Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы семейного права




Метод семейного права

Количество императивных норм велико, но много и диспозитивных (например, есть возможность заключать соглашения). В советский период метод был императивным, хотя очень редко выбор у участников семейных правоотношений был. Кроме того, семейное право – частное.

Таким образом, метод семейного права можно назвать императивно-диспозитивным.

 

В п. 3 ст.1 Семейного кодекса названы лишь некоторые принципы семейного права и их перечень не является исчерпывающим. Раньше законодатель вообще не упоминал принципов:

1. Принцип равноправия граждан (ст. 19 Конституции РФ)

В ст.1 – равенство прав супругов в семье.

Общий принцип равенства граждан в семейном праве распространяется на супругов, родителей, детей (после принятия Конвенции ООН «О правах ребёнка»), бабушек и дедушек.

2. Принцип равноправия мужчины и женщины

У супругов равные права (ст.31 СК) – избирать супружескую фамилию, место жительства, занятие, профессию.

В Семейном кодексе этот принцип почти неукоснительный.

Однако ещё существует матриархальный взгляд на семью (советское законодательство, как и современное, давало матери ряд преимуществ – отпуска по уходу за ребёнком, выплаты и т.д.)

В ст. 17 нарушается принцип равноправия - муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка, даже если он не является отцом ребёнка.

Кроме того, судебная практика идёт по тому пути, что обычно оставляет ребёнка с матерью после развода, что также является нарушением этого принципа.

3. Принцип свободы и добровольности брачного союза

Данный принцип часто нарушается на практике (принуждение, обман и т.д.). Добровольность должна быть установлена, поскольку Семейный кодекс требует личного присутствия лиц при регистрации брака. Сотрудники ЗАГСа обязаны прямо спросить о добровольности вступления в брак.

4. Принцип единобрачия (ст. 14 СК)

Классический принцип. Согласно ст.14 СК препятствием к заключению нового брака является наличие не расторгнутого предыдущего брака. Однако если брак всё же заключён при наличии нерасторгнутого брака, то брак фактически является недействительным, а юридически – только после признания его таковым судом.

Большинство стран переходят к моногамному браку, даже те, в которых традиционно существовали полигамные браки. Условием вступления штата Юта в США был отказ от полигамии.

Первоначальной формой брака была полиандрическая семья, когда главой семьи при матриархате была женщина, имевшая нескольких мужей. Затем переход к патриархату – главой семьи становится мужчина, имеющий несколько женщин. Постепенно осуществляется переход к моногамии.

Полигамия или моногамия - зависело от экономической функции семьи. Между членами семьи были распределены хозяйственные обязанности. В мусульманских государствах основанием полигамии также является экономическая функция семье, распределение между её членами определённых обязанностей. Полигамный брак – большая проблема для мужа, он обязан содержать всех жён и детей.

В Российской Империи семейные отношения регулировались на основании религии лица, вступающего в брак.

После революции от полигамии отказались, поскольку считали, что она нарушает равноправие.

Республики, которые до вхождения в состав СССР практиковали полигамные браки должны были при вхождении в СССР от этого отказаться. Большие проблемы в связи с этим возникли в Казахстане, где население, пришедшее на территорию этой страны из Турции и Ирана, практиковала полигамные браки, которые теперь не признавались официально.

В РФ ставился вопрос о введении полигамии в республике Якутия и Ингушетии. Семейные вопросы относятся к совместному ведению РФ и субъектов, при этом законы субъектов не должны противоречить федеральному законодательству.

В Ингушетии был принят Указ, разрешающий полигамные браки, что противоречило Семейному кодексу. Через некоторое время этот Указ был отменён, но некоторые уже заключили полигамные браки по этому Указу. По ходатайству прокурора Верховный Суд республики отменил данный Указ. Народное Собрание обжаловало это решение в Верховном Суде РФ, но ничего не получилось.

Сегодня этого Указа нет, он был незаконным и не особенно востребовано населением.

5. Принцип свободы развода (под контролем государства)

Существует мнение, что свобода развода – неверное отношение к браку и семье. Во многих государствах существует сложная процедура развода. В Ирландии, Андорре и др. е развод вообще запрещён.

