Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Рыночная система хозяйствования

Тема. Экономические системы. Рыночная система хозяйствования.

2 часа

ПЛАН:

1.Рынок: понятие, классификация и функции

2.Конкуренция: понятия, виды.

3.Модели рыночной экономики.

Невозможно дать объективную научную характеристику современному экономическому хозяйству без рассмотрения сущности, причин и условий развития рынка, основных принципов (правил) его функционирования. В этой теме ставится задача ознакомиться с содержанием и видами рынка, моделями рыночной экономики.

 

1.Рынок: понятие, классификация и функции

 

Сущность рынка.

Причины его возникновения, условия развития и субъекты рынка

Рынок – это: - механизм обмена, который связывает покупателей и продавцов через отношения спроса и предложения; - саморегулирующая система воспроизводства, функционирующая под воздействием объективных экономических законов; - это совокупность социально-экономических отношений товарного производства и обращения, возникающих при обмене с помощью денег (при купле-продаже и между продавцами и покупателями).
Причины возникновения рынка: - экономическая обособленность товаропроизводителей; - частная собственность; - экономическая свобода и конкуренция; - ограниченность возможностей человека и ограниченность всех видов ресурсов. Условия развития рынка: - общественное разделение труда; - экономическая обособленность товаропроизводителей.
Крупные исторические виды общественного разделения труда: - отделение земледелия от скотоводства; - отделение ремесла от земледелия; - возникновение городов и купечества. Современные виды разделения труда: - общественное; - единичное (внутриотраслевое); - частичное (внутрипроизводственное).
     

 

Исследователи рынка (А.Смит, Й.Шумпетер, Ф.Хайек и др.) Главной чертой рынка считали обмен. При акте обмена должно быть, как минимум, два субъекта – продавец и покупатель, при этом они оба должны быть свободными (совершать добровольные, выгодные себе обмены), а на сам обмен влияют спрос и предложение товаров. Нет диктата ни со стороны покупателя, ни со стороны продавца, так как одновременно на рынок приходит множество покупателей и продавцов, а между ними существуют отношения соперничества – конкуренция.

На заре человеческой цивилизации обмен чаще носил случайный характер, существовал как прямой товарообмен. Рынок потребовал регулярность обмена.

Субъектами рынка выступают различные физические и юридические лица, участвующие в обмене, в заключении сделок. Это – обычные покупатели, продавцы, фирмы, домохозяйства, государственные учреждения и предприятия, учреждения производственной сферы, профессиональные деятели бирж как оптовые торговцы, брокеры, дилеры, деятели финансовых органов – банкиры, посредники, страховщики и др., землевладельцы и предприниматели, а также собственники своей рабочей силы – свободные наемные работники.

 

 

Классификация видов рынка (структура рынка). Инфраструктура рынка.

Классификация рынков
По экономическому назначению объектов: в региональном разрезе: по степени насыщенности: по степени развития конкуренции
товарный рынок рынок труда финансовый рынок
-потребительский рынок; - рынок информации; - рынок интеллектуальных продуктов; - рынок средств производства. региональные центры занятости - рынок денежных капиталов; - кредитный рынок; - рынок ценных бумаг; - валютный рынок. -местный рынок; - национальный рынок; -международный региональный рынок; - мировой рынок. - равновесный рынок; - дефицитный рынок; - избыточный рынок. - рынок свободной конкуренции; - рынок монополистической конкуренции; - олигополия; - монополия.
Элементы инфраструктуры рынка
Биржи: Банки и небанковские финансовые организации; Специализированные организации
- товарная; - фондовая; - труда; -валютная. - ярмарки; - аукционы; - аудиторские компании; - страховые компании; - информационные компании.
Функции рынка
  1. Саморегулирование товарного производства;
  2. Стимулирование снижения затрат производителей;
  3. Дифференциация производителей, санация фирм;
  4. Обеспечение всех субъектов информацией;
  5. Социальная функция при взаимодействии рынка и государства;
  6. Окончательное признание общественной значимости продукта
                   

Рыночный механизм

 
 

 

 


В современном обществе ХХ-ХХI века чисто рыночных экономик не существует, во всех странах реальное влияние на решения о распределении ресурсов и распределение доходов различными способами оказывает государство (через установление законов, решения правительства, хозяйственную деятельность государственного сектора экономики).

Национальный рынок страны условно можно представить как модель кругооборота продуктов, ресурсов, денег между домохозяйствами и фирмами, рынком продуктов и рынком ресурсов, при участии государства.

Домохозяйства предъявляют спрос на товары и услуги на рынке продуктов, они, как, собственники ресурсов, выходят с предложением этих ресурсов (земли, труда, капитала) на рынок ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы – факторы производства на рынке ресурсов и выступают с предложением товаров на рынке продуктов. Поэтому образуется два параллельных, но разнонаправленных потока кругооборота – с одной стороны, движение ресурсов, товаров и услуг, с другой стороны, идет движение денег в виде доходов и выручки.

