Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы научного знания

Самыми крупными формами научного знания выступают теории, которые состоят из более мелких: теорем, классификаций, типологий, понятий. В свою очередь эти положения теории, ее элементы формируются в ходе научных исследований, где ведущая роль принадлежит гипотезам, возникающим для объяснения различных накопленных наукой фактов.

В переводе с греческого теория означает рассмотрение, исследование, учение. Развитие науки идет в форме теорий, представляющих систематизированное знание. Для получения системы знаний ученые используют специальные методы – логику, индукцию, дедукцию, анализ, синтез, сравнение, группировку и т.п. Причем в сложной теоретической системе некоторые положения сформулированы явно (эксплицитно), а другие содержатся в неявной (имплицитной) форме.

Теория – наиболее сложная и развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории. Теория возникает как вторичное по отношению к эмпирическому исследованию образование, а затем начинает жить своей относительно самостоятельной жизнью. Она содержит в себе особый познавательный потенциал, позволяет путем сопоставления известных фактов делать выводы о существовании каких-то еще не открытых явлений и закономерностей. История науки знает немало случаев, когда теория опережала научную практику (например, периодическая система Д. Менделеева).

Поиск ученого обычно направляется определенными гипотезами и некоторыми самыми общими представлениями о данной предметной области. Гипотеза – это непроверенное предположение, которое может служить объяснением наблюдаемого явления. С помощью гипотезы определяется направление научного поиска, выполняется планирование предстоящих экспериментов.

Развитие науки не сводится только к накоплению фактов. Теория не просто систематизирует их и увязывает между собой. Базовыми элементами научной теории являются понятия, в которых отражаются свойства предметов и явлений, не лежащие прямо на поверхности. Формирование понятий — это мыслительный процесс обобщения эмпирических данных и абстрагирования от случайных различий, результат выхода за пределы той информации, которую мы получаем непосредственно с помощью органов чувств. Понятийная система науки призвана схватить структуру реальности в ее существенных связях, вскрыть устойчивые и повторяющиеся моменты в наблюдаемом калейдоскопе явлений.

Понятия, суждения, умозаключения, классификация, типологизация, систематизация в науке открывает путь к раскрытию механизмов развития. Например, в геологии от описания горных пород и залежей минералов перешли к изучению строения земной коры в целом и истории развития Земли как планеты.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методологические требования к научному знанию | Специфика предмета исследования в социальных науках
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.