Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика национальной безопасности




ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Обеспечение национальной безопасности является главным условием развития Республики Казахстан как независимого суве­ренного государства. Закон «О национальной безопасности Респу­блики Казахстан» от 26 июня 1998 года № 233-I определяет нацио­нальную безопасность как состояние защищенности националь­ных интересов страны от реальных и потенциальных угроз. К со­жалению, до сих пор не выработан единый подход в определении системы органов безопасности и нет исчерпывающего перечня ее элементов.

Национальные интересы Республики Казахстан представляют собой совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей Казахстана, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов.

Национальными интересами Республики Казахстан являются:

1. обеспечение нрав и свобод человека и гражданина;

2. сохранение общественного согласия и политической ста­бильности в стране;

3. экономическое развитие на благо всего народа Казахстана;

4. воспитание казахстанского патриотизма и укрепление един­ства народа Казахстана;

5. сохранение и приумножение материальных и духовных цен­ностей казахстанского общества;

6. незыблемость конституционного строя Республики Казах­стан, в том числе государственной независимости, унитарного устройства и президентской формы правления, целостности, не­прикосновенности государственной границы и неотчуждаемости территории страны;

7. устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности;

8. обеспечение оснащенности и боевой готовности Вооружен­ных Сил, других войск и воинских формирований Республики Ка­захстан;

9. безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка;

10. развитие международного сотрудничества на основе пар­тнерства.

Определяющим условием национальной безопасности Казах­стана является территориальная целостность.

Согласно постановлению Конституционного Совета Республи­ки Казахстан от 23 апреля 2003 г. N 4 «Об официальном толкова­нии пункта 2 статьи 2 и пункта 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан» изменение унитарности и территориальной целостно­сти республики не может быть предметом инициирования измене­ний и дополнений в Конституцию.

Территория государства представляет собой пространственный предел, в котором государство существует и действует как суве­ренная организация власти. Она есть высшая власть на этой тер­ритории, едина и независима. Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, которые охватывает пространство республики, находятся в публично-правовой соб­ственности Казахстана.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Конституции Республики Казахстан государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и не­отчуждаемость своей территории, что следует понимать как недо­пустимость расчленения его территории, использования природ­ных ресурсов без согласия государства и произвольного изменения статуса регионов Казахстана, нерушимость государственной гра­ницы и запрет на территориальные уступки в ущерб националь­ным интересам и суверенному равенству государства.

Земельные участки предоставляются иностранным государ­ствам для размещения дипломатических представительств, аккре­дитованных в Республике Казахстан, в пользование на условиях аренды.

Обеспечение государством целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости своей территории предполагает разработку и осу­ществление комплекса мер экономического, политического, военно­го, правового и организационного характера, направленных на:

1. укрепление иммунитета государства в экономическом взаи­модействии;

2. юридическую невозможность односторонней уступки Ре­спубликой Казахстан части территории иному государству;

3. недопущение захвата, присоединения либо раздела террито­рии республики;

4. запрет на создание и действие общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостно­сти Республики Казахстан;

5. отсутствие у органов государства на местах права ставить вопрос о выходе из состава государства и изменения своего право­вого статуса в одностороннем порядке;

6. возложение на органы государства обязанностей по приня­тию необходимых и достаточных мер по охране и защите сувере­нитета и территориальной целостности республики.

Угрозу национальной безопасности законодатель видит в определенных условиях, процессах и факторах, препятствующих реализации национальных интересов или создающих им опас­ность. Угрозами национальной безопасности Республики Казах­стан являются:

1. ослабление законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая организованные ее формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покро­вительство должностных лиц незаконному обороту капитала, кор­рупцию, незаконное обращение оружия и наркотических средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданина;

2. деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное устройство Республики Казахстан, целостность, непри­косновенность, неотчуждаемость ее территории;

3. ослабление обороноспособности страны, угроза неприкосно­венности государственной границы и применения силы в отноше­нии Республики Казахстан, агрессия против нее;

4. разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность специальных служб и организаций ино­странных государств, а также отдельных лиц;