19 декабря 1917 г. Декрет «О расторжении брака». До революции – сложная процедура развода, он считался явлением негативным. В декабре 1917 г. развод был весьма упрощён, 2 процедуры развода – административная (в ЗАГСе) и судебная.

В 1926 г. новый Кодекс отменяет судебную процедуру, остаётся лишь административный развод, в том числе по одностороннему заявлению супругов.

В стране падает рождаемость и в 1936 г. запрещают аборты и устанавливают высокую государственную пошлину при разводе.

1944 г. – административная процедура развода отменена, сложная двухступенчатая процедура развода в судебном порядке. Разводам придаётся публичность (публикация объявлений о разводе). По существу после первой инстанции дело рассматривалось второй. Суд мог вынести решение об отказе в разводе, если, по его мнению, семью можно было сохранить. Фактически свобода развода отсутствовала. В то время принцип свободы развода был дополнен следующим положением: «под контролем государства»

В настоящее время процедура развода довольно простая по сравнению с другими государствами. Имущественные споры отдельны от самого развода.

6. Принцип приоритета семейного воспитания детей (п.3 ст.1 СК)

Воспитание детей в семье дешевле и лучше для государства. Воспитание в приёмной семье дешевле содержания ребёнка в приюте.

7. Принцип приоритета защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (п.3 ст.1)

У родителей есть права и обязанности, а у несовершеннолетнего ребёнка – только права.

У нетрудоспособного супруга – право на получение алиментов от трудоспособного.

Государство поддерживает наименее защищённых субъектов.

Всё это является отступлением от принципа равноправия.

8. Принцип полного отстранения церкви от регулирования семейных отношений (в Семейном кодексе о церкви не упоминается)

Данный принцип формируется после революции 1917 г. Сейчас у нас декларируется свобода совести.

Этот принцип всегда соблюдался в советское время, иногда принимая недопустимые формы. Не допускались церковные браки, только гражданские браки признавались государством. Венчание, крещение ребёнка производилось с обязательным информированием государства (по месту рождения и т.д.)

В настоящее время церковь по-прежнему отделена от семьи. Церковные процедуры никаких последствий не влекут.

В ФРГ священник подвергается административной ответственности, если зарегистрирует церковный брак без наличия зарегистрированного гражданского.

9. Принцип планирования семьи

В отечественном законодательстве не закреплён, в отличие, например, от Франции, Китая.

В Китае поощряется добровольная стерилизация. РФ считается неблагополучной в демографическом отношении страной, однако данного принципа у нас нет.

История семейного права:

Фридрих Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Он написал данное произведение, вдохновлённый книгой Льюиса Моргана «Древнее общество». В основе выводов Энгельса лежат выводы Моргана, но они несколько иные.

Возникновение брака по Энгельсу:

1. В самом примитивном обществе, в стаде не было ни брака, ни семьи. Это был тот период, когда человек не мог выжить отдельно, в маленькой группе. Стадо – это высшая социальная форма животных, для человека это низшая форма.

2. Затем наступает период дикости. В период дикости появляется групповой брак. Уже возникает какая-то упорядоченность в отношениях. Из данных отношений исключаются близкие родственники – родители – дети, родные братья и сёстры. Где-то пока из этих отношений близкие родственники не исключаются, но тенденция просматривается совершенно чёткая.

3. Период варварства. Это тот период, когда зарождается матриархат, он получает чрезвычайно широкое распространение. С точки зрения современного человека матриархальная семья это семья полиандрическая (полиандрия – многомужество). Главой этой семьи является женщина, у неё есть неопределённое количество брачных партнёров. Роль женщины велика, поскольку она является кормилицей в семье и известно, что все дети произошли от неё. Роль мужчины не очень велика, поскольку неизвестно, от кого из них произошли рождённые этой женщиной дети.

У известного советского исследователя семьи Анатолия Викторовича Харчева обнаружил письменное «признание» мужа в полиандрической семье времён матриархата и перевёл его на русский язык: «Я признаю твои права как жены моей, отныне и впредь я не смею не единым словом противоречить твоим требованиям. Я уступаю тебе всё, что имеется в моём жилище. Обязуюсь перед тобой почитать каждый твой поступок».

