Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Служебная тайна

В Советском Союзе сложилась определенная система защиты ин­формации с ограниченным доступом, в которой выделяли три вида такой информации: государственная тайна (информация с грифами "особой важности"; "совершенно секретно"), служебная тайна (информация с грифом "секретно") и информация "для служебного пользования".

Механизм защиты основывался на разрешительном принципе пра­ва, когда, по сути, вся информация имела ограниченный доступ. В каж­дом конкретном случае должностное лицо (чиновник) принимало реше­ние о разрешении (запрете) доступа к информации, что входило в пря­мое противоречие с нормами международного права и не позволяло ус­пешно реализовать право каждого на получение информации.

С принятием в 1993 году Закона Российской Федерации "О госу­дарственной тайне" гриф "секретно" был отнесен к сведениям, состав­ляющим государственную тайну, а новый институт правовой охраны слу­жебной тайны остался до конца не определен.

В действующем законодательстве не определено однозначно понятие служебной тайны, но многочисленные ссылки на нее позво­ляют выделить основные признаки отнесения информации к служеб­ной тайне.

Во-первых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов, подведомственных им предприятий, учреждений и организаций, ограничения на распространение которых установлены законом или дик­туются служебной необходимостью.

В Указе Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 в перечне сведений конфиденциального характера под служебной тайной понимаются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Федеральными за­конами.

В действующих законах термин "служебная информация" упот­ребляется неоднократно, в том числе:

– служебная информация государственного служащего (Федераль­ный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", статьи 10, 11);

– служебная информация Правительства Российской Федерации

(Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", статьи 11, 27);

– служебная информация сотрудника таможенного органа (Феде­ральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации", статьи?, 17);

– служебная информация служащих Банка России (Закон РСФСР "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статья 92);

– служебная информация муниципального служащего (Федераль­ный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федера­ции", статья 11) и др.

Во-вторых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, являющиеся конфиденциальной информацией других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов и органов мест­ного самоуправления в силу исполнения ими служебных обязанностей.

На основе изложенного можно дать следующее определение слу­жебной тайны: служебная тайна – защищаемая по закону конфиденциаль­ная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости.

Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом пра­ва. Для осуществления ее правовой охраны и защиты необходимо принятие специ­ального федерального закона "О служебной тайне ".

Информация может считаться служебной тайной, если она отве­чает следующим требованиям (критерии охраноспособности права):

– отнесена федеральным законом к служебной информации о дея­тельности государственных органов, доступ к которой ограничен по зако­ну или в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна);

– является охраноспособной конфиденциальной информацией ("чу­жой тайной") другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тай­на частной жизни, профессиональная тайна);

– не является государственной тайной и не подпадает под пере­чень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;

– получена представителем государственного органа и органа ме­стного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по служ­бе в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Информация, не отвечающая этим требованиям, не может считать­ся служебной тайной и не подлежит правовой охране.

Однозначное определение понятия «служебная тайна» в действующем законодательстве РФ отсутствует. Служебная тайна является одним из объектов гражданских прав по гражданскому законодательству РФ. Режим защиты служебной тайны в целом аналогичен режиму защиты коммерческой тайны. В ряде случаев за разглашение служебной тайны закон предусматривает уголовную ответственность (например, за разглашение тайны усыновления, или за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, лицом, которому такие сведения стали известны по службе).

Служебная тайна — информация с ограниченным доступом, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне и персональным данным, содержащаяся в государственных (муниципальных) информационных ресурсах, накопленная за счет государственного (муниципального) бюджета и являющаяся собственностью государства, защита которой осуществляется в интересах государства. Защита конфиденциальности является одной из трёх задач информационной безопасности (наряду с защитой целостности и доступность информации).

С момента начала использования компьютерных технологий во всех сферах деятельности человека, появилось много проблем, связанных с защитой конфиденциальности. Главным образом это связано с обработкой документов с применением компьютерных технологий. Многие административные меры по защите конфиденциальности частных лиц и организаций утратили свою силу в связи с переходом документооборота в абсолютно новую среду.

Таким образом, к основным объектам служебной тайны можно отнести такие виды информации, как:

1) служебная информация о деятельности федеральных государ­ственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом в целях защиты государственных интересов: военная тайна; тайна след­ствия (данные предварительного расследования либо следствия); судеб­ная тайна (тайна совещания судей, содержание дискуссий и результатов голосования закрытого совещания Конституционного Суда Российской Федерации, материалы закрытого судебного заседания, тайна совещания присяжных заседателей или в силу служебной необходимости, включая порядок выработки и принятия решения, организацию внутренней рабо­ты и так далее);

2) охраноспособная конфиденциальная информация, ставшая из­вестной в силу исполнения служебных обязанностей должностным