Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национальные особенности культуры возрождения




  Италия Германия, Франция, Нидерланды
Хронологические рамки XIV-XVI XV-XVII
Смысловая основа Гуманизм Пантеизм (не отрицание существования бога, а растворение его в природе)
Характер Эстетический Этический
Особенности Прославление внешней красоты человека, мате-риальность изображе-ния Психологизм, передача характера человека
Особенности художест-венной культуры Светскость, реализм Религиозность, символика и условность
Специфика жанровой живописи Портретная, сюжетная, скульптура Пейзаж, портретная, бытовая картина. Северное Возрождение включало также вопросы религиозного совершенства, что привело к такому учению как реформация и появлению нового христианского течения – протестантизма.

 

Культура Индии

План

1. Предыстория: становление индийской культуры.

2. Повседневная жизнь: касты, семья и нравы.

3. Основные направления духовной культуры Индии.

4. Искусство Индии: истоки и специфика.

5. Вклад Индии в мировую культуру.

1. Культура Индии образована индоевропейскимиплеменами, пришедшими, по одним данным, с берегов Черного и Каспийского морей, по другим из Малой Азии и Закавказья. Часть этих племен мигрировала на Балканы, часть в Среднюю Азию, на территорию теперешнего Ирана и в Индию. Эти племена именуются ариями (или арьями) и разделяются на иранских ариев и индоариев. До сих пор мало изучен вопрос о том, откуда и каким путем пришли индоарии, поселившиеся в долине другой реки Ганга. Однако известно, что они были знакомы с металлами, использовали плуг, вносили удобрения при земледелии, знали способы строительства ирригационных сооружений, владели ремеслами. Их язык, письменность, верования составили ту основу, на которой сложилась индийская культура и существует до наших дней.

Специфическая черта индийской культуры особое значение в ней религии, мифологии и всей духовной сферы деятельности. Ведущее место в обществе занимали всевозможные культы, жертвоприношения, традиции самосовершенствования, идеи греховности и очищения человека перед лицом вечности.

 

2. В древнеиндийском обществе выделялись четыре сословия варны, каждое из которых состояло из нескольких каст, каждая из которых регламентирована четко сформулированными нормами социального поведения и межкастовых взаимоотношений.

Три первых варны (брахманы жрецы, кшатрии – военные и вайшьи – земледельцы) были высшими, привилегированными. Низшая варна – шудры (удел тяжелые и презираемые виды труда).

Центральной идеей практически всех индийских религий была идея бесконечных перерождений человека в зависимости от его поступков в каждой жизни. Вся сумма его добродетелей или пороков объединялась в понятие кармы (санскр. “деяние”), которая и предопределяет последующие перерождения каждого. При хорошей карме есть возможность родиться в более высокой варне, при плохой в более низкой, а то и вовсе животным или пресмыкающимся.

Отношения между сословиями и кастами в эпоху позднего индуизма определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным).

Основой индийского общества в древности была сельская община, которая скреплялась внутренними связями, например обязательным обменом различными услугами каждого всем и всех — каждому. Закон взаимных услуг – джаджмани – был обязателен для всех, он укреплял и независимость общины от внешнего мира, и ее внутреннее единство.

 

3. В Индии рано сложилось систематизированное, глубокое осмысление мира, включающее в себя представления о бытии и его законах, о путях и формах познания мира, о человеке, смысле жизни, смерти и бессмертии.

Мы встречаемся в индийской мифологии с обожествлением сил природы, с деяниями богов и героев, с сильной эмоциональной окрашенностью текстов и необычностью сюжетных ходов. Кроме того, она соединила в себе древнейшие представления индоевропейских и туземных племен, от которых в индийской религии и мифологии сохранились образы богини Притхиви и бога Шивы, воина Рамы и бога Кришны. Еще одной особенностью индийской мифологии является то, что она передавалась устно. Текстами вед владели брахманы, передававшие их слово в слово своим наследникам. К древнейшим ведам относятся четыре сборника – самхиты: “Ригведа” сборник гимнов, посвященных божествам (Индре, Агни, Соме, Варуне, гимн о сотворении мира и другие), “Яджурведа” сборник жертвенных заклинаний, “Самаведа”, во многом повторяющая “Ригведу”, включая в себя различные песнопения, и “Атхарваведа” веда, в которую входят заклинания против болезней и демонов, злых сновидений, любовные заговоры и некоторые гимны (Гимн времени, Гимн силе богов).

Индуизм ( оформился в I тысячелетии до н. э.) унаследовал у ведических взглядов идею об иерархии людей и принадлежности их к различным варнам, о роли брахмана (жреца) как посредника между людьми и богами, о сансаре и карме. В индуизме присутствует понятие тройственности, триединства божества Тримурти, имеющего три сущности (Брахма, Шива и Вишну). Каждая сущность воплощает в себе различные состояния мира: Брахма выступает как первопричина мира, созидательное начало, Шива олицетворяет разрушительную силу, Вишну охраняет мировой порядок. Шива и Вишну, наиболее почитаемые божества, стали главными для двух направлений индуизма шиваизма и вишнуизма.

В буддизме ( возник в VI V веках до н. э. ) судьба человека стала зависеть от него самого, человек выступает не только как объект всевозможных мистических сил, но и как субъект, способный проявить активную роль, по крайней мере, по отношению к самому себе.

Из других религий, существующих и сейчас в Индии, наиболее известны джайнизм ( много внимания уделяет самосовершенствованию, поиску совершенного знания, совершенного поведения, основанного на аскетизме, требованию искренности, благочестия и соблюдения заповедей, совпадающих с буддистскими ) и сикхизм ( идея равенства всех людей перед Богом независимо от варны и касты ).

Нерелигиозные учения: локаята (у каждой вещи мира своя природа, которая определяет ее строение и судьбу, внешние воздействия не могут изменить способ ее существования и течение ее бытия; цель жизни забота о благополучии настоящего) и чарвака (добро и зло – иллюзии, созданные воображением людей, только страдание и наслаждение реальны, поэтому главная цель человечества – достижение наслаждения, а страдание не должно останавливать людей в стремлении к этой цели ).

Специфика духовной культуры Индии состоит в том, что она стремилась к упорядочению мира, приданию определенности бытию человека в нем, делая основной акцент на нравственном начале.

4. Индийское искусство своими корнями уходит в богатое наследие древнеиндийских религий, о чём свидетельствуют многочисленные мифологические сюжеты, художественные образы и символы, выражающие стремление вырваться за пределы обыденной человеческой жизни и, пройдя через соответствующие этапы, достичь духовной просветленности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.