Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиционный Китай




(3 в. – 1912 г.; эпоха Шести династый, эпоха Тан и Сун, эпоха Мин и Цин)

Наиболее важными достижениями этого периода были:

· становление китайско-будийской традиции (самые значительные комплексы этого времени – пещерные монастыри Юньган, Лунмэнь, Цяньфадун);

· переход от анонимной к авторской лирике;

· осмысление формальных основ национального стиха. Ведущие жанровые разновидности китайской поэзии: песни- юэфу; стихи- ши;

· становление традиций художественной прозы;

· разработка учения о сущности и функция художественного творчества;

· формирование традиционной светской живописи и её жанровых разновидностей(“люди и предметы”; “цветы и птицы”; «растения и насекомые”; “горы и потоки”; парадный портрет);

· возникновение нескольких школ пейзажа, искусство пейзажного сада;

· развитие алхимии и медицины, ботаники;

· употребление китайцами чая в качестве повседневного напитка;

· утверждение ставших универсальными для национальной художественной культуры эстетических принципов – так называемого «идеала утончённой простоты»;

· интенсивное развитие городов и основание полноправной городской культуры;

· введение системы государственных экзаменов на чиновничий чин;

· возникновение книжного дела, организация широкой сети издательств, книжных магазинов, библиотек;

· утверждение драмы и собственного театра;

· развитие декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, кости, камню, изготовление изысканных лаков, эмалей, производство керамики и, конечно, фарфора).

МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ:

ü китайцами изобретены компас, мачты, пушки, порох, бумага, шёлк;

ü достижения в математике: десятичные дроби, пустая позиция для обозначения нуля;

ü механические часы;

ü значительны достижения в медицине (массаж, иглоукалывание, прижигание, учение о жизненной энергии «ци», лечебная гимнастика “ушу”);

ü влияние на европейское искусство 18-19вв. (шанурази – оформление интерьера в китайском стиле);

ü археологические открытия, которые стали сенсацией («глиняная подземная армия Цинь Шихуана, бронзовые скульптуры и маски (2 тыс. до н.э., государство Шан).

 

Культура народов Месоамерики

ПЛАН

1. Культура ольмеков.

2. Культура майя.

3. Культура ацтеков.

4. Культура инков.

1. Культура ольмеков. Наиболее раннюю культуру в доколумбовой Америке создали ольмеки, территория проживания которых включала значительную часть Мексики. Созданная ими цивилизация достигла своего расцвета после 1200 г. до н. э. Сан-Лоренцо считается главным поселением ольмеков. Наряду с ним существовало два других центра: Теночтитлан и Портеро Нуэво.

Ольмекская цивилизация была по характеру теократией: земледельцы содержали своим трудом правителей, поставляя им часть продукции и выполняя различные общественные работы. Взамен они получали гарантию, что совершаемые жрецами ритуалы помогут обеспечить им личную безопасность. Для этого ольмекские жрецы создали своеобразную религию, мифологию и иконографию, в центре которой находилось несколько богов.

П. Йоралемон выделяет три традиции, характерные для ольмекской религиозной системы: шаманизм; земледельческие культы; культ правителя.

К культурным достижениям ольмеков следует отнести прекрасно развитую архитектуру. Город Ла-Вента был построен по четкому плану и ориентирован по сторонам света. В центре города стояла Большая Пирамида высотой около 33 м, которая служила сторожевой башней. В городе действовал водопровод, который был сделан из поставленных вертикально базальтовых плит, плотно примыкавших друг к другу.

Наиболее известными памятниками материальной культуры ольмеков являются гигантские каменные головы, найденные в Сан-Лоренсо, JIa-Венте и Трес-Сапотесе. Из-за черт лица их называют головами негроидного или африканского типа.

Ольмеки изобрели точный солнечный календарь. Он был очень сложным по структуре и состоял из нескольких самостоятельно вращающихся колес, которые отсчитывали взаимосвязанные циклы времени.

2. Культура майя. Историю культуры народа майя принято делить на три периода:

1) с древности и до 317 г. – время возникновения городов-государств, примитивного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др.;

2) древнее царство, или классический период (317-987 гг. н. э.) – время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тикаль) и одновременного таинственного исхода из них населения в начале X в.;

3) новое царство, или постклассический период (987г.-16в.) – время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, появления новых стилей в жизни и искусстве, смешения культур и т. д.

Создание больших по размерам ритуальных центров является отличительной особенностью культуры майя. Назначение центров заключалось в том, чтобы проводить большие религиозные праздники, во время которых сюда стекались большие массы людей, принимавших участие в религиозных церемониях.