5. дезорганизация деятельности государственных органов, на­рушение их бесперебойного функционирования, снижение степе­ни управляемости в стране;

6. политический экстремизм в любой его форме, в том числе разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, со­словной и родовой вражды или розни;

7. обострение социально-политической ситуации, выражаю­щееся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках, несанкционированных собраниях, митин­гах, шествиях и демонстрациях, незаконных пикетах и забастов­ках;

8. создание не предусмотренных законодательством Республи­ки Казахстан военизированных формирований;

9. резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бед­ствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии;

10. нанесение ущерба экономической безопасности государ­ства, включая использование стратегических ресурсов вопреки ин­тересам страны, препятствование росту инвестиционной активно­сти, в том числе притоку иностранных инвестиций в Республику Казахстан, неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны;

11. ухудшение демографической ситуации, в том числе резкое снижение рождаемости, повышение смертности, возникновение неконтролируемых миграционных процессов;

12. ухудшение качества образования и интеллектуального по­тенциала страны;

13. несовершенство или отсутствие нормативных правовых ак­тов по защите национальных интересов страны.

В законодательстве используются следующие основные поня­тия:

Внешняя безопасность — состояние защищенности нацио­нальных интересов Республики Казахстан от угроз, исходящих со стороны иностранных государств, организаций и граждан.

Военная безопасность — состояние защищенности Республи­ки Казахстан от реальных и потенциальных угроз и посягательств военного характера на независимость и территориальную целост­ность страны.

Информационная безопасность состояние защищенности государственных информационных ресурсов, а также прав лич­ности и интересов общества в информационной сфере.

Общественная безопасность — политико-правовая, духовно- нравственная, социальная защищенность жизни, здоровья и благо­получия граждан Казахстана, а также ценностей казахстанского общества от возможных опасностей и угроз, способных нанести им ущерб.

Экологическая безопасность — состояние защищенности жиз­ненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воз­действий на окружающую среду.

Экономическая безопасность — состояние защищенности на­циональной экономики Республики Казахстан от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость.

Объектами национальной безопасности являются личность, ее права и свободы; общество, его материальные и духовные цен­ности; государство, его конституционный строй; независимость и территориальная целостность. Достижение безопасности обеспе­чивается проведением единой государственной политики в обла­сти обеспечения безопасности, реализацией системы мер экономи­ческого, политического, организационного и иного характера.

Основными принципами обеспечения национальной безопас­ности Республики Казахстан являются:

1. соблюдение законности при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;

2. оперативное взаимное информирование и согласованность действий сил обеспечения национальной безопасности;

3. единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов на­циональной безопасности;

4. приоритетность политических, экономических и информа­ционных мер;

5. взаимная ответственность личности, общества и государ­ства;

6. контроль за реализацией всей совокупности действий по за­щите национальной безопасности[44].

7. Основными функциями системы обеспечения национальной безопасности являются:

8. прогнозирование и выявление угроз национальной безопас­ности;

9. разработка и осуществление комплекса оперативных и дол­говременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз на­циональной безопасности;

10. создание и поддерживание готовности сил в обеспечении на­циональной безопасности;

11. участие в обеспечении всеобщей и региональной безопас­ности в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.

К силам обеспечения национальной безопасности относят­ся Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан, органы национальной безопасности, вну­тренних дел, внешней разведки, военной и финансовой полиции, Служба охраны Президента Республики Казахстан, налоговая и таможенная службы, службы ликвидации последствий чрезвычай­ных ситуаций.

Каждая из них обладает собственными задачами и компетенци­ей. Они взаимодействуют между собой в пределах, установленных законодательством, и взаимно информируют друг друга по вопро­сам, относящимся к их компетенции.

Общее руководство указанными органами возложено на Прези­дента Республики, который обеспечивает согласованные действия всех ветвей государственной власти в области защиты националь­ных интересов страны.

Президент Республики Казахстан издает акты по вопросам обе­спечения национальной безопасности; образует Совет Безопасно­сти, определяет его задачи и полномочия, утверждает Концепцию национальной безопасности Республики Казахстан; определяет реальную, потенциальную угрозу национальной безопасности и принимает необходимые меры по обеспечению безопасности всех граждан, общества и государства с учетом мнения Совета Безопас­ности; осуществляет иные необходимые полномочия по вопросам обеспечения национальной безопасности в соответствии с Консти­туцией и законами Республики Казахстан.

