Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество как объект управления




Название курса «Статистические методы в управлении качеством» предполагает знание, по крайней мере в общих чертах, объекта, которым предстоит научиться управлять. Используя процессный подход, выясним сначала, откуда берётся качество и каким образом это самое качество становится объектом управления. Схематично в самом общем виде появление качества можно представить в виде следующей модели «чёрного ящика» (см. рисунок 1):

Рисунок 1 отражает процесс производства в любой области человеческой деятельности: в промышленности, в науке, медицине, образовании и в культуре. В любом из перечисленных видов деятельности имеются три основных входных потоков в виде:

1) людей – исполнителей;

2) финансовых потоков – инвестиций;

3) сырьевых материальных ресурсов.

(Поток энергии не всегда целесообразно относить к основным, например, для чисто интеллектуальной творческой деятельности энергия, как впрочем и сырьё, имеет вспомогательное значение.)

На выходе процесса как результата человеческой деятельности должен быть какой-либо не обязательно материальный носитель качества, т.е. нечто способное удовлетворять чьи-то потребности. Следует подчеркнуть, что на выходе именно качество как совокупность свойств и характеристик, благодаря которым конкретный носитель на выходе процесса обладает способностью удовлетворить какие-либо потребности, причём по возможности в максимальной степени. Иначе процесс попросту обречён, если не на провал, то по крайней мере на застой и забвение. (Что есть носитель качества процесса обслуживания в парикмахерской, работы городской думы, для детского сада?).

Внешнее воздействие, олицетворяющее взаимодействие «спроса и предложения» обозначено на рисунке словом «рынок» (попробуйте сформулировать «рыночную» среду для каждого из вышеперечисленных видов человеческой деятельности).

Рыночная среда обеспечивает, прежде всего, информационное поле воздействия на процесс и его входные параметры. Именно рынок даёт представление чему и в какой степени должны быть обучены люди, участвующие в процессе, диктует распределение финансовых ресурсов в структуре процесса производства, определяет набор свойств исходного сырья и необходимое для достижения цели процесса физико-химическое преобразование этого сырья. Получающееся на выходе процесса качество, «вливаясь» в рыночное пространство, изменяет рынок, создавая тем самым «петлю обратной положительной связи»: рынок – ресурсы – процесс – качество – рынок, за счёт которой любой вид деятельности приобретает свойство самоорганизующейся системы с внутренним управлением. В этом смысле «рыночное воздействие» не обязательно состоит исключительно из тормозящих процесс влияний, возможны и положительные стимулирующие процесс воздействия (например, близость сырьевой базы для промышленности, уровень образования населения для культурного процесса, наличие соснового леса вблизи от медицинского учреждения и т.п.).

Побочные эффекты – это прежде всего экологическое воздействие процесса на ноосферу, но в принципе эти эффекты могут иметь и вполне положительное влияние на внешнее окружение. Отличие этого вида воздействия от выхода только в том, что оно не является целевым и возникает само по себе, что и отражено в его обозначении.

Любой процесс не может существовать, а тем более развиваться самотёком, какими бы хорошими не были заложены в его основание бизнес-план, проект и реализация. Процессом необходимо управлять! Управление любым процессом как раз и заключается в обеспечении таких свойств и характеристик носителя на выходе, которые и делают этот носитель носителем качества.

Выше была рассмотрена достаточно обобщённая модель практически любого рода деятельности человечества. Далее на примере промышленных производственных процессов будут показаны способы управления качеством с помощью статистических методов. Естественно, управляемость качеством можно было бы изучить на примере любых других процессов. Как отмечено выше, модель в виде «чёрного ящика» по рисунку 1 останется практически неизменной для любого рода деятельности. Но, переходя к модели «белого ящика», для каждого вида процесса обязательно возникнут свои специфические особенности. Эти особенности, как правило, не касаются существа дела, возможна лишь своя терминология, свои приоритеты (степени важности) компонентов управления и особенности статистического моделирования. Важно понять, что статистические методы управления одинаково хорошо работают в любом процессе, а не только в промышленном производстве и легко адаптируются к любой сфере деятельности.

На рисунке 2 представлена частично раскрытая модель процесса в виде «белого ящика» применительно к промышленному производству. Более полно структура промышленного производства рассматривается в таких курсах как «Технология и организация производства», «Основы организации производства», «Управление процессами» и т.п. (практически любой спец. курс специальности «Управление качеством» в той или иной мере, с той или иной точки зрения «раскрывает» представленную на рисунке 2 модель производства). В курсе «Статистические методы в управлении качеством» подробно рассматриваются элементы, обозначенные на рисунке 2 римским цифрами, которые непосредственно связанны с управлением выходного потока, т.е. качества. Это прежде всего система управления производственным процессом (I), система приёмочного контроля качества: входной (III) и выходной контроль (II) и оценка технологических возможностей производства (IV).

Наиболее важным и относительно сложным для управления является технологический процесс, схематично представленный на рисунке 3. Вопросы непосредственных управляющих воздействий на технологический процесс



 


Рисунок 3

 

рассматриваются в курсе «Управление процессами». Наша задача научиться строить и статистически анализировать основной источник информации для принятия управленческих решений – контрольные карты.

Более подробно цели и задачи, структура и содержание курса принятия представлены в примере рабочей программы курса (см. приложение А).


 

2 Обобщённая статистическая модель технологического процесса




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.