Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии контент-анализа

 

Контент-анализ ориентирован на изучение явного, очевидного содержания документа. Причем важным обстоятельством является смысловое или «интерпретационное» единство в трактовке содержания всеми участниками коммуникационного процесса, равно как и исследователем. Другими словами, классифицируя фрагменты содержания по тем или иным категориям, исследователь предполагает, что соответствующие фрагменты аналогично и однозначно понимались и коммуникатором, и реципиентом. Именно поэтому, контент-анализ приложим в первую очередь к ясному, четко выраженному содержанию.

Стадии контент - анализа:

1. Формулировка проблемы, определение объекта, предмета и цели исследования, выдвижение гипотезы. Данная стадия ничем не отличается от подобной работы при подготовке любого социологического исследования.

При анализе текстов плодотворным оказывается проблемный подход. В этом случае весь текст или его часть рассматриваются как описание конкретной проблемной ситуации, в которой есть свои «действующие лица» и рассказано об отношениях между ними. При формализованном анализе документов всесторонне рассматривают саму деятельность, а также выделяют ее субъекты, цели и мотивы совершаемых ими поступков, обстоятельства, причины, породившие потребность в той или иной деятельности (бездеятельность – это тоже вид деятельности); объект ее направленности.

«Проблемное» прочтение содержания газетных, журнальных публикаций способствует преодолению многих трудностей, которые обусловлены разнообразием излагаемых в них ситуаций и языковых средств, используемых различными авторами.

При соотнесении содержания текстов с социально-демографическими характеристиками и словарным багажом их авторов описанный прием анализа документов открывает самые широкие и благоприятные возможности для применения компьютерного анализа, позволяет получить интересные содержательные выводы о явлениях, процессах, отраженных в документах.

Возможность проверки выдвигаемых гипотез в отношении конкретного содержания предполагает оперирование с конкретными единицами, позволяющими классифицировать материал с необходимой степенью подробности. В этой связи перед исследователем встает задача определения категорий анализа, единиц анализа и единиц счета.

 

2. Выбор категории анализа. Категории - это понятия, в соответствии с которыми будут сортироваться единицы анализа (единицы содержания). Следует несколько раз проанализировать текст, чтобы выделить категории.

Категория анализа является наиболее высоким по уровню абстракции элементом в технике контент-анализа. В сложившейся практике исследований в качестве категории анализа рассматривается краткое выражение некоторой проблемы, относительно которой будут классифицироваться составляющие содержания.

Выбор категорий - это самое основное в контент - анализе. Они образуют связь между целями исследования и его результатами.

Адекватное использование метода контент-анализа сопряжено с соблюдением ряда условий.

- Используемые категории должны быть четкими, приемлемыми для описания и понятными для работающих с текстами.

- Категории анализа должны быть взаимно исключающими, выстроенными так, чтобы один интерпретируемый фрагмент текста одновременно не мог быть отнесен к двум разным категориям.

- Кроме того, предлагаемые категории должны быть в равной мере приемлемыми для анализа всех печатных изданий, являющихся предметом исследования.

- Важно также и то, чтобы систематическое использование категорий различными исследователями позволило бы получить одинаковые результаты.

Кроме технических возможностей, категории должны дополняться и такими качествами, как проницательность, тонкость, интуиция исследователя, знакомство его с предметом.

Типы категорий:

1. Направление, отношение к коммуникации или к субъекту соответствует категориям, которые часто употребляются в изучении мнений: за, против, нейтрально.

2. Ценности. Категория ценностей объясняет или направление коммуникации, или цели, которые она преследует. Это такие понятия, которые считаются признаками успеха: социальное положение, деньги, семья, недвижимость, а также идеальные ценности как критерии внутренних состояний и поведения - любовь, героизм, риск и т.д.

3. Средства. Категория может указать средства, которые предлагаются для приобретения данных ценностей. Например, упорный труд, образование, широта взглядов, насилие.

4. Деятели (социальный портрет). Можно постараться выяснить некоторые индивидуальные черты исторических или литературных персонажей, либо анкетируемых лиц. Это возраст, профессия, пол, национальность, уровень образования, тип темперамента и т. д.

Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. На практике применяются такие, например, категории, как знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др.

3) Кроме выделения категорий, необходимо выделить также единицы анализа. Единица анализа - это лингвистическая единица речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений. Главную смысловую категорию следует раскрыть через единицы анализа (операционализация). Смысловая категория раскрывается одновременно через несколько единиц анализа. Цель ученого – отыскать эти индикаторы – единицы анализа, указывающие на наличие в документе главной темы.

В практике контент - аналитических исследований наиболее употребительными единицами анализа являются слово, простое предложение, суждение, тема, автор, герой, социальная ситуация и др.

Например, при изучении роли газеты в распространении технических знаний к публикациям на эту тему могут быть отнесены статьи, очерки, заметки, фотографии, где прямо или косвенно, с различной степенью достоверности говорится о новых достижениях в области техники и технологии.

4) Необходимо установить единицу счета - количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Единицей счета является некоторая характеристика текста, наличие или отсутствие которой позволяет выявлять особенности содержания. Наиболее распространенный способ измерения характеристик содержания состоит в подсчете частот их употребления.

Наиболее употребительны такие единицы счета:

- как время, отведенное для освещения какого - либо события, или метраж израсходованной видеопленки.

- пространство - число строк, абзацев, колонок в печатном тексте, площадь в квадратных сантиметрах. 5) Фиксация наличия в тексте единиц анализа (счет).

Например, если за единицу анализа принят абзац, то появление в этом абзаце слов «борьба с преступностью» засчитывается один раз, даже если таких упоминаний было десять. Такое измерение является номинальным, а данные, закодированные подобным образом, могут быть представлены в числовом выражении, скажем, в процентах.

Надежный и простой способ счета: «наличие – отсутствие» единиц анализа.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды анализа документов | Способы фиксации первичной информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.