Совет Безопасности, который возглавляет Глава государства, определяет его задачи и полномочия, утверждает Концепцию на­циональной безопасности Республики Казахстан. Совет Безопас­ности Республики Казахстан действует на основе Положения о Совете Безопасности Республики Казахстан, утвержденного Ука­зом Президента Республики Казахстан от 20 марта 1999 г. № 88.

Совет Безопасности является консультативно-совещательным органом, образуемым Президентом Республики Казахстан для выработки решений и содействия реализации главой государства полномочий по обеспечению обороноспособности и националь­ной безопасности, сохранению государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Ка­захстан, поддержанию социально-политической стабильности в стране, защите конституционных прав и свобод граждан.

Членами Совета Безопасности по должности являются: Предсе­датель Сената Парламента, Председатель Мажилиса Парламента, Премьер-Министр, Руководитель Администрации Президента, по­мощник Президента — Секретарь Совета Безопасности, Предсе­датель Комитета национальной безопасности, Министр иностран­ных дел, Министр обороны Республики Казахстан.

Решения, принятые Советом Безопасности, являются обяза­тельными для исполнения государственными органами Республи­ки Казахстан. В случае необходимости решения Совета Безопасно­сти могут реализовываться актами Президента или Правительства Республики Казахстан.

Парламент Республики Казахстан в этой части имеет следу­ющие полномочия: принимает законы по вопросам обеспечения национальной безопасности, вносит изменения и дополнения к ним; решает вопросы войны и мира; принимает по предложению Президента Республики Казахстан решение об использовании Вооруженных Сил республики для выполнения международных обязательств по поддержке мира и безопасности; проводит пар­ламентские слушания по вопросам обеспечения национальной безопасности; осуществляет: иные полномочия по вопросам обе­спечения национальной безопасности, возложенные Конституци­ей Республики Казахстан.

Правительство Республики Казахстан вносит в Мажилис Парламента Республики Казахстан проекты законов и обеспечи­вает исполнение законов в области национальной безопасности; организует разработку Концепции национальной безопасности Республики Казахстан; руководит деятельностью центральных и местных исполнительных органов по обеспечению национальной безопасности; формирует перечни стратегических объектов, пере­данных в уставный капитал и или находящихся в собственности национальных холдингов и национальных компаний либо их аффилированных лиц, а также иных юридических лиц с участи­ем государства, а также стратегических объектов, находящихся в собственности юридических лиц, не аффилированных с государ­ством и физических лиц.

Правительство Республики также принимает решение о вы­даче разрешения или отказе в выдаче разрешения на совершение гражданско-правовой сделки, которая может создать угрозу для на­циональных интересов Республики Казахстан, со стратегическим объектом, принадлежащим физическим и юридическим лицам, на основании рекомендаций комиссии по стратегическим объектам при Правительстве Республики Казахстан; осуществляет иные не­обходимые полномочия по Вопросам национальной безопасности в соответствии с Конституцией, законами и актами Президента.

Местные представительные и исполнительные органы об­ластей (города республиканского значения, столицы), организа­ции, независимо от форм собственности, в пределах своей компе­тенции принимают меры и организуют работу по обеспечению на­циональной безопасности в соответствующих административно- территориальных единицах; обеспечивают сохранность мобили­зационных мощностей и мобилизационных резервов (ресурсов), установленных Правительством Республики Казахстан.

В целях обеспечения безопасности, защиты прав и свобод чело­века и гражданина, защиты конституционного строя Республики

Казахстан в необходимых случаях закон предусматривает усло­вия, основания и порядок введения чрезвычайного положения." Чрезвычайное положение в соответствии с Законом Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года № 387-II «О чрезвычайном по­ложении» вводится в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики Казахстан, безопасность ее граждан на­ходятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов госу­дарства. Чрезвычайное положение на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях вводится Президентом Республики Казахстан соответствующим указом после официаль­ных консультаций с Премьер-Министром и председателями палат Парламента Республики Казахстан с незамедлительным информи­рованием Парламента Республики Казахстан.