4. Патриархат. Меняются экономические отношения, и брак меняется тоже. Матриархальная семья, матриархальный бракизживают себя, и на смену им приходит патриархальная семья. Энгельс называет переход от матриархата к патриархату «всемирно историческим поражением женского пола». Он был сторонником того, чтобы мужчина и женщина обладали равными правами, поэтому высказывает своё сожаление по поводу данного «поражения женского пола».

С этого момента семья становится в основном моногамной. Данная форма прижилась и даже в тех странах, где нормально относятся к полигамии, постепенно переходят к моногамии.

Семейное право Руси дохристианского периода:

Право обычное, разные славянские племена. Одни из них моногамные (поляне), другие полигамные (кривичи, вятичи, радимичи), что связано в основном с хозяйственной специализацией данных племён.

Брак существует, интересны несколько неожиданные формы заключения брака:

1. Покупка невесты;

2. Привод невесты её родственниками в дом жениха (приданное);

3. Похищение невесты

 

В зависимости от того, каким образом брак был заключён, складываются отношения в семье мужа и формируются отношения к жене.

В случае покупки невесты в семье мужа к ней относятся бережно, потому что на неё были истрачены деньги. И если за неё заплатили, значит, это крепкая, здоровая девушка, которая может принести в хозяйстве большую пользу. Никогда не покупали не крепкую, но красавицу. Было иное отношение к определению того, какая невеста хорошая, а какая плохая.

Если невесту привели в дом жениха и ещё дают за неё приданное, это показывает, что семье девушки интересно, в каких условиях она будет жить, как к ней будут относиться будущие родственники. Поэтому приводят её сами и этим показывают семье жениха, чтобы девушку не обижали, она с приданным и относится к ней необходимо с уважением.

Если невеста похищена, следовательно, денег за неё не платили, и она сама ничего в дом не принесла. Материальный момент здесь отсутствует, поэтому отношение к жене в семье жениха было сложным, положение её было трудным, поскольку иногда к ней относились просто как к скотине, как к рабочей силе. Зачем её беречь – одну похитили, можно потом и другую похитить, если первая умрёт.

Поляне, например, были людьми добропорядочными, жили на земле, занимались простейшим сельским хозяйством и никого не похищали. За воинственными племенами похищение водилось, и отношение к женщине было как к трофею – сегодня один трофей, завтра другой.

 

Возможность развода существовала и зависела от того, в какой форме брак был заключён. Проще всего было развестись женщине, даже по собственной инициативе, которая пришла с приданным. Она оставляла своё приданное или его часть (поскольку приданное было большим, и всё его семья мужа не заслужила) и уходила.

Жене, которую купили инициировать, развод было непросто. Если она за себя какой-то выкуп сможет дать это одно. Если муж с ней хотел развестись по тем или иным причинам можно было развестись, но зачем.

Хотя сначала жену купили, потом потратились на её содержание, поэтому при такой форме заключения брака стороны мало были заинтересованы в разводе.

В случае похищения женщина никак не могла инициировать своего развода, а муж мог её просто выгнать.

То, что у нас сейчас единообразная форма заключения брака только хорошо, способствует стабильности семейных отношений.

 

Семейное право Руси христианского периода:

Очень многое меняется по сравнению с дохристианским периодом. Уже не обычное право регулирует семейные отношения, а некий свод законов. С принятием христианства на Руси происходит рецепция византийского права и официально начинает действовать Номоканон – собрание канонических правил и светских постановлений византийских императоров. Он сложен и экзотичен для Руси, особенно сразу после перехода от обычного права, к которому все привыкли, а здесь много нового.

Поэтому князья начинают дополнять Номоканон, делают его более понятным и легко применимым. В результате от Номоканона остаётся основа, которая настолько изменилась, что ей дают новое название – Кормчая книга, которая на долгое время становится источником семейного права.

Действует принцип единобрачия, которое всегда предполагается христианством.

Единственной формой заключение брака становится церковное венчание. Причём венчанию предшествует так называемый сговор, не жениха и невесты, а родителей. Родители договариваются о том, что их дети вступят в брак и обсуждают в основном вопросы материального характера (кто, где будет жить, какое приданное, его размер).

В случае если одна из сторон нарушает сговор, предусмотрена неустойка за его нарушение.

