Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3. Тема: классификация систем

 

Тема: классификация систем

 

Вопросы:

1. Основы классификации систем. Классификация систем.

2. Большие и сложные системы

3.1. Основы классификации систем.

 

 

В основу любого процесса классификации (т.е. разбиения совокупности объектов на классы, подклассы) положены различные свойства, относительно которых и производится разбиение на классы.

Рассмотрим следующую таблицу.

 

Основание классификации систем Классы и подклассы систем
1. По происхождению 1.1. Искусственные – имеют конечную цель, функцию 1.2. Естественные – трудно сформулировать цель их существования (например, Земля, дерево) 1.3. Смешанные  
2. По характеру связи с внешним миром 2.1. Открытые – которые в процессе жизненного цикла обмениваются энергией, материей, информацией со средой 2.2. Закрытые – для них выполняется 2-й закон термодинамики
3. По сложности 3.1. Неживые 3.1.1. Статические структуры или их основы (кристалл) 2.1.2. Простые динамические с заданным законом поведения (часы) 2.1.3. Кибернетические системы с управляемыми циклами обратной связи (термостат, холодильник) 2.2. Живые 3.2.1. Открытые с самосохраняющейся структурой (клетка) 2.2.2. Живые организмы с низкой способностью воспринимать информацию (растения) 2.2.3. Живые организмы с более развитой системой восприятия информации (животные) 2.2.4. Живые организмы с самосознанием (человек) 2.2.5. Социальные системы (этнос, народ) 2.2.6. Трансцендентные системы или системы, лежащие вне нашего сознания (НЛО)
4. По принципам усложняющегося поведения 4.1. Материальные 4.2. Гомеостатические 4.3. Решающие (без предвидения) 4.4. Предвидящие 4.5. Рефлексивные
5. По степени организованности 5.1. Хорошо организованные 5.2. Плохо организованные 5.3. Самоорганизующиеся Методологически идею отображения объектов в виде самоорганизующейся системы можно сформулировать так: разрабатывается знаковая система, с помощью которой фиксируют известные на данный момент компоненты и связи, а затем с помощью установленных правил (декомпозиции, композиции и т.д.) преобразуют и получают новые, неизвестные ранее взаимоотношения и зависимости, которые могут подсказать новые шаги подготовки решения. 5.3.1. Саморегулирующиеся 5.3.2. Самообучающиеся 5.3.3. Самонастраивающиеся 5.3.4. Самовосстанавливающиеся 5.3.5. Самовоспроизводящиеся
6. По степени ресурсной обеспеченности управления 6.1. Малые 6.2. Большие 6.3. Простые 6.4. Сложные 6.5. Обычные 6.6. Энергокритические
7. По целеполучению 7.1. Целенаправленные 7.2. Целеустремленные
8. По описанию переменных 8.1. Качественное описание 8.2. Количественное описание 8.3. Смешанное описание
9. По способу управления 9.1. Управляемые извне 9.2. Самоуправляемые 9.3. С комбинированным управлением
10. По типу операторов системы S 10.1. Черный ящик (S неизвестно) 10.2. Непараметризированный класс (S известно частично) 10.3. Параметризированный класс (S известно до параметра) 10.4. Белый ящик (S известно полностью)

 

 

3.2. Большие и сложные системы

 

Большими называются системы, в которых для управления не хватает материальных ресурсов. Существует 2 способа понижения размерности системы (перевод из «большой» в «малую»):

1) увеличить ресурсное обеспечение

2) разделить систему на ряд связанных подсистем

Сложной называется система, в которой для эффективного управления не хватает информации. Существует 2 способа перевода системы из «сложной» в «простую»:

1) Получение необходимой информации

2) Смена целей в системе

Примеры формирования системы.

Телевизор - это искусственная, неживая, закрытая, целенаправленная, хорошо организованная, сложная, малая, гомеостатического типа с количественным описанием переменных, управляемая извне.

Человек - это естественная, открытая, целеустремленная, большая, сложная, самоорганизующиеся система рефлексивного типа со смешанным описанием переменных, самоуправляемая и (или) управляемая извне.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Сколько существует основных классов систем?

2. Дайте определение открытой системы?

3. Что собой представляет процесс классификации?

4. Дайте определение и приведите примеры сложных систем?

5. Какие существуют способы понижения размерности систем?

6. Дайте определение системы кафедра согласно классификации.

 

Литература к лекции № 3:

1. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. Учебное пособие для вузов.- 1989 г

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: основные понятия теории систем и системного анализа | Тема: Свойства и характерные особенности сложных систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.