Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психо­логических качествах испытуемых




Различают два вида наблюдения - сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. При выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отноше­ние к изучаемому вопросу.

Наблюдение- это способ, при котором явления изучают­ся непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в дей­ствительной жизни.

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской це­лью фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один че­ловек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются. При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

1. Предварительно намечать программу наблюдения с выделе­нием наиболее важных объектов и этапов наблюдения.

2. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.

3. Лучше и глубже по­знать конкретного человека можно, сравнивая его с другими.

4. При изучении лично­сти наблюдение должно быть систематичным.

Наблюдение может быть непосредственным, проводимым са­мим руководителем, и опосредствованным, при котором он обобща­ет ряд сведений, полученных им от других лиц (заместителей, на­чальников отделов и служб и т. д.)

К методам психологии относится беседа, устная или письменная. Ее цель — выяснить ограниченный круг вопросов, труд­но доступных непосредственному наблюдению. Беседа должна проводиться в виде непринужденного разговора с человеком, являющимся объектом исследования. Эффективность этого метода изучения людей определяется соблюдением ряда ос­новных требований. Необходимо заранее определить содержание беседы и продумать план выяснения намеченного круга вопросов. Очень важно перед беседой обеспечить хороший контакт с челове­ком, устранить все, что может вызвать у него напряженность, насто­роженность или неискренность. Задаваемые вопросы должны быть понятными. Во время беседы надо наблюдать за поведением человека и сопоставлять результаты наблюдения с по­лученными ответами. О результатах беседы судят не только по содержанию и полно­те ответов на вопросы, но и по замеченным недого­воркам, обмолвкам, а также по всему поведению человека.

В современной психологии известен также оп­рос. Устный опрос позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, его внутренний мир, однако требует специ­альной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат време­ни на проведение исследования. Используемые иногда для массового заполнения анкеты явля­ются своего рода "заочной" беседой (илиписьменным опросом). По­лучаемые материалы, если можно так сказать, проигрывают в глуби­не и достоверности отдельных ответов, но выигрывают в массовости, экономят время.

Интересный материал психологии дает биографический метод, то есть анализ жизненного пути человека по тем сведениям, кото­рые он может сообщить о себе по памяти. Этот метод доступен каж­дому руководителю и не требует предварительной подготовки с его стороны.

Кроме пассивных наблюдений в психологии используются спе­циально организуемые опыты (или эксперименты).

Психологический эксперимент — это изучение особенностей де­ятельности человека, вызванных специальным изменением ус­ловий или способов выполнения этой деятельности. ( например, перевести людей на 2-х сменную работу)

В последнее время все большую популярность приобретает ме­тод тестирования. Термин "тест" (по-английски - задача, или проба) был введен в 1890 г. в Англии. Тесты получили широкое распространение в детс­кой психологии после 1905 г., когда во Франции были разработаны серии тестов для определения одаренности детей, и в практике пси­ходиагностики после 1910 г., когда в Германии была разработана серия тестов для профессионального отбора.

Наиболее распространенные варианты теста: тест-опросник, тест-задание, проективный тест.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемому предлагаются специальные задания, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии у него изучаемого качества.

Данные типы тестов применимы к людям разного возраста и пола, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, любые профессии и жизненный опыт - в этом их положительная сторона. Но вместе с тем имеется и существен­ный недостаток, состоящий в том, что при использовании тестов ис­пытуемый по собственному желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как уст­роен тест и каким образом по результатам будут оценивать его психологию и поведение.

Проективные тесты. В основе их лежит механизм проекции, согласно которому свои недостатки, человек склонен приписывать другим людям. О пси­хологии испытуемого судят по тому, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие положительные или отрицательные черты харак­тера он им приписывает. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, о чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпре­тации ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Естественный эксперимент применяется в форме
вводных задач
(задачи эти могут ставиться руководителем устно
("Случилось то-то, что будете делать?") или путем введения незаметно для сотрудника отклонения в его работу.

Своеобразным методическим приемом является целенаправ­ленное изменение структуры профессиональной деятельности. Смысл этого приема заключается в том, что при выполнении опреде­ленной деятельности меняется поза или "хватка" за рычаги уп­равления, вводятся дополнительные раздражители, меняются эмоци­ональный фон и мотивы деятельности и т. д. Учет результатов дея­тельности в различных условиях позволяет оценить роль тех или иных факторов в структуре изучаемой деятельности и гибкость соот­ветствующих навыков.

Необходимо творчески подходить к выбору и использованию методов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.