Подобно многим древним цивилизациям духовную основу культуры майя составляла религия. В их представлениях мир являлся сложным образованием, наполненным различными священными силами. Известны десятки имен богов, которые в зависимости от их функций могут быть разделены на группы: боги плодородия, воды, охоты, огня, звезд, смерти, войны и т. д.

Вселенная, по убеждениям майя, устроена сложно: она разделялась на 13 небес и 9 подземных миров, каждым из них заведовал какой-то бог. Небо поддерживали четыре божества и у каждого был свой цвет. Число четыре у майя имело особое магическое значение. Вероятно, именно этим объясняется существование у майя четырех столиц-городов Копан, Калакмул, Тикаль, Паленке.

Время у майя было как бы материальным и существовало в трех различных измерениях. Для человека боги создали время на поверхности земли. Это был обычный годичный календарь с 365 днями. Причём год делился на 18 месяцев, в которых было по 20 дней, а «лишние» 5 дней считались майя «несчастливыми». Данный календарь назывался солнечным или земледельческим. Существовал и другой временной цикл – религиозный (астрологический). Он был связан с жизнью и деятельностью богов. Год такого цикла длился 260 дней и был поделён на 20 недель по 13 дней в каждой. Третьим временным циклом было время Верховного бога, бога Творца. Все вышеперечисленные времена соприкасались друг с другом одновременно раз в 52 года.

В материальной культуре майя наибольшее развитие получила архитектура. Существовало два типа архитектурных сооружений: жилые дома с островерхими, крытыми соломой крышами и монументальные церемониальные сооружения. Обычные жилые дома имели прямоугольные очертания, стены были каменные, крыши двускатные. В центре дома сооружали очаг из камней. Часто дома возводились на платформах. К типу церемониальных построек относились пирамиды, функция которых заключалась в том, чтобы служить основанием храма, поднимая его как можно выше к небу. Чаще всего храмы располагались именно на вершинах пирамид. Они имели квадратную планировку, тесное внутреннее пространство (из-за толстых стен), украшались надписями, орнаментом и выполняли роль святилищ. Образцом такого типа архитектуры является «Храм надписей» в Паленке. Постройка зданий регулировалась у майя определенными промежутками времени – 5, 20 и 50 годами. Записи на алтарях заключали в себе информацию о каких-либо событиях. Подобного подчинения художественной культуры календарю и времени не существовало нигде в мире.

Гармоничным образом архитектуру майя дополняли скульптура и живопись. Основные темы изображений – божества, правители, быт. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, сочетающими в себе различные скульптурные жанры. Майя применяли резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. В качестве материала использовались обсидан, кремень, нефрит, раковины, жадеит, кость и дерево. В своих ритуальных центрах майя воздвигали скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями.

3. Культура ацтеков.

Ацтеки были тонкими политиками и великолепными воинами. Путем заключения временных союзов то с одной, то с другой политической силой они заняли господствующее положение в регионе Центральной Мексики.

Столица ацтекского государства Теночтитлан была основана в период между 1325 и 1345 гг. В то время город представлял собой скопление хижин, ютившихся посреди соленого озера Тескоко на острове. В последующие два столетия Теночтитлан превратился в главный культурный центр ацтеков.

Строго спланированный, он имел разветвленную сеть каналов и мостов, главные дороги были выложены в форме креста с огражденным «священым кварталом» на их пересечении. Его самым значительным строением был Большой храм, имевший вид пирамиды, на вершине которой находились два храма-близнеца, посвященные один верховному божеству Уицилопочтли, а другой – богу дождя Тлалоку. Среди построек «священного квартала» следует выделить круглый храм главного бога ацтеков – Кецалькоатля.

Основой религиозных взглядов ацтеков было отождествление небесных тел со сверхъестественными существами, которые отвечали одновременно и за добро и за зло человеческих поступков. Пантеон богов ацтеков был многочисленным, поскольку включал 63 божества. Среди них 3 великих бога, 4 создателя, 15 богов плодородия, 6 богов дождя, 3 бога огня, 4 бога пульке, 12 богов планет и звезд, 6 богов смерти и земли, 4 полифункциональных божества. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока (“Курящееся Зеркало”), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль (“Пернатый Змей”), “давший людям маис”.

Храмы, выполняя культовое назначение, являлись одновременно и произведениями самобытного архитектурного искусства. Они строились в форме пирамид, к открытым верхним площадкам которых вели ступени. Такие ступенчатые пирамиды назывались теокалли. Жилые дома простых людей строились на платформе и имели двускатную крышу.

