Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I и II Государственная Думы

Рождение и опыт российского парламентаризма.

 

По мере нарастания революции власть была вынуждена идти на уступки обществу. 6 августа появился манифест Николая II, который объявлял об учреждении Государственной думы на основе проекта министра внутренних дел Булыгина (т.н. «булыгинская дума»). Предполагалось, что такая дума будет совещательной. Рабочие не имели избирательных прав. Такая «уступка» вызвала возмущение всей оппозиции. 17 октября 1905 года в критический для самодержавия момент, Николай II подписал манифест, подготовленный С.Ю. Витте, который в том числе предоставлял Государственной думе законодательные полномочия и расширение избирательных прав.

Выборы производились на основании указа «Об изменении положения о выборах в Государственную думу» от 11 декабря 1905 года. Избиратели были разбиты на четыре курии, которые обладали неравным числом голосов: землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая. Наибольшее преимущество получала первая курия. Меньше всего голосов – у лиц наемного труда. Выборы не были всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства. Не были они и равными: каждое сословие имело свои нормы представительство: один голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не прямыми: для крестьян – четырехступенные, для рабочих – трехступенные, для буржуазии и помещиков – двухступенные.

20 февраля 1906 г. царь подписал манифест «Об изменении учреждения Государственного совета и пересмотре учреждения Государственной думы», в котором определялась компетенция Думы. Члены Государственной Думы избирались на 5 лет. Дума могла быть досрочно распущена решением императора.

Предусматривалась также реорганизация Государственного совета, который был превращен во вторую палату парламента, наделенную теми же правами, что и Дума. Поскольку, по мнению государственных чиновников, Дума может в силу выборности своего состава оказаться «склонной к крайностям», то предполагалось превратить Государственный Совет в буфер между императором и Думой и в фильтрующий орган. Верхняя палата строилась на иных принципах, чем Дума. В Государственный Совет входили лица по назначению царя и выборные от населения. Число назначенных не должно было превышать число выбранных. Выборы осуществлялись по сословно-корпоративной и высокоцензовой системе, которая давала преобладание крупным собственникам: из 98 членов Совета по выборам 18 избиралось дворянством, 34 – земскими собраниями, 22 – от губерний, где не было земств, 6 – от духовенства, 6 – от академии и университетов, 12 – от торгово-промышленной буржуазии. Председатель и вице-председатель Госсовета по-прежнему назначались царем. Члены Госсовета избирались на девять лет, но каждые три года обновлялась одна треть состава. Введение в Госсовет выборных элементов должно было повысить его авторитет, символизировать связь с обществом.

Таким образом, законодательные права Думы были урезаны путем создания верхней палаты – Государственного совета, который утверждал думские законопроекты. Обратите внимание, в соответствии с Манифестом 17 октября в России предполагался однопалатный, полностью выборный парламент. Кроме того, между сессиями царь мог издавать указы, одобряемые в кабинете министров. Права Думы определялись следующим образом: законодательные инициативы, утверждение штатов, утверждение бюджета государства, отчетов ведомств и т.д. Законодательная инициатива ограничивалась: за исключением основных государственных законов. На заседаниях Думы могли присутствовать и выступать министры и высшие сановники. Депутаты имели право запросов. Как видно, возможности низшей палаты были ограничены, но это был важный шаг к конституционализму.

Как же определялось место двухпалатного парламента в структуре органов власти? Статья 86 «Основных законов Российской империи» гласила: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения государя императора». Как видно, законы обретали силу только после одобрения в обеих палатах и утверждения их царем. Таким образом, реорганизация привела к оформлению и выделению законодательной ветви власти. Однако и исполнительная, и законодательная власти не были самостоятельными. Вся полнота власти была сосредоточена по-прежнему в руках императора.

В марте – апреле 1906 г. прошли выборы в I Госдуму. Главным в заседаниях I Госдумы было обсуждение аграрного вопроса. Обсуждались два аграрных законопроекта – от кадетской партии и от депутатов – трудовиков. И те, и другие предлагали создание «государственного земельного фонда» для наделения землей безземельного и малоземельного крестьянства. Кадеты требовали включить в этот фонд казенные, удельные, монастырские и часть помещичьих земель, выкупив последние у их владельцев по рыночной цене. Трудовики требовали отобрания без всякого выкупа всех частновладельческих земель (не только помещичьих), оставив их владельцам только «трудовую норму». Острые дебаты в Думе находили отклик в крестьянстве. В Думу стала поступать масса крестьянских наказов с требованиями радикального решения аграрного вопроса – вплоть до конфискации помещичьих земель и объявления их общенародной собственностью. В июне 1906 года правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения земли. Дума со своей стороны, заявила, что она не отступит от этого принципа и потребовала отставки правительства. Царским манифестом 9 июля 1906 г. Дума, обвиненная в разжигании «смуты», была распущена.

В феврале 1907 года прошли выборы во II Думу. Она оказалась «левее» первой. На открытии Думы с правительственной декларацией о проведении либеральных реформ выступил председатель Совета министров П.А. Столыпин. Во II Думе, как и в первой, центральное место занял аграрный вопрос. Левые фракции в Думе потребовали полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращении всего земельного фонда страны в общенародную собственность. II Госдума просуществовала 102 дня. 3 июня 1907 г. был издан манифест о ее роспуске. Предлогом для ее разгона явилась сфабрикованная охраной фальшивка об «умысле» социал-демократической фракции «ниспровергнуть существующий государственный строй».

Одновременно с роспуском II Госдумы в тот же день 3 июня 1907 г. был издан и новый закон, изменивший порядок выборов в нее. Особенностью нового избирательного закона было то, что независимо от исхода выборов гарантировалось количество мест в Думе: помещикам – 51,5 %, буржуазии – 24 %, крестьянами – 22 %, рабочим – 2,5 %. Многие национальные районы вовсе были лишены представительства. В соответствии с этим законом избирались III и IV Думы, полномочия которых составляли полный срок – пять лет. Они были более консервативные по составу, особенно III Дума.

Напор революции, угроза дестабилизации и развал империи продвинули Россию к европейскому типу общественного устройства. Появились выборные органы в высших эшелонах власти, которые отражали, хотя и в приглушенной форме, общественные интересы. Но все же Россия не стала конституционной монархией. Она оставалась самодержавным государством.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гг. в России | Процессы России. Кризис власти и его проявление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.