Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспроизведение и забывание

На запоминании связей между его частями).

По времени, которое требуется для запоминания, память может быть кратковременной (на короткое время), оперативной

(запоминание информации для выполнения каких-либо действий – номер тел .) и долговременной (хранилище всего пережитого).

Память делится на виды в зависимости от того, что человек производит. Образная память у педагогов (запоминают и воспроизводят зрительные образы своих учеников), музыкальная память (запоминание и воспроизведение мелодий), двигательная (моторная) память (спортсмены, танцовщики запоминают движения). Одна из форм образной памяти – зрительная (сохранение и воспроизведение зрительных образов).

Образная память обычно ярче проявляется у детей и подрост­ков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая. Выявили, что можно эффективно тренировать образ­ную память, если воспроизводить заданные картины мысленно в рас­слабленном пассивном состоянии с закрытыми глазами перед сном.

В памяти различают основные процессы: запоминание, сохранение,

Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным раньше.

Запоминать можно долго или быстро, много или мало. Но важно и то, как воспроизвел человек запомненное. Бывает так, что быстро и много запомнил, а когда стал воспроизводить, слишком много упус­тил, добавил немало от себя... Такое часто отмечают криминалисты — свидетельские показания очень сильно различаются.

Сохранение обеспечивается осмысленностью запомненного материала. Большую роль играет повторение. Лучше всего сохраняются основные положения.

Воспроизведение может быть произвольным (совершается с целью что-либо вспомнить) и непроизвольным (связано с интересом). К воспроизведению относится узнавание (при повторном восприятии какого-то материала – книгу, картину, мелодию ). Возможно кажущееся узнавание, иллюзия памяти – дежавю (от франц. – уже видел) Кажется, что где-то уже видел. Воспроизведение возможно в форме воспоминания - это представление прошлого, вызванное чаще всего эмоциональным состоянием. К условиям наилучшего запоминания относятся особенности материала, его понятность, наличие наглядности.

2) Внимание

Внимание – это состояние психологической сосредоточенности на каком-либо объекте.

Человек становится внимательным тогда, когда извне поступают неожиданные раздражители, на которые должна быть соответствующая реакция.

В многочисленных экспериментах обнаружено, что слова, имею­щие особый смысл для человека, например его имя, имена его близ­ких и т. п., легче извлекаются из шума, поскольку на них всегда настроены центральные механизмы внимания. Ярким примером воздействия особо актуальной информации является факт, извест­ный под названием "феномен вечеринки". Представьте себе, что вы находитесь на вечеринке и поглощены интересной беседой. Внезапно вы слышите свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой груп­пе гостей. Вы быстро переключаете внимание на разговор, происхо­дящий между этими гостями, и можете услышать кое-что интересное о себе. Но в то же время вы перестаете слышать то, что говорят в той группе, где вы стоите, тем самым вы упускаете нить разговора, в котором участвовали раньше. Вы настроились на вторую группу и отключились от первой. Именно высокая значимость сигнала (имя) определили изменение направления вашего внимания.

К свойствам внимания относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость.

Устойчивость - это длительность привлечения внимания к од­ному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Трудно его сосредоточить, если деятельность не представляет интерес.

Переключаемость – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые. Важную роль этой характеристики легко продемонстрировать при анализе такого известного и широко распространенного явления, как рассеянность, которая сводится по преимуществу к плохой переключаемости. Множество анекдотов посвящено рассеянности ученых: они так погружены в свои мысли, что при столкновении с житейски­ми мелочами не переключаются и могут оказаться в смешном поло­жении. Вот несколько фактов такого рода. 1). Немало рассказывали о рассеянности известного композитора и химика А. П. Бородина. Как-то раз, когда у него были гости, утомившись, он стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него завтра лекция и пошел одеваться в переднюю. 2). Бородин поехал с женой за границу. При проверке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. Бородин по своей рассеянно­сти никак не мог вспомнить ее имя. Чиновник посмотрел на него подозрительно. В это время в комнату вошла его жена, Екатерина Сергеевна, и Бородин бросился к ней: "Катя! Ради бога, как тебя зовут?"

3). Известна и такая история. Приходит Н. Е. Жуковский к себе домой, звонит, из-за двери спрашивают: "Вам кого?". Он в ответ: "Скажите, дома ли хозяин?". - "Нет". - "А хозяйка?" - "Нет и хозяйки. А что передать?" - "Скажите, что приходил Жуковский".

 

4). Однажды у известного математика Гильберта был званый вечер. После прихода одного из гостей мадам Гильберт отвела мужа в сторону и сказала ему: "Давид, пойди и смени гал­стук". Гильберт ушел. Прошел час, а он все не появлялся. Встрево­женная хозяйка дома отправилась на поиски супруга и, заглянув в спальню, обнаружила его в постели. Тот крепко спал. Проснувшись, он вспомнил, что, сняв галстук, автоматически стал раздеваться дальше и, надев пижаму, лег в кровать.

В чем причина описанной рассеянности? Главным образом в том, что, выработав бытовые стереотипы, ученые пытались освободить поле внимания для решения основной научной задачи.

 

Концентрация внимания - удержание его на одном объекте или одной деятельности и полное поглощение ими. Например, можно слушать оркестр, не замечая кашля соседа и шума вентиля­тора, смотреть кинофильм, не замечая шляпы впереди сидящего зри­теля, то есть выделять определенные сигналы в соответ­ствии с актуаль­ностью.

Распределяемост ь внимания – это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действий.

Многие слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию, делать одновременно семь не связанных между собою дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семьответственных дипломатических документов.

Различают следующие виды внимания:

Произвольное - человек ставит цель сосредоточиться на каких-то предметах и явлениях, для чего нужно волевое усилие;

непроизвольное - возникает не специально, без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без усилий воли (сильный звук привлечет внимание; шаги за спиной: днем - не услышим, а в темноте – привлекут внимание);

послепроизвольное - возникает сознательно вслед за произ­вольным и не требует усилий, для того чтобы не отвлекаться. Появляется непроизвольное внимание, при котором человек заинтересованно следит за чем-то. Но необходимо заняться серьезной деятельностью, требуется внимание произвольное. Человек с трудом сосредоточивается на нужной деятельности. Спустя какое-то время он увлекается и занимается без принуждения, пока работу не закончит.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
На основе взаимодействия наших ощущений возникает восприятие | Загальні(купівельний попит, Специфічні
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.