Искусство ацтеков было утилитарным и реалистическим по форме, пронизанным религиозной символикой. В ацтекском мире существовала особая группа людей, которые назывались «знатоками вещей».

Самым распространенным жанром литературы ацтеков была историческая проза. Она включала в себя записи о странствиях мифических предков. Большой популярностью пользовались эпические произведения. Например, эпос о происхождении индейцев, потопах, о божественном Кецалькоатле. Разновидностью прозы считались дидактические трактаты. Ацтекская литература, как и во всем Древнем мире, имела ритуальные истоки, сакральное значение и была связана с культами различных божеств. Главную роль в литературе ацтеков играла поэзия. Она представлена « песнями бога», песнями «орлов и ягуаров», восхваляющими воинские подвиги, «песнями печали и сострадания», а также песнями для женщин и детей.

Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. “несчастливых” дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней месяца в сочетании с цифрами от 1 до 13.

4.Культура инков. Государство инков было разделенно на четыре провинции вокруг города Куско. Верховная власть в государстве целиком принадлежала Сапа Инке (императору). Инки обходились без денег, поскольку одним из главных в их жизни был принцип самообеспечения. Вся империя представляла собой огромное натуральное хозяйство.

Уинков были обсерватории, где можно было определять дни солнцестояния и равноденствия, а также наблюдать такие созвездия, как Чоке-Чинчай, или “семь ярких звезд” созвездия Плеяды. Солнечный год делился на 12 месяцев по 30 дней каждый и один добавочный месяц из пяти дней. Были в Тауантинсуйю свои географы и картографы. Топография империи была изучена хорошо

Основой всей инкской науки была самобытная математическая система. Кипу не только служили основой статистики, но были также своего рода способом сохранения в памяти важных событий.

За основу в религии инков бралось два составляющих – почитание единого бога солнца (Инпги) и жертвоприношения на успокоение и милость богов. Также весьма почитался бог огня Пачакамак, перерождающий всё, что было создано, а затем погибло по каким-либо причинам. Среди главных богов в пантеоне инков выделяются Часка (Венера), Чукуилья (богиня молнии), Ильяна (бог грома), Пачамама (богиня плодородия), Килья (богиня Луны, сестра и жена Солнца, покровительница замужних женщин) и Кон. Инки обожествляли зверей, птиц, растения, поклонялись некоторым пресмыкающимся и земноводным.

Представление о высоком уровне инкского градостроительства дает крепость Мачу-Пикчу, выстроенная на высоте 3000 м в седловине между двумя пиками Анд. Инкское зодчество отличается необыкновенной пластичностью. Инки возводили здания на обработанных поверхностях скал, пригоняя каменные блоки друг к другу без известкового раствора, так что строение воспринималось как естественный элемент природного окружения. В случае отсутствия скальных пород использовались обожженные на солнце кирпичи. Инки возводили здания из различных пород камня: известняка, базальта, диорита и из кирпича-сырца. Они делали легкие крыши из соломы и пучков тростника.

Высшим достижением архитектуры инков принято считать ансамбль храмов, носивший название «Кориканча» («Золотой двор»). Главным сооружением ансамбля был храм бога Солнца – Инти. К храму Солнца примыкало несколько часовен в честь грома и молнии, радуги, планеты Венеры, а главная из них – в честь Мама Кильи – Луны.

Однако своего наивысшего расцвета искусство инков достигло в различных ремеслах. Инки довольно рано освоили горное дело. Они добывали медную и оловянную руду в шахтах, изготовляли бронзу. Инки могли выплавлять металл, знали технику отливки, ковки, чеканки, спайки и клепки, а также делали изделия в технике перегородчатой эмали. Из бронзы они изготовляли топоры, серпы, ножи и другую хозяйственную утварь. Но особенно художественное творчество ремесленников инков проявилось в ювелирном искусстве.

Поэзия, музыка и танцы были обязательной составной частью воспитания мужчин и женщин Тауантинсуйю. До нас дошли сведения о многочисленных поэтических жанрах:ритуальных стихах, элегиях, танцевальных песнях, шуточных, песенных, хвалебных, погребальных стихахи т.д.Наиболее характерными музыкальными инструментами инков были флейты из тростника, кости или металлов, свирель, сделанная из тростника или камыша. Танцы в основном носили магический иритуальный характер, хотя некоторые из них были связаны с войной и сельскохозяйственными работами.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.