера, овладевают практическими навыками и умениями в соответствующей отрасли.

Непосредственно по специальности 07.14.01 «Социально-культурная деятельность» (квалификация: менеджер СКД) большое внимание уделяется формированию организаторских навыков. Менеджер СКД должен быть знаком с экономическими и организационно-управленческими основами развития сферы своей профессиональной деятельности, уметь ставить управленческие задачи, организовывать, контролировать, корректировать и адекватно оценивать принимаемые решения.

Отдельно следует остановиться на вопросе об организаторских способностях специалистов социокультурной сферы. Ибо без развития организаторских способностей невозможно сформировать полноценного специалиста в данной сфере.

Подготовка руководящих и организаторских кадров в социокультурной сфере требует как можно более раннего распознавания организаторских способностей личности, а затем их целенаправленного развития. Профессиональные требования к личности работника социокультурной сферы включают в себя и еще один важный, на наш взгляд, компонент - этический. Суть его заключается в том, насколько личность осознает и соблюдает профессиональные требования применительно к себе самой.

Действительно, представители организационно-управленческих и творческих профессий социокультурного профиля руководствуются в своей деятельности не только различного рода положениями, уставами и должностными инструкциями, но и так называемыми нравственно-профессиональными постулатами, закрепленными в ряде случаев в своеобразных профессиональных кодексах этики. Особенно распространено создание профессиональных кодексов на Западе. Так, например, в США на протяжении нескольких десятилетий действует Профессиональный кодекс этики социального работника. В ряде зарубежных стран (США, Великобритания, Франция, Словакия и др.) приняты кодексы этики библиотечных работников. Аналогичные попытки создания кодексов этики предпринимаются и в нашей стране. Так, в течение 90-х годов XX столетия приняты «Кодекс профессиональной этики российского журналиста», «Кодекс чести российских бизнесменов» и др. В 1999 году принят «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря».

Тема 7. Материально-техническое обеспечение коллективов народного художественного творчества

Наличие хорошей материально-технической базы является одним из важнейших условий успешной социокультурной деятельности.

К сожалению, материально-техническую базу большинства социокультурных учреждений современной России можно оценить лишь на «удовлетворительно». Основная часть культурно-досуговых и социально-воспитательных учреждений располагается в зданиях, построенных еще до начала перестройки, т.е. до 1985 года. Естественно, что и сами здания этих учреждений, и их оборудование требуют ремонта, в т.ч. капитального, и обновления. По сведениям Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, в ремонте нуждаются до 44% клубных зданий. Из 1964 зданий, принадлежащих музеям, свыше 500 находятся в аварийном состоянии. Капитального ремонта требуют 41,7% зданий, в которых располагаются учреждения дополнительного образования детей. В значительной степени изношено оборудование аттракционов в парках культуры и отдыха, кинопроекционное оборудование кинотеатров. Не в лучшем состоянии и здания, в которых располагаются специализированные воспитательные учреждения для детей и подростков.

Что касается учреждений социального обслуживания, то большинство их находится в приспособленных или переоборудованных зданиях и помещениях. На протяжении последних 15 лет, по существу, не производится проектирование учреждений культурно-досуговой сферы.

Конечно, такое положение не может продолжаться бесконечно долго. Придет время и возобновится проектирование и строительство социокультурных учреждений. Делаться это будет не только на основе современных строительных технологий, но и, самое главное, с учетом особенностей контингента посетителей и клиентов тех или иных служб. Одним из обязательных требований к сооружениям такого рода является обеспечение беспрепятственного доступа к ним инвалидов.

Но и в сегодняшних условиях можно сделать немало в плане современного оснащения учреждений социокультурного профиля, создания обстановки уюта и комфорта. В теорию и практику социокультурной деятельности входит относительно новое понятие - дизайн культурной среды как культурообразующее явление со своей внутренней структурой, как образное представление культурного пространства объекта культуры. При этом предполагается не ограничивать культурное пространство (культурную среду) только художественно-эстетическим предметным наполнением, а превращать его в пространство для ситуационной деятельности, когда человек включается в художественную жизнь предметной среды. Лишь во взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурная среда как бы одухотворяются, «очеловечиваются» и начинают жить. Без человека, без людей, без ситуации деятельности культурная среда представляет собой неживое предметно-художественное пространство.

Задача дизайнера культурной среды в том и состоит, чтобы одухотворить, сделать благоприятной и притягательной обстановку кратковременного или долговременного пребывания посетителей (клиентов) в социокультурных учреждениях.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специалисты социальной работы и социального воспитания | Финансовое обеспечение социально-культурной сферы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.