 

 

 

Правительство, в свою очередь, собирает налоги, тратит деньги на государственные закупки и социальные трансферты населению, перераспределяет часть товаров и услуг в соответствии с общими целями общества и для снижения резкой дифференциации доходов у богатых и бедных.

Для экономики в целом доход всегда равен объему производства, а совокупные доходы всех субъектов экономики равны совокупным расходам. При этом за контроль над денежными потоками, за объем денежной массы в стране, за контроль исполнения законов отвечает государство. Также государство осуществляет планирование и выбор приоритетов в экономике. Эти вопросы не под силу регулировать рынку.

 

2. Конкуренция: понятия, виды.

Особая роль в раскрытии сущности рыночного механизма и в его реализации на практике принадлежит конкуренции. Рынок и конкуренция – это синонимы в определенном смысле: одно без другого не существует.

В широком смысле слова понятие «конкуренция» употребляется в экономической науке как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе производства, купли и продажи товаров, а также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие «конкуренция» употребляется как соперничество внутри отрасли, как соперничество отдельных фирм разных отраслей или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли. В связи с этим выделяют следующие виды конкуренции.

Виды конкуренции

  Цель Механизм Результаты
Внутри - отраслевая Получение сверхприбыли Повышение производительности труда, снижение индивидуальной ценности товара Сведение индивидуальных ценностей товаров к единой, общественной ценности и формирование на этой основе отраслевой рыночной цены товара
Межотраслевая Получение наибольшей прибыли Свободное переливание из отрасли в отрасль в погоне за внешней нормой прибыли Выравнивание различных норм прибыли в единую, среднюю норму прибыли и образование средней прибыли как абсолютной ее величины
Рыночная Защита интересов покупателей и продавцов (установление наивысших или самых низких цен) Динамика соотношения предложения и спроса товара Установление цены предложения или цены спроса, что ведет к формированию уравновешенной цены

 

Важная роль конкуренции в механизме функционирования рынка определяется теми функциями, которые она должна выполнять.

Во-первых, конкуренция должна обеспечивать утверждение суверенитета потребителей, а также осуществление оптимального сочетания и эффективного использования факторов производства. Другими словами конкуренция должна обеспечивать адаптацию производства к изменившимся условиям, т.е. к предпочтительным интересам потребителей и к новым методам производства. В этом заключается адаптационная функция конкуренции.

Во-вторых, конкуренция должна обеспечивать такое развитие, чтобы стремление предприятий к получению максимальной прибыли способствовало техническому прогрессу, т.е. конкуренция выполняет функцию обеспечения прогресса.

В-третьих, конкуренция выполняет функцию распределения. Она должна создать такие условия, когда распределение дохода от производственных факторов осуществляется в зависимости от их производительности. Такое распределение является наилучшей основой для стимулирования повышения эффективности производства и тем самым обеспечивает максимальный рост объемов производимой продукции, т.е. объемов предложения.

В-четвертых, наряду с перечисленными экономическими функциями, ориентированными на повышение эффективности производства и рост благосостояния, конкуренция выполняет также функцию обеспечения свободы деятельности. Дело в том, что и в рыночной системе деятельность и возможности выбора участников рынка подвержены ограничениям, но конкуренция предполагает, с одной стороны, наличие альтернативы для любой деятельности, с другой стороны, она открывает субъектам рыночных отношений свободу действий.

С учетом условий, в которых протекает конкуренция, различают две основные формы конкуренции: совершенную и несовершенную, имеющую несколько моделей.

 

Основные характеристики форм и моделей конкуренции

Формы и модели конкуренции Признаки, определяющие форму и модель конкуренции Степень контроля над ценами
Совершенная (свободная, неограниченная) § большое количество мелких продавцов и покупателей; § полная однородность производимой продукции, покупатель может выбрать любого продавца для осуществления покупки; § отсутствие ограничений для межотраслевого переливания капитала, т.е. полная свобода "входа" в отрасль, на рынок и "ухода"; § полная информация о цене, спросе и предложении товара, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями отсутствие контроля; цена устанавливается в соответствии с действием законов спроса и предложения
Несовершенная (ограниченная) Ее модели: Монополия § ограничена влиянием монополий и государства; § товар производит только один производитель (фирма), поэтому есть единственный продавец (монополист); § реализуемый продукт уникален, отсутствуют близкие заменители товара, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара); § для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры продавцы и покупатели могут воздействовать на рыночную цену; полный контроль
Монополистическая конкуренция § относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию; § продукция может быть дифференцирована и по условиям послепродажного обслуживания, по интенсивности рекламы, и т.д. § множество продавцов и покупателей, совершающих сделки не по одной рыночной цене, а в широком диапазоне цен; § относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок, вхождение в отрасль довольно простое достаточно слабый контроль; ограничен возможностью замены товара
Олигополия Преобладающая модель в современной рыночной структуре: § рынок состоит из небольшого числа продавцов (в основном крупные фирмы); § товары могут быть схожими, а могут быть и дифференцированными; § проникновение в отрасль, на этот рынок новым претендентам довольно затруднено; § каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов; § используется политика лидерства в ценах, а также возможен сговор между олигополистическими фирмами в целях поддерживания цен и максимизации прибыли частичный контроль

