Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование СССР

 

С окончанием гражданской войны сохранение Советской власти в России и союзных с ней республиках связывалось с мировой пролетарской революцией. Ее запаздывание (по различным прогнозам. От двух до пяти лет) уже не пугало большевиков. Свой долг перед будущей революцией и свою непосредственную задачу они видели в сохранении и, по возможности, укреплении уже сложившегося форпоста социализма, каковым представлялись советские республики. Решение этой задачи предполагало прежде всего сохранение Советской власти в каждой из республик. Это была непростая проблема, поскольку в большинстве из них власть была «привнесена» из Советской России и не отличалась большой прочностью.

Сохранение и укрепление союза республик, помимо «укоренения» на местах Советов, напрямую связывалось с приданием союзу четких организационных форм. Прежние, в большинстве своем сложившиеся еще в годы гражданской войны, формы отношений, основанных на двусторонних договорах и не охватывавшие всей совокупности взаимоотношений между республиками, изжили себя. Это приводило к мелким, но бесконечным трениям и конфликтам, улаживать которые приходилось «в партийном порядке». 11 августа 1922 г. под председательством В.В.Куйбышева образована комиссия, которая должна была к следующему Пленуму ЦК подготовить вопрос «о взаимоотношениях РСФСР и независимых республик».

Подготовленный Сталиным по поручению комиссии проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимым республиками («план автономизации») предусматривал вступление независимых советских республик в состав РСФСР на правах автономий.

В 20-х числах сентября в Горках, под Москвой, Ленин ознакомился с проектом Сталина и отзывами о нем руководства республиканских компартий. Поправка Ленина сводилась к тому, что все советские республики, в том числе и РСФСР, «вместе и наравне» входят на федеративных основах во вновь создаваемое государственное образование.

30 декабря 1922 г. В Москве собрались представители всех советских республик, объявившие себя I Всесоюзным съездом Советов и принявшие Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических республик. Декларация провозглашала объединение советских республик в добровольный союз, открытый для присоединения новых республик, как существующих, так и могущих возникнуть вновь.

Договор определял структуру союзных органов и их компетенцию. Прерогативой Союза объявлялись международные сношения, определение внешних границ и их оборона, внешняя торговля, планирование народного хозяйства, транспорт и связь, основы военной политики. К ведению союзных республик относились внутренняя политика, юстиция, местная промышленность, продовольствие, сельское хозяйство, народное образование, здравоохранение, социальное обеспечение.

Союз имел единый бюджет, денежную, финансовую и налоговую системы, он определял основы законодательства, его органы имели право отмены решении республик, нарушавших Союзный договор. Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Союза, его 4 председателей (от РСФСР, Закавказской Федерации – Грузия, Армения, Азербайджан, Украины, Белоруссии). Председателем Совнаркома СССР был избран Ленин. Образование СССР обеспечило ускоренное экономическое, политическое и культурное развитие ранее отсталых народов. В их пользу осуществлялось перераспределение средств союзного бюджета, в них направлялись подготовленные кадры из центра. Им обеспечивалась защита внешних границ и сохранение национальной самобытности.

В результате первых двух пятилеток решалась задача преодоления экономического отставания окраин. Помимо развития традиционных отраслей – добычи угля и черной металлургии на Украине, хлопководства в Азербайджане и республиках Средней Азии на национальных окраинах появились своя электроэнергетика, машиностроение, легкая и пищевая промышленность, железнодорожный, речной, автомобильный и воздушный транспорт. В Казахстане развились добыча угля и нефти, в Киргизии – добыча металлических руд. Однако строительство промышленности и транспорта в национальных окраинах упиралось в неготовность местного населения к работе в крупном машинном производстве. Приходилось вербовать рабочую силу в русских деревнях.

Второй проблемой была культурная отсталость. Население окраин было почти поголовно неграмотным. В итоге огромных усилий в 1940/41 уч.г. количество школьников по сравнению с царской Россией выросло в Туркмении в 37 раз, в Киргизии – в 47, в Узбекистане – в 75 раз, в Таджикистане – в 854 раза. В 1939 г. грамотность населения составила на Украине – 88,2 %, Киргизии – 79,8 %, Таджикистане – 82,8 %, Туркмении – 67,2 %. Десятки народов ранее не имели своей письменности, литературного языка и знали только устное творчество. За десяток лет с помощью центра удалось создать у них единый язык из местных диалектов, его алфавит, грамматику и приступить к обучению родной речи, насаждению современных форм литературы и искусства.

Партийные и государственные органы новых государств и автономий сначала формировались за счет кадров из центра, не знавших местных условий. Отсюда курс на «коренизацию» аппарата: ускоренную подготовку и выдвижение кадров из представителей коренных народов. Им создавались льготные условия для вступления в партию, выделялись места в центральных вузах для поступления вне конкурса. Национальные кадры выдвигались на первые места в управлении республик и Союза ССР. Центральная власть держала их в узде угрозой обвинения в национализме и периодическими чистками. Ускоренное экономическое и культурное развитие ранее отсталых национальных окраин, с одной стороны, способствовало формированию единого экономического и идейного пространства на всей территории СССР, а с другой – создавало напряженность во взаимоотношениях людей на национальной почве.

Административные границы союзных и автономных республик не совпадали с этническими. Целые области с преимущественным или весьма значительным русским населением отошли к Украине, Казахстану и Киргизии, таджикским и туркменским – к Узбекистану, армянским – к Азербайджану. Особенно пестрым был национальный состав городов. Еще более эта пестрота усилилась в связи с индустриализацией.

Национальная политика большевиков способствовала быстрому подъему экономики и культуры ранее отсталых народов, созданию у них государственности и формированию национального самосознанию. Однако привилегии национальным кадрам, произвольная нарезка границ, постоянные дотации из центра и репрессии по отношению к национальным лидерам закладывали «мину замедленного действия» под равноправное сотрудничество наций, взорвавшуюся на грани 80-90-х годов ХХ в.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политика «военного коммунизма» | Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.