Отношение к браку интересное. С одной стороны, христианство говорит о том, что брак, обряд венчания это таинство. С другой стороны, существует сговор, нормальная гражданско-правовая сделка, слегка напоминающая предварительный договор, нарушение которой приводит к уплате неустойки. Причём во время сговора также обсуждается невозможность его соблюдения и размер неустойки.

Номоканоном устанавливается брачный возраст, достаточно ранний с нашей точки зрения и явившийся удивлением для тех людей, которые узнали, что теперь в брак можно вступать женщинам только с 13, а мужчинам только с 15 лет. Правило это не соблюдается, его часто нарушают, но потом постепенно привыкают к этой норме и начинают её соблюдать.

Верхней границы для брачного возраста нет, в брак можно ступать совершенно в любом возрасте.

Для христианского брака очень важным является взаимное согласие лиц вступающих в брак. Обряд венчания предусматривает вопрос священника жениху и невесте о добровольности вступления в брак. Но сговор совершают родители, а не жених и невеста, поэтому согласие жениха и невесты при венчании носит формальный характер.

Даже если кто-то скажет «нет», их всё равно обвенчают. Родители их привели в храм, обо всём договорились, сговор имел место. Поэтому пока наблюдается лицемерный характер отношения к несогласию жениха и невесты.

Устанавливаются запреты на вступление в брак не только с кровными родственниками, но и с духовными родственниками, то есть родственниками по крещению. Таинство крещения предполагает участие крёстных родителей младенца. Фактически, например, крёстная мать рассматривается как биологическая, поэтому с близкими родственниками крёстной матери также нельзя вступать в брак.

Сама по себе мысль не плохая, она направлена на то, чтобы не было браков между близкими родственниками. Духовное родство приравнивается к кровному. Считается, что таким образом кровное родство поднимается на более высокий уровень.

Однако на практике это правило соблюдать было нелегко. Деревни разбросаны на колоссально расстояние друг от друга. Выбор женихов и невест ограниченный. Если раньше только кровные родственники исключались из ряда лиц, из которых можно было выбирать себе брачного партнёра, то теперь сюда включают и духовных родственников.

То есть в своей деревне жениться или выходить замуж не за кого, поскольку это будет либо твой кровный, либо духовный родственник. Поэтому эти правила тоже нарушались. Прошло очень много времени до того момента, когда это стало уже частью культуры православных христиан, и эти правила стали соблюдаться неукоснительно. Нарушение этих правил наказывалось и чтобы вступить в брак с тем, кто находится в кровном родстве, необходимо было с большими сложностями получать согласие у духовенства.

Разводы становятся вещью сложной, его трудно добиться. Хотя, казалось бы, Номоканон не запрещает разводы, но всё-таки развод возможен, если нарушен принцип единобрачия. С точки зрения современного права это должен быть не развод, а признание брака недействительным, но пока это считается основанием для развода.

Прелюбодеяние является основанием для развода, но только со стороны жены, с неверным мужем развестись нельзя. Оно рассматривается как чисто женское брачное правонарушение, но никак не мужское.

Основанием для развода также служило неспособность к брачному сожитию, бесплодие, неизлечимая болезнь. Но все эти вещи оценочны – кто скажет, неизлечима болезнь или нет, способен кто или неспособен к брачному сожительству. Все эти основания не являются бесспорными, потому необязательно ведут к расторжению брака. Если нарушен принцип единобрачия брак будет расторгнут, но во всех остальных случаях совершенно не обязательно его будут расторгать, могут расторгнуть, а могут и нет.

 

В отношениях родителей и детей действует родительская власть, отцовская власть, а при отсутствии отца материнская власть, которая была очень жёсткая. Глава семьи авторитарен. Убийство родителем своего ребёнка, если таковое случилось, может быть наказано, говоря современным языком, лишением свободы на срок до одного года. В случае если ребёнок убивает своего родителя – следует смертная казнь.

Христианство относится с большим неуважением к детям, родившимся вне брака, чем хочет показать взрослым людям, что они допускают серьёзное нарушение, рождением ребёнка вне брака, но наказывают при этом ребёнка.

В соответствии с Кормчей книгой узаконение внебрачного ребёнка не допускается, статус ребёнка рождённого в браке приобрести просто нельзя. И это правило действует очень долго. Многие даже известные представители нашего общества от этого серьёзно страдали – Фет, Кипренкий, Жуковский.

