Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы и формы культуры




Культура как сложное явление представляет синтез материальных и нематериальных элементов в ней. Материальная культура включает в себя произведенные человеком объекты: здания, сооружения, укрепления, мосты, орудия труда, станки, украшения, одежду и многое другое. Нематериальная культура представляет вид духовной культуры, к которой следует относить нормы, правила, образцы, идеи, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, обычаи, традиции, язык. Нематериальные объекты существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Культуру всегда связывают с определенным обществом, нацией или социальной группой. Мы знаем, что есть русская, французская, германская культуры, есть культура города или деревни - в каждой из них содержится что-то специфическое, отличное и выраженное в определенных нормах, обычаях, верованиях, ценностях, разделяемых данным сообществом. Таким образом, формируется Культурный ареал, очерченный географическими границами, внутри которых проявляется сходство культурных черт.

Материальная и духовная культура, созданная прошлым поколением и выдержавшая испытание временем, передается из поколения в поколение. Это называется культурным наследием.

В социологии понятие “культура” рассматривается с позиции определенного вида деятельности в широком смысле слова. Такой подход позволяет выделить в ней ряд типов и форм, которые общепризнаны в науке. Репрезентативная культура, т. е. производящая идеи, ценности, действенные в силу их фактического признания (верования, представления, идеи, идеологии) и активно разделяемые людьми (возможно и пассивное признание). Социальная культура - культура коллективного общения, коммуникативная культура отражает деятельность, направленную на формирование общества и коллективов, поведения в нем, формирование норм и правил, установок в отношениях между индивидами (группами), социального контроля отдельных индивидов или групп. Социальная культура связана с системой ценностей, способствующих коммуникации людей.

Культура повседневности - культура, создаваемая повседневным взаимодействием индивидов в группе, обществе. Это культура обычной жизни. Проявляется она в обычаях, ритуалах, традициях, этикете, а также в трудовой деятельности, требующей соблюдения определенных норм.

Экономическая культура - это деятельность в определенном пространстве экономических отношений, включающих психологические факторы поведения и наличие экономических стимулов активности этой деятельности, таких как интерес, потребность, доход, конъюнктура и т. д. Главные черты экономической культуры:

1) связь с экономической деятельностью людей;

2) интерес к определенной деятельности;

3) выбор приоритетов экономической деятельности с учетом индивидуальных способностей;

4) знание принципов экономической деятельности, могущей удовлетворить потребности индивидов, занятых в ней;

5) связь с правом и нравственностью (с кодексами законов, моральными кодексами данной страны);

6) устойчивые стереотипы сознания в экономической деятельности (для россиян - это беззаконие, право сильного, вседозволенность, бесконтрольность; для западного человека - правопослушание, уважение к партнеру, соблюдение кодексов);

7) проявление не только в сфере чисто экономической, но и в сфере управления экономикой.

Экономическая культура реализуется в экономических традициях, нормах поведения, предпочтениях, экономических действиях и поступках. Эта культура «перекачивает» ценности и установки людей из духовной в материальную сферу.

Исходя из групповых ценностей различают понятия элитарная, народная, массовая культура, культура отдельных групп - субкультура, авангардная культура и др. Элитарная культура - это высокая культура, создаваемая элитой общества, либо по ее заказу профессионально-творческими людьми. Нередко эта культура опережает уровень восприятия человеком ее произведений (например, живопись С.Дали, П. Пикассо, Кандинского, музыка А. Шнитке или произведения Г. Гессе, Г. Маркеса). Элитарная культура имеет свой круг почитателей; это высокообразованная часть общества, завсегдатаи музеев, выставок, театралы, художники, критики, музыканты. К такой культуре можно отнести классическую музыку, оперное и балетное искусство, импрессионизм, авангардизм в живописи.

Народная культура создается самим народом, и нередко она не имеет прямого авторства. Эта культура развивается на основе преданий, традиций, мифов, сказаний, эпоса, народных песен и танцев. В народной культуре широко представлен фольклор конкретного народа данной местности.

Массовая культура, или общедоступная культура, появилась в обществе с середины 20 века под влиянием революции в средствах массовой информации, сделавшей доступным всем социальным слоям популярную эстрадную музыку. Появились специфические термины этой культуры: «шлягер», «хит», «поп-культура», «китч». К массовой культуре можно отнести и бардовскую песню, собирающую широкую аудиторию.

С понятием “культура” связана система ценностей, традиций, обычаев, присущих отдельной социальной группе. В этом случае говорят о субкультуре, которая может быть молодежной (определенный сленг, взгляды на жизнь, манеры поведения, стиль одежды, прически), субкультурой пожилых людей, национальных меньшинств, профессиональных групп, криминальной (специфический язык жестов, сленг, отношения друг с другом).

Разновидностью субкультуры стала контркультура, которая отражает конфликт субкультуры с господствующими ценностями. Контркультура молодежного движения хиппи отрицала господствующие в обществе ценности, культуру отцов: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

В социологии культуры присутствует и понятие суперкультура - это культура аэропортов, магистральных дорог, небоскребов, университетов и т. д. Мировой язык этой культуры - английский. (Ионин Л. Социология культуры: Учеб. пособие - М.,1996).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.