Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные составляющие конфликта

Классификация конфликтов.

В социологии социальные конфликты классифицируются по вертикальным и горизонтальным уровням. Основанием классификации по вертикальным уровням служит перечень субъектов конфликта, т. е. взаимодействующих сторон:

1) между отдельными личностями (ролевые конфликты);

2) между личностью и обществом (Диоген);

3) между социальными группами;

4) межнациональный и межгосударственный конфликты наиболее крупных социальных общностей, целых обществ. На этом уровне анализ конфликтов переходит из области социологии в сферу политики.

Основанием же классификации по горизонтальным уровням является перечень целей конфликтующих сторон, которые они пытались, но не смогли достичь в процессе взаимодействия, и причин, в результате чего возник предмет конфликтов:

5) в сфере труда и распределения. Их причинами служат разногласия по поводу труда и распределения, которые обычно складываются в процессе совместной деятельности людей и их общения;

6) в сфере власти и в политической структуре общества, их причиной служат разногласия по поводу власти;

7) в сфере культуры. Причиной могут служить столкновения представителей различных культур, уровней развития отдельных наций и народов.

В качестве основания для классификации конфликтов можно предложить их результаты, но надо учитывать, что социокультурные особенности конфликтов в России не дают возможности строго классифицировать их и предсказать возможности их развития.

По результатам конфликты делятся на две большие группы. Конфликты первой группы обусловлены обязательным разрушением структур всех конфликтующих сторон, кроме той, которая и выигрывает конфликт. При любом исходе конфликта, даже если достигнут компромисс, одна из сторон не реализует своих целей. Компромисс в таком случае - временная передышка, иногда затягивающаяся на длительный период.

Характер конфликтов второй группы иной. В данном случае говорится о противоречивости целей как главном, необходимом признаке конфликта, т. к. продвижение к каждой цели связано с интересами различных групп людей, являющихся работниками одной организации. Однако такие конфликты предполагают не столь драматические исходы, как конфликты первого типа. Здесь возможны более разнообразные решения: компромиссы (временные и постоянные), иногда - конструирование общей (глобальной) цели. Эти конфликты в литературе называют компромиссными.

 

Участник социального конфликта – Любой человек (группа, организация), не отдающий себе отчета в целях конфликта, возможно, случайно оказавшийся в зоне конфликта.

Субъект социального конфликта – человек или социальная группа, способные самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами.

Р.Дарендорф к субъектам конфликта относил три вида социальных групп:

- первичные – непосредственно участники конфликта;

-вторичные – непосредственно не участвующие в конфликте, но вносящие вклад в его разжигание;

- третьи группы – силы, заинтересованные в разрешении конфликта;

Объект конфликта – это тот ресурс, на который распространяются интересы сторон.

Все перечисленные критерии относятся к статическому рассмотрению конфликта. Динамика конфликта выражается в сменяющих друг друга этапах.

1-й этап – предконфликтная ситуация;

2-й этап – начавшийся конфликт;

3- й этап – разрешение конфликта.

Предконфликтная ситуация предшествует конфликту, развивается в него. Противоборствующие стороны осознают причину и цель конфликта, оценивают свои возможности, ищут сторонников, вырабатывают стратегию действий.

При начавшемся конфликте разрастание конфликта длится до первых результатов противоборства. Результаты анализируются. На этой стадии возможен компромисс.

Разрешение конфликта – завершение инцидента. Полное разрешение: борьба сменяется сотрудничеством. Частичное разрешение: сохранены побудительные установки к продолжению конфликта.

Факторы, влияющие на образование, протекание и разрешение конфликта, связаны с состояние систем, в которых он разворачиваются. Существует целый ряд таких условий:

1) особенности организации конфликтных групп;

2) степень выявленности конфликта: чем более выявлен конфликт, тем менее он интенсивен;

3) социальная мобильность: чем выше уровень мобильности, тем менее интенсивен конфликт; чем сильнее связь с социальной позицией, тем сильнее конфликт. И действительно, отказ от притязаний, смена места работы, способность получить ту же выгоду в другом месте являются условием того, что конфликт будет прекращен ценой выхода из него.

4) наличие или отсутствие информации о реальных ресурсах участников конфликта.

При анализе природы конфликта нельзя обойти и вопрос о том, что же именно является предметом притязаний конфликтующих группировок.

Основными причинами конфликта являются:

1) ограниченность ресурсов, которые нужно делить;

2) взаимозависимость заданий;

3) различия в целях;

4) различия в представлениях и ценностях;

5) различия в манере поведения, в уровне образования;

6) плохие коммуникации.

1. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации.

2. Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы, поскольку их деятельность будет зависеть от деятельности других людей.

3. Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем достижению целей всей организации.

4. Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-либо ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценивать ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.

5. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Исследования показывают, что люди с такими чертами характера, как авторитарность, догматизм, скорее вступают в конфликт.

6. Плохие коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема конфликта в социологии | Последствия конфликтов и их разрешение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.