С Фетом самая ужасная история – он родился, когда родители его повенчались, но зачат он был вне брака. Фет всю жизнь стремился восстановить свой статус. Только дослужится в армии, чтобы восстановить свой статус, но выходит постановление о том, что потомственное дворянство даётся теперь не со звания майора, до которого Фет дослужился, а со звания полковника. Затем он пошёл государственную гражданскую службу, потом занялся сельским хозяйством.

Семейное право России времён Петра I:

Пётр I любил реформировать всё, в том числе он решил заняться реформами в области семьи.

Выезжая в Европу, он видел, что отношения в семье европейской иные. И нужно было сделать так, чтобы не только внешние, но и внутренние изменения произошли в русской семье.

Петру не нравится то, что в России брак не является добровольным. Поэтому среди Петровских Указов есть Указ, направленный на добровольность вступления в брак. По этому Указу требуется, чтобы родители лиц, вступающих в брак, перед венчанием давали присягу священнику, что они детей к этому браку не принуждают.

Эту меру восприняли без энтузиазма, как и многие другие реформы Петра I. Нарушать эту норму было просто, особенно для тех, кто считал возможным согрешить, обмануть на присяге, а потом к тому же батюшке, которому давали присягу придти на исповедь, исповедоваться, он отпустит грехи. Поэтому данный Указ нарушали повсеместно.

Затем Пётр обратился к обручению. Ему казалось совершенно возмутительным сговор родителей, то, что он носит имущественный характер, за нарушение сговора выплачивалась неустойка. Пётр I не может отменить сговор сразу, но он запрещает неустойку и делает сговор в принципе расторжимым, то есть расторжение сговора не влечёт неблагоприятных имущественных последствий.

Незадолго до своей смерти в 1721 г. Пётр издаёт Указ о разрешении браков православных христиан с неправославными христианами. Инициатива принадлежала шведам, взятым в плен под Полтавой, которые пользовались большим уважением Петра. Он был рад, что взял их в плен. Ему нужны были грамотные люди, обученные военному делу, умеющие писать, читать, посмотревшие мир, жившие в другой культуре.

Пётр отправляет пленных шведов в Сибирь на поселение. Шведы пишут письма Петру, что им здесь нравится, условия хорошие. Огорчает только то, что здесь много русских девушек, которым мы нравимся, но не можем вступить с ними в брак ввиду суровости православной веры, которая не позволяет вступать в брак православным с неправославными христианами.

Поэтому Пётр издал Указ, но в брак можно было вступать только с неправославными христианами православным, с мусульманами, например, православным христианам вступать в брак было нельзя, а с любой ветвью христианства можно.

Пётр идёт дальше, он не хочет, чтобы эти шведы, женившись на русских девушках, куда-то потом уезжали. Поэтому он браки разрешает, но только при условии принятия российского гражданства, привязывая их к России.

М.В. Антокольская столкнулась лично с этим Указом. Где-то 10 лет назад уехала с неправославным христианином жить в Голландию, предварительно зарегистрировав брак в России в ЗАГСе. Но обвенчаться в России им не удалось, поскольку священник сказал, что с неправославным христианином он её венчать не будет. Приехав в Голландию, она обнаружила, что существует несколько ветвей Русской Православной церкви, в том числе и РПЦ за рубежом. Показав этот Указ Петра (который впоследствии был утверждён Постановлением Синода), хотя в России он также был продемонстрирован, в Голландии их обвенчали. Так что Указ действует до сих пор.

Метрические книги (наподобие ведущихся теперь в органах ЗАГС), которые были введены ещё отцом Петра I Алексеем Михайловичем, было велено вести приходским священникам, но они пренебрегали этой обязанностью и их не вели. А для Петра это был очень важный вопрос. Для него вообще вопросы статистики, демографии имели огромное значение – сколько будет населения, солдат, крестьян и т.д. Эту информацию можно было взять из метрических книг.

