Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инцидент как желание уйти от конфликта

Делается вид, что ничего не произошло.

1.20

Ситуация. Урок русского языка и литературы в 8 классе. Во время урока Коля стал отстукивать такт модной мелодии. Учитель сделал замечание. Коля про­должал нарушать порядок в классе. В классе смешки. Тогда учитель, не обращая внимания на Колю, стал про­водить урок по плану.

Так продолжалось 3 урока. Класс работал, воцари­лась тишина. В результате стал работать и Коля. -> Оцените действия учителя.

Решение. Ученик будет нарушать дисциплину до тех пор, пока его поддерживают соученики.

Учителю удалось лишить Колю этой поддержки класса. Класс включился в работу.

В результате и сам Коля был вынужден включить­ся в работу.

3. Инцидент как сигнал к открытому противосто­
янию.

1.21 Ситуация. Саша и Марина, молодые супруги, оба работают. Марина с удовольствием готовит разные кушанья. Иногда она очень занята на кухне и на воп­росы мужа не реагирует. Марина обижается на не­своевременные вопросы. В свою очередь, Саша оби­жается на ее отказы удовлетворить его возникшие потребности. -^ Как необходимо предотвращать возникшие кон­фликты?

„- Решение. Конфликт на почве неудовлетворенной

сВ потребности часто возникает в супружеской жизни, ибо


не в последнюю очередь супругов влечет друг к другу интерес — познание, стремление получить новую ин­формацию, новые ощущения. А если уже все познано, и тайны не осталось? Тогда наступает пресыщение и испытание скукой.

1.22

Ситуация. Аня (3 года) ежедневно задает маме до тысячи вопросов. Аня спрашивает:

— А где моя чашка?

— Она разбилась, доченька.

— А почему?

— Я ее не заметила и нечаянно столкнула.

— А почему не заметила?

— Ну, я задумалась о чем-то.

— А что значит задумалась?

— Э-э... М-да... Э-э...

Вот и первая причина детских обид, конфликтов. -> Как должен вести себя взрослый, чтобы не было конфликтов?

Решение. Взрослый должен удовлетворять детское любопытство в познании окружающего мира. Это бы­вает трудно сделать, так как надо не просто отвечать, а перевести сложное понятие на детский язык. У взрос­лых не хватает терпения и навыков должным образом удовлетворять жажду познания ребенка,

***

Таким образом, инцидент может существовать:

■ во внешней открытой форме (ссора, кризис);

■ во внутренней психологической форме.

Например: в младших классах конфликт ребенка со взрослым развивается в скрытой форме, так как ребенок не готов к открытому противостоянию.

Ребенок переживает свои отношения с родителем (учителем), мучается от невозможности что-то предпри­нять, самочувствие его ухудшается. Но он не пред­принимает каких-то действий по отношению к значи­мым людям.

В подростковом «возрасте бунтаря» появляется --
/. готовность к открытому конфликту. £/


           
   
 
     
 
 


Подросток склонен:

• к открытому конфликту;

• к быстрому переносу противоречий в область активных конфликтных действий.

Однако способности к рефлексии в этом возрасте еще нет, и подросток «быстро погружается в экспрес­сию открытой конфликтной «войны».

Объект конфликта — это конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты разделяются на 3 вида:

1. Объекты, которые не могут быть разделены на
части, а владеть ими совместно невозможно:

• одна книга и два претендента.

2. Объекты, которые могут быть разделены на части.


3. Объекты, которыми оба участника могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого конфликта».

Определить объект в конкретном конфликте труд­но. Истинные мотивы конфликта могут быть скрыты.

Например — депутаты борются за власть, но дока­зывают, что они конфликтуют для блага народа.

Иногда сам субъект конфликта не осознает реаль­ные мотивы противоборства.

Например — в конфликте между учителем и уче­ником может быть ситуация, когда:

а) учитель обвиняет ученика в нежелании работать с
полной отдачей;

б) ученик обвиняет учителя в предвзятом к нему от­
ношении.

А реальная причина конфликта может быть в том,,что ученик еще не владеет умениями для выполнения работы.

Выявление основного объектаважное условие для разрешения любого конфликта.

Например, Ц. Фоллет приводит пример выявления объекта конфликта.

В библиотеке возникает конфликт «из-за форточки».

1-му хочется открыть окно из-за духоты, а 2-й бо­ится простудиться. Как разрешить конфликт?

1-й может настоять на своем. Но удовлетворение его потребности будет отравлено ощущением недоволь­ства со стороны 2-го. В отношениях будет недовольство и в том случае, если 1-й откажется от своих намере­ний, но нанесет себе ущерб (дискомфорт).

Люди приносят жертвы без желания.

Является ли эта ситуация конфликтом с несовме­стимыми интересами- И да и нет!

Если эта ситуация рассматривается «на уровне форточки», то интересы участников не совместимы. Но интересы партнеров не в этом! Позиция первого — открыть окно. Его интерес в том, чтобы «обеспечить доступ свежего воздуха». Позиция 2-го — закрыть окно? НЕТ! Его интерес — не допустить физического дискомфорта.

Их интересы могут быть удовлетворены разными
способами. J


       
 
   
 


Разрешение конфликта состоит в том, чтобы пере­формулировать предмет конфликта. И проблема конф­ликта не в том, чтобы «открыть окно — не открывать окна». А в том, при каких условиях можно обеспечить доступ свежего воздуха (интерес первого) и не допус­тить физического дискомфорта (интерес второго).

В этом направлении должен идти поиск разреше­ния конфликта. Т.е. должно быть поэтапное обсужде­ние проблемы, и переход от частных договоренностей к соглашениям более общего порядка.

Объект конфликта может разрастаться (охваты­вать другие зоны),

Противоречия, изначально деловые, без всяких причин могут начать обретать личный характер.

Семейные отношения с родителями мужа (жены) МЕДЛЕННО распространяются:

■ на детей;

■ на проведение свободного времени;

■ на интимные отношения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инцидент. Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк выделяют 3 типа инцидентов и возможных поведений конфликтующих сторон: сц | Напряжение 3-й стадии переходит в исход
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.