Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О правоохранительных органах по юридической силе

   
 
 
 

 

 

   
 
 
 
 
 
 
 

 


На первом месте находится Конституция РФ. Конституция РФ является основным Законом страны, занимает высшую ступень в иерархии действующих нормативных актов и служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Имея высшую юридическую силу, Конституция РФ имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ непосредственно, не нуждаясь более в том, чтобы те или иные ее положения были текстуально или содержательно воспроизведены (конкретизированы, детализированы) в специально принимаемых законах, подзаконных нормативных актах, ведомственных инструкциях и т.п.

Далее следуют Федеральные конституционные законы РФ. Они регламентирую наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы. Как правило указанными законами регламентируется деятельность судов. Современная судебная система опирается на такие нормативные акты (данного уровня), как ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г. «О конституционном суде РФ», ФКЗ РФ от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах РФ», ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ».

Основная роль регламентации деятельности правоохранительных органов принадлежит федеральным законам РФ. Перечень этих законов очень велик. Почти каждому органу сопутствует персональный закон. В качестве примера можно назвать такие законы, как «О прокуратуре РФ», «О милиции», «О службе в таможенных органах РФ» и ряд других. Кроме того указанные органы опираются на целый ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»[5].

Следующую группу нормативных актов можно объединить термином – подзаконные нормативные акты. К ним относятся постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

К постановлениям органов законодательной власти относятся постановления Государственной Думы РФ и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т.п.

Указами Президента РФ как правило устанавливается структура отдельных правоохранительных органов, например органов федеральной службы безопасности, а также регламентируются вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности органов внутренних дел, таможенных органов, органов министерства юстиции РФ и т.д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные акты. Существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов занимают различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Эти акты скрупулезно расписывают порядок выполнения направлений функционирования, вытекающих из Конституции РФ и федеральных законов. Так, к примеру, приказами МВД РФ устанавливается порядок приема от граждан заявлений и сообщений о преступлениях; порядок принудительного привода граждан, уклоняющихся от явки в суд и органы расследования; порядок конвоирования лиц и т.п. Существенное место ведомственные нормативные акты занимают в деятельности органов прокуратуры.

Издаются и межведомственные приказы и инструкции. Например, инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями и МВД РФ, и ГП РФ и Министерства юстиции РФ.

Отдельные направления деятельности правоохранительных органов опираются на международно-правовые акты. Это различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т.д.

Все нормативные правовые акты о правоохранительных органах можно классифицировать по содержанию регулируемых вопросов:

- общего характера;

- о правосудии и судебной системе;

- об организации и деятельности судов;

- о прокуратуре и прокурорском надзоре;

- об органах предварительного расследования;

- об органах обеспечения охраны правопорядка;

- об органах обеспечения безопасности;

- об организации юстиции;

- о таможенных и налоговых органах;

- о таможенных и налоговых органах;

- об уполномоченном по правам человека в России;

- о нотариате и адвокатуре;

- о частной охранной и детективной деятельности.

В Российской Федерации нормативный правовой акт вступает в силу на всей территории страны через 10 дней со времени его опубликования в официальном издании либо со времени, прямо указанного в нем или в специальном акте о введении его в действие.

 

Основные вопросы, выносимые на семинарское занятие:

1. Правоохранительная деятельность: признаки, понятие и задачи.

2. Основные направления (функции) правоохранительной деятельности. Система и общая характеристика органов, ее осуществляющих.

3. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации».

4. Соотношение дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами.

5. Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах.

6. Какие правоохранительные органы действуют в Российской Федерации?

7. Система учебного курса «Правоохранительные органы Российской Федерации».

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие предмета дисциплины «Правоохранительные органы России».

2. Отличие предмета дисциплины «Правоохранительные органы России» от предмета других юридических дисциплин.

3. Система учебного курса «Правоохранительные органы России».

4. Взаимосвязь курса «Правоохранительные органы России» с другими юридическими дисциплинами.

5. Понятие «правоохранительная деятельность».

6. Назовите отличительные признаки правоохранительной деятельности.

7. Сформулируйте основные направления (функции) правоохранительной деятельности.

8. Признаки, присущие правоохранительным органам.

9. Назовите функции правоохранительных органов.

10. Перечислите правоохранительные органы, действующие в Российской Федерации.

11. Какие органы называются квазиправоохранительными органами?

12. Какими нормативными актами руководствуются правоохранительные органы?

13. Классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию.

14. Классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах по их юридической силе.

Тесты для самоконтроля

1. Правоохранительные органы создаются:

-: Законодательными органами субъектов РФ

-: Общественными организациями

-: Государством

-: Предприятиями и организациями

 

2. Вопросы, изучаемые в курсе «Правоохранительные органы»

-: организация выборов депутатов Государственной думы

-: порядок формирования Совета Федерации ФС РФ

-: понятие правоохранительных органов и их признаки

-: принципы правосудия

 

3. К функциям правоохранительной деятельности относятся:

-: конституционный контроль

-: прокурорский надзор

-: выявление и расследование преступлений

-: все варианты верны

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коннов И.А | Понятие и признаки правосудия. Правосудие, его свойства и демократические принципы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.