Но выяснилось, что священники безобразно относятся к своей обязанности. Пётр издаёт Указ, упорядочивающий эту перепись. Он вводит единую форму книг, причём эта книга должна иметься в двух экземплярах в каждом приходе и не сам священник должен был изготавливать эти книги, а ему их выдавали в епархии. И приходским священникам было вверено, не пропуская ни одного венчания, ни одного рождения, ни одной смерти обязательно все записи делать. Предусмотрены были даже лёгкие наказания. Особенно это стало важно тогда, когда граждане стали требовать выдать им документ, если они, например, переезжали, что они венчались, у них родился ребёнок и т.д. Книги стали востребованы не только властью, но и народом.

Постепенно приходские священники стали делать это добросовестно и полюбили эти книги как некий символ их участия в жизни людей. Когда советская власть организует ЗАГСы и потребует передачи этих книг, приходские священники будут сопротивляться всеми силами. Они легче колокола и церковную утварь отдавали, чем эти книги. Ведь материальные ценности можно восстановиться, а метрические книги – власть над людьми, которую можно потерять навсегда.

В 1722 г. вышел Указ «О запрещении женить дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся». Царь этим Указом преследовал две цели.

Цель первая – Пётр был человек образованный, Кунст-камеру организовал, собирал там уродцев. Ему это было интересно как явление природы, он хотел выяснить, почему это происходит и как этого можно избежать. Ему хотелось, чтобы население его страны было здоровым и для него, как человека образованного было очевидно, что некачественные родители, как правило, производят некачественное потомство. Поэтому умолишённым, которых Пётр в Указе называет «дураками» запрещается жениться.

Цель вторая – не просто дуракам запрещают жениться, но ещё и тем, «которые ни в науку, ни в службу не годятся». Этот Указ также направлен против недорослей, тех дворянских сыновей, которые не хотят учиться и идти на службу. Как можно было установить, грамотный жених или нет? Царь заставлял священников, которые венчают, предварительно проверять знания женихов – таблицы умножения и т.д.

Обманывать, конечно, было легко. Но важно само намерение царя на то, чтобы брак рассматривался как награда за то, что учился, за то, что на службу собирается идти. Если человек служивый собирается жениться, его математику никто не спрашивает. Сам факт того, что он находится на службе говорит о том, что он вправе жениться и к категории дураков не относится. Если же лицо было не способным освоить основы грамотности, брак мог не состоятся никогда.

Из Петровских реформ практически все прижились, хотя и не сразу - метрические книги, браки с неправославными христианами, современное законодательство препятствием к вступлению в брак рассматривает психическое нездоровье и т.д.

 

В области развода Пётр ничего не сделал. Он к разводу относился своеобразно. Ведь он сам развёлся – его первую жену насильно постригли в монахи, он этого совершенно не хотела, церковь пошла на это. Пострижение в монахи считалось основанием для развода. С одной стороны ему хочется, чтобы его подданные вступали в брак добровольно, а с другой стороны в своей семье он позволяет расторгнуть брак по собственной воле.

 

Семейное право России до 1917 г.:

В Своде Законов Российской Империи имелся том X книга 1 «О правах и обязанностях семейственных». В области брака закреплялось:

1. Добровольность вступления в брак;

2. Согласие родителей.

Отсутствие согласия родителей не влекло недействительности брака, но могло повлечь неблагоприятные имущественные последствия для ослушников. Родители имели право лишить наследства своего ребёнка, который вступил в брак без их согласия. Ослушиваясь, они переставали быть наследниками по закону автоматически. И если родители впоследствии смерялись с этим браком и хотели, чтобы дети после них наследовали – необходимо написать завещание, поскольку дети переставали быть наследниками по закону;

3. Согласие начальства, когда в брак вступал мужчина, состоящий на статской или военной службе.

Согласие начальства требовалось для того, чтобы не заключались необдуманные браки. Считалось, что руководство по службе должно по-отечески радеть за своих подчинённых и давать советы, в том числе связанные со вступлением в брак.

Такого согласия начальство могло и не давать. Если в этом случае мужчина венчается, то никаких последствий наподобие лишения статуса наследника по закону не происходит. Но в условиях единоначалия на государственной и военной службе могла ли дальше безоблачно развиваться карьера ослушников.

Выражение «свадебный генерал» пошло как раз от этого требования получать согласие начальства. Естественно, если такое согласие давалось, генерал желательно должен был присутствовать на свадьбе. И если какой-то семье не было оснований для приглашения своего собственного начальника, приглашали так называемого «свадебного генерала», какого-нибудь отставного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.