 

Свойства Совершенная конкуренция Монополисти-ческая конку-ренция Олигополия Монополия
Число продавцов Много много мало Один
Барьеры вхождения Нет нет Обычно есть Да (нет входа)
Дифференциация продукта Нет есть возможна Нет (один товар)
Примеры товара Сельхозпродукты, отдельные акции Рестораны, аптеки, бытовая техника Автомобили, продуктовые полуфабрикаты Алмазы, городские телефоны

 

 

Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопровождающей рост производства, называется естественной монополией.

Ситуация естественной монополии порождается технологией, использующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение выпуска между 2-3 или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более, чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек перед своими соперниками, а мелкие фирмы, в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка.

К таким отраслям принято относить большинство предприятий так называемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание (электро-, газо-, водоснабжение, канализация), предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т.д.

Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля (Herfindall index), который показывает степень концентрации рынка:

Н=

где Н – индекс Герфиндаля; S1, S2, … Sn – доли фирм на рынке, которые суммируются в порядке убывания (на первом месте самая крупная) и определяются в процентах как отношение объема поставок фирмы к объему всего рынка. Например, если предложение какого-либо товара обеспечивают четыре фирмы с рыночными долями 60%, 20%, 10% и 10%, то Н=3600+400+2х100=4200.

В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс Герфиндаля будет равен 10000, т.е. S1=100%

На олигополистическом рынке конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товара, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т.п.

Технология производства, связанная с эффектом масштаба, служит причиной возникновения олигополии и одновременно является естественным барьером для вступления в отрасль.

К другим барьерам, ограничивающим доступ на олигополистический рынок, следует отнести патентование и лицензирование, контроль над ресурсами, а также крупные финансовые расходы на рекламу. Существуют и поведенческие барьеры. Олигополисты, разделившие рынок и получающие устойчивую прибыль, могут агрессивно отреагировать на появление новых фирм: вступить в сговор, обрушить цены и др.

Важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов несовершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в отрасли. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка. Ведь размер ее прибыли зависит от объемов выпуска и цен, установленных другими олигополистами.

У олигополистической структуры есть свои плюсы и минусы. Находясь в условиях взаимозависимости, олигополисты устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их весьма редко и осторожно. Олигополистическая власть над ценой не так значительна, как у монополиста, следовательно, олигополии приносят обществу меньше невосполнимых потерь от сознательного недопроизводства по сравнению с монополией. Однако технологические и другие барьеры вступления в олигополистическую отрасль все же высоки. Создавая условия для технологически статичного развития, они слишком ослабляют стимулы для разработки и внедрения прогрессивных технологий, к удешевлению продукции, серьезно ограничивают конкуренцию со стороны новых фирм.

Монополистическая конкуренция – такая рыночная ситуация, при которой сравнительно большое число некрупных фирм производят дифференцированную продукцию. Примером являются рестораны, станции технического обслуживания, аптеки и т.д.

Дифференциация продукции является основой создания благоприятных условий для продажи и обновления производимых товаров и услуг. Вход в такую отрасль сравнительно легкий, что способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм.

Основные признаки монополистической конкуренции: 1) обладание каждой фирмой относительно небольшой долей рынка; 2) ограниченный контроль над рыночной ценой; 3) невозможность тайного сговора, согласованных действий фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен; 4) отсутствие взаимозависимости фирм в отрасли; 5) самостоятельность фирмы в определении своей стратегии; 6) свобода входа и выхода; 7) дифференциация продукта, т.е производство разновидностей данного продукта, включая функциональные особенности, материалы, дизайн, качество работы.

В условиях монополистической конкуренции особое значение приобретают такие неценовые факторы соперничества., как качество продукции, реклама, послепродажное обслуживание, торговые знаки, фабричное клеймо. Это обусловлено тем, что каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе – товары одной товарной группы (женская одежда, обувь, часы, бензин разных марок и т.д.). являясь товарами одной группы, они выступают как близкие заменители, но отличаются друг от друга качеством. Соперничество между ними называется продуктовой (товарной) дифференциацией.

