Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности рыночных отношений в сельском хозяйстве




Экономические законы в сельском хозяйстве проявляются по-особому, поскольку на их действие влияет специфика отрасли.

1. Переплетение экономического процесса воспроизводства с естественным процессом обусловливает сезонный характер производства и колебание количества предложения продукции по сезонам года. Кроме того, межгодовые колебания погодных условий являются причиной нестабильности рынка сельскохозяйственных товаров.

Природные факторы производства неуправляемы, к ним можно только приспособиться. Поэтому высок риск изменения цен.

2. Производственные ресурсы в сельском хозяйстве иммобильны (малоподвижны). Земля - постоянный, фиксированный в пространстве ресурс, а другие средства производства «привязаны» к земле, т. е. узко специализированы и не могут быть использованы в других отраслях. Иммобильность ресурсов препятствует переливу капитала из одной отрасли в другую и выравниванию нормы прибыли в среднюю норму.

3. Тенденция рыночных цен на продукты сельского хозяйства к снижению благодаря тому, что спрос на продукты питания ограничен потребностями и он стабилен, а предложение может возрастать вследствие способности земли повышать свое плодородие в результате развития технологии, селекции, химических средств защиты и т. п.

Парадокс "чем больше продукции, тем ниже доходность товаропроизводителей" связан с тем, что потребности человека в продуктах питания могут быть рано или поздно удовлетворены и дальнейшее увеличение производства оказывается невыгодным вследствие снижения цен.

4. Слабая реакция потребителей на изменение цен (неэластичность спроса по цене) объясняет бесполезность использования ценовой конкуренции: потребители практически не реагируют на изменение цен на продукты питания «традиционной кухни» и поэтому товаропроизводители не могут компенсировать снижение цен ростом количества покупаемых товаров.

5. Высокая степень конкуренции между сельхозтоваропроизводителями приводит к тому, что отдельный товаропроизводитель не может повлиять на рыночную цену, поскольку доля его товара в общем количестве на рынке слишком мала для такого влияния. В то же время, на рынке ресурсов имеются все условия для диктата цен.

6. Неопределенность в сельском хозяйстве более ярко выражена, чем в промышленности, что обусловливает больший риск в выборе вариантов предпринимательской деятельности: высока вероятность (опасность) потери ресурсов, продукции и дохода.

Результаты сельскохозяйственного производства не могут быть предсказаны с полной определенностью, потому что количество и качество используемых биологических и климатических ресурсов заранее точно неизвестны.

 

 

Тема 2. Теория поведения потребителя: индивидуальный спрос

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.