Чрезвычайное положение вводится в случае невозможности урегулирования сложившейся ситуации применением иных мер. В целях незамедлительного решения вопросов и проведения меро­приятий по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Президентом Республики Казахстан могут создаваться специальные органы государственно­го управления по обеспечению режима чрезвычайного положения, к которым относятся: Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте Республики Казахстан; комендатура местности.

Республика обеспечивает свою национальную безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами и методами, в том числе экономическими, политическими, военными, право­выми, специальными (разведка, контрразведка), применяемыми односторонне или в соответствии с международными договорами. Обеспечение национальной безопасности состоит в достижении и поддержании необходимого уровня защищенности национальных интересов путем определения основных направлений деятельно­сти государства в этой сфере.

Главные ориентиры в этой работе обозначены в Стратегии на­циональной безопасности Республики Казахстан. Реализуя поло­жения этого и других документов, основные усилия направлены на организацию эффективной системы мер по защите экономических интересов страны. В частности, осуществляется информационное обеспечение государственных органов о латентных и реальных угрозах экономической безопасности, оказывается содействие в решении задач по развитию экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и транспортно-коммуникационных связей на международном уровне.

Обеспечение национальной безопасности состоит в достиже­нии и поддержании необходимого уровня защищенности нацио­нальных интересов путем:

1. определения основных направлений деятельности государ­ства в этой сфере;

2. выявления и прогнозирования угроз национальной безопас­ности;

3. осуществления комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности, в том числе по устранению причин и условий, по­рождающих эти угрозы;

4. мобилизации сил и средств обеспечения национальной без­опасности в случаях возникновения непосредственной угрозы национальным интересам, посягательства на них, в том числе в случаях экстремальных и чрезвычайных ситуаций внутригосудар­ственного, трансграничного и глобального характера;

5. безотлагательного принятия решений и действий по защите национальных интересов, пресечения незаконной деятельности, посягающей на национальную безопасность, осуществления иных правоограничительных мер;

6. локализации и ликвидации последствий, связанных с посяга­тельствами на национальные интересы, осуществления комплекса восстановительных мер.

Служба охраны Президента Республики Казахстан

 

Специальным государственным органом, относящимся к силам обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан и осуществляющим в пределах установленной законом компетенции охранные мероприятия по обеспечению безопасности охраняемых лиц и объектов является Служба охраны Президента Республики Казахстан.

Охраняемые лица — это лица, подлежащие охране Службой охраны Президента Республики Казахстан в соответствии с Кон­ституцией Республики Казахстан, конституционными законами Республики Казахстан и Законом от 3 октября 1995 года № 2483 «О Службе охраны Президента Республики Казахстан».

Охраняемыми лицами являются:

1. Президент Республики Казахстан;

2. Председатель Сената Парламента Республики Казахстан;

3. Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан;

4. Премьер-Министр Республики Казахстан;

5. супруга (супруг) Президента республики и другие совместно проживающие с Президентом члены семьи;

6. Первый Президент Республики Казахстан;

7. члены семьи Первого Президента Республики Казахстан, проживающие совместно с ним или его сопровождающие;

8. экс-президент Республики Казахстан;

9. должностные лица Республики Казахстан, перечень которых утверждается Президентом Республики Казахстан;

10. главы иностранных государств, парламентов и правительств в период их пребывания на территории Республики Казахстан, без­опасность которых обеспечивается в соответствии с международ­ными договорами Республики Казахстан;

11. руководители международных организаций и иные лица иностранных государств в период их пребывания на территории Республики Казахстан, безопасность которых обеспечивается на основании распоряжений Президента Республики Казахстан или по его поручению — Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан.

Охраняемые объекты — здания, строения и сооружения, пред­назначенные для пребывания охраняемых лиц, а также прилегаю­щие к ним территория и акватория. Перечень охраняемых Службой охраны Президента Республики Казахстан объектов утверждается Президентом Республики Казахстан.