Основной сферой монополистической конкуренции является розничная торговля. Вот почему в странах с развитой рыночной экономикой магазины отличаются разнообразием товаров и широким набором услуг.

 

3.Модели рыночной экономики.

 

Модели современной рыночной экономики
Наименование модели Основные характеристики
Американская модель: «либеральная модель капитализма» - малый удельный вес государственной собственности и минимальная регулирующая роль государства; - всемерное поощрение предпринимательства (80% новых рабочих мест создается за счет малого предпринимательства); - резкая дифференциация на богатых и бедных; - приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения
Японская модель - высокий уровень государственного воздействия на основные направления экономики; - составление планов развития экономики; -незначительное различие в уровне заработной платы (17-кратное) между главой фирмы и служащим; - социальная направленность модели
Немецкая модель - высокий уровень государственного воздействия на экономику; - прогнозирование основных макроэкономических показателей; - различия в уровне заработной платы незначительны (2-3-кратное)
Шведская модель - социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения; - государство активно вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены; - высокий удельный вес государственного сектора.

 

Выше уже было рассмотрено, что экономическая система, как упорядоченная совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности, может характеризоваться по критериям "Экономикс" четырьмя своими основными типами: традиционная экономика, рыночная (капиталистическая) экономика, административно-командная система (АКС) и смешанная (современная рыночная с социальной ориентацией) экономика.

Ни одну современную социально-экономическую национальную модель невозможно отнести к какому – либо из чистых типов. Все они являются смешанными, состоящими из элементов рыночной, командно-административной и традиционной экономики. Сочетание всех элементов и характеризует национальную модель организации экономики.

Американская модель – построена на системе поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения малообеспеченным группам создается приемлемы уровень жизни за счет системы льгот и пособий. Задача социального равенства здесь не ставится. Модель основана на высоком уровне характерной производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Американская модель постоянно преимущественно на либерально –рыночных принципах. Во главу угла ставится достижение высокой экономической эффективности. Социальная же эффективность поддерживается за счет выдачи пособий населению. Как итог высокий уровень бедности среды индустриально развитых стран.

Японская модель – характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при положительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определение жертвы ради процветания страны.

Шведская модель – отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет существенного перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основные фондов, зато доля государственных расходов составляет около 70% национального продукта, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды.

Естественно, это возможно только в условиях высокого уровня налогообложения. Такая модель строится на принципе «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальную защиту) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОР) - на государство.

Шведская модель экономики характеризуется высокой степенью государственного вмешательства в экономические процессы и заметной ролью профсоюзов в регулировании трудовых отношений.

Социальное рыночное хозяйство Германии (немецкая или западноевропейская модель). Эта модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, малым) возможностей развития. При этом особым покровительством государства пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства.

Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. При построении данной модели руководствовались принципом: прежде чем что-то с человека спрашивать, ему нужно многое дать. Современная западноевропейская модель организации опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие многочисленные государственные, общественные и частные институты. Значительные средства, направляемые на развитие трудового потенциала работников, поступающие из государственной казны и непосредственно от фирм или отдельных предпринимателей не облагаются налогами. Заработная плата устанавливается в соответствии с уровнем образования и квалификации работника.

Основные элементы представленных моделей используются и в экономиках других стран, с некоторыми поправками на местные традиции и условия. В частности, шведская модель экономики с некоторыми оговорками прижилась в странах северной Европы – Дании, Финляндии, Норвегии, Исландии. Германская модель – во Франции, Испании, Чехии, Италии, Голландии, Бельгии. Японская модель – в Южной Корее, Тайване, Сингапуре. Американская – в Канаде, Великобритании, Ирландии и др.

Помимо американской и японской моделей современной рыночной (смешанной) экономической системы, моделей Швеции и ФРГ можно назвать и охарактеризовать экономику переходного периода и среди нее выделить белорусскую экономическую модель.

В целом белорусская экономическая модель характеризуется:

- сильной и эффективной государственной властью и государственным регулированием;

- развитием частного, акционерного и других секторов народного хозяйства, причем не в ущерб госсектору;

- проведением продуманной приватизации, выступающей не самоцелью, а условием высокоэффективной экономики, создания конкурентной среды;

- взаимовыгодной интеграцией с РФ и другими странами Таможенного Союза;

- сильной социальной политикой государства, предусматривающей инвестиции в ведущие социальные отрасли и программы;

- социальной защитой населения с низкими доходами и социально уязвимых слоев.

Республика Беларусь довольно успешно прошла в своем развитии два пятилетних периода и ставит целью построение рыночной экономики с социальной ориентацией, выбравшей опыт и черты шведской и немецкой моделей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обработка, анализ и доклад данных РРП | Проблемы обеспечения защиты информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.