Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология марксизма

Классический период развития социологии.

Органическая теория общества Г.Спенсера.

Существенный вклад в становление социологии как науки внес английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903). Он является основоположником органического направления (органицизма) в социологии, которое характеризуется последовательным применением аналогии общества с биологическим организмом. Как и в организме, развитие и рост общества, считал Спенсер, сопровождается увеличением сложности его органов и частей.

Г.Спенсер первым ввел в научный оборот применительно к социальному организму общеупотребимыми в современной социологии категории «структура» и «функция». Подобно организму, утверждал он, прогрессивная дифференциация структуры общества связана с усложнением и дифференциацией его функций. В обществе, как и в организме, в процессе эволюции происходит специализация составляющих его структур.

Однако, общество, по мнению Спенсера, не только имеет общие черты с организмом, но и отличается от него, в обществе существует меньшая зависимость части, т. е. индивида, от целого (общества). Если в организме часть существует ради целого, то в обществе, наоборот, - оно существует ради блага своих членов, индивидов.

Итак, основные положения социологической концепции Г.Спенсера можно представить в виде следующей структурно-логической системы:

Органическое направление в социологии

Человеческое общество → развивающийся, эволюционирующий организм  
В обществе в процессе специализация и дифференциация его структур, эволюции происходит → органически связанная с усложнением и и дифференциацией его функций
В обществе, в отличие существует гораздо меньшая зависимость части, от организма →т. е. индивида, от целого, в силу того, что общество существует ради блага своих членов.
Основным изменением переход человечества от общества, в котором социального прогресса → личность целиком подчинена целому, к такому является состоянию, при котором социальный организм станет служить составляющим его личностям
Критерий социального повышения уровня индивидуальной свободы прогресса есть → личности

 

Не умаляя заслуг О.Конта и Г.Спенсера в выделении и становлении социологии как самостоятельной науки об обществе, нужно отметить, что они не сумели четко сформулировать предмет и метод науки.

Эти недостатки были преодолены благодаря усилиям французского социолога Э.Дюркгейма, а также немецким ученым К.Маркса и Ф.Энгельса.

Важный вклад в развитие мировой социологии внес К.Маркс (1818-1883). Исходная идея его состоит в том, что люди в процессе взаимодействия друг с другом вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие, общественные отношения. Основой всех совокупности общественных отношений являются экономические отношения, составляющие базис общества. Базис общества включает в себя производственные отношения, которые неразрывно связаны с производительными силами, созидающими все материальные и духовные блага.

Структуру производительных сил составляют люди, прежде всего рабочие, совершающие трудовую деятельность при помощи орудий труда, средств производства, а также сами эти средства производства. Но трудящиеся объединяются со средствами производства не прямо, поскольку они не являются их хозяевами, а через владельцев этих средств, их собственников, в частности капиталистов, которые нанимают рабочих, предоставляют им работу и тем самым соединяют их с орудиями труда. Отношения, складывающиеся в процессе производства между владельцами орудий и трудящимися, называются производственными отношениями, которые характеризуются в основном отношениями собственности между теми, кто собственностью владеет, и теми, кто ее лишен.

Единство производительных сил и производственных отношений образует способ производства материальных благ, который постоянно изменяется, развивается. Движущей силой его развития, а вместе с тем и развития всего общества, выступает проявляющееся на определенных этапах исторического развития противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Это приводит к социальному, классовому конфликту, действующими субъектами которого становятся рабочий класс и капиталисты.

Поскольку интересы рабочих и капиталистов антагонистичны, непримиримы, классовый конфликт между ними неизбежно подталкивает общество к социальной революции.

Таким образом, сами объективные законы развития материального производства, считал К.Маркс, не только создают экономическую основу революционного ниспровержения капитализма, но формируют субъекта такого ниспровержения – рабочий класс. В результате совершения социальной революции разрешаются все противоречия и конфликты и происходит переход к новому социальному устройству – коммунистическому.

Переворот в способе производства, в экономическом базисе общества, по утверждению Маркса, неизбежно сопровождается коренными изменениями в надстройке общества, которую составляют юридические, политические, религиозные, философские взгляды людей.

Интегральная картина изложенной марксистской концепции динамики социального развития воплощена в концепции общественно-экономической формации, структурно- логическая схема которой имеет следующий вид:

Наука Надстройка: государство, право, философия, религия, искусство
Производительные силы: 1) люди; 2) средства производства Производственные отношения (экономический базис общества)
Способ производства материальных и духовных благ
Технологические основы общества
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Становление социологии как научной дисциплины | Социальный реализм Э.Дюркгейма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.