Задачами Службы охраны Президента являются:

1. обеспечение личной безопасности охраняемых лиц;

2. выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, направленных против жиз­ни, здоровья, прав, свобод, достоинства личности и собственности охраняемых лиц;

3. охрана собственности, обеспечение общественного порядка и безопасности на охраняемых объектах и в других местах пребы­вания охраняемых лиц;

4. осуществление в пределах своих полномочий борьбы с тер­роризмом;

5. прогнозирование и выявление угроз охраняемым лицам и объектам, осуществление комплекса оперативных мер по их пред­упреждению и нейтрализации.

Служба внешней разведки «Сырбар»

Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по укре­плению национальной безопасности Республики Казахстан и даль­нейшему совершенствованию разведывательной деятельности» от 17 февраля 2009 года № 739, в целях реализации основных поло­жений Стратегии национальной безопасности Республики Казах­стан на 2007—2012 годы, укрепления национальной безопасности и оптимизации структуры специальных служб образована Служ­ба внешней разведки «Сырбар». Данная служба является государ­ственным органом, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, осуществляет функции упол­номоченного органа в сфере внешней разведки (вместо упразднен­ной службы «Барлау» КНБ РК).

Основной задачей оперативно-служебной деятельности службы «Сырбар» является обеспечение Президента Республики Казах­стан, высших органов законодательной и исполнительной власти объективной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, военной, научно-технической, гу­манитарной областях, а также о скрытых процессах в мире, кото­рые в той или иной степени могут нанести ущерб национальным интересам и повлиять на безопасность нашего государства. При этом основные усилия Службы должны быть направлены на вы­явление внешних угроз, предотвращение и нейтрализацию их воз­можных негативных последствий.

На современном этапе в деятельности Службы особую актуаль­ность приобрело получение упреждающей информации о внешних угрозах, исходящих от международного терроризма, транснациональной организованной преступности, религиозного экстре­мизма, наркотрафика, нелегальной миграции, а также незаконного перемещения компонентов оружия массового поражения и техно­логий двойного назначения. В соответствии с международными обязательствами Казахстана перед разведкой Комитета стоит зада­ча их выявления и упреждения на ранней стадии. В эпоху глобали­зации важное значение приобретают также проблемы обеспечения экономической безопасности. В этой связи перед казахстанской разведкой поставлены задачи по своевременному выявлению по­тенциальных угроз национальным интересам в финансовой, энер­гетической, продовольственной, индустриально-инновационной, коммуникационной, информационной и экологической сферах.

Также в задачи Службы «Сырбар» входит специфическими средствами содействовать укреплению процессов интеграции Казахстана в систему мирохозяйственных связей, расширению масштабов сотрудничества с промышленно развитыми странами, привлечению иностранных инвестиций в национальную эконо­мику, увеличению валютных поступлений от внешнеэкономиче­ской деятельности путем создания благоприятных конъюнктурно- коммерческих ситуаций.

В условиях активного привлечения иностранного капитала к развитию отечественной экономики перед Службой «Сырбар» стоят задачи по выявлению возможных попыток извне получить односторонние выгоды от участия в инвестиционных проектах, выяснению истинных целей и движущих сил тех или иных эконо­мических операций, предупреждению угрозы превращения Казах­стана в чисто сырьевой придаток развитых государств, рынок для сбыта низкокачественного товара и получения дешевой, но доста­точно квалифицированной рабочей силы.

Еще одной важной задачей казахстанской разведки в этой сфе­ре является информационное обеспечение развития передовых технологий и способствование созданию обратной связи дости­жений научно-технического прогресса с экономическим разви­тием. В функции Службы «Сырбар» также входит обеспечение безопасности дипломатических учреждений и граждан Республи­ки Казахстан за рубежом, то есть выявление, предупреждение и пресечение действий иностранных спецслужб, террористических и экстремистских организаций, создающих угрозу деятельности казахстанских учреждений и граждан за границей. Все большее внимание стало уделяться качественной составляющей информа­ционной работы. Были приняты меры по созданию системы непре­рывного информационно-аналитического слежения за развитием оперативной обстановки, прогнозирования внутренних и внешних угроз национальной безопасности и выработки на этой основе ин­формационных приоритетов внешней разведки, адекватных изме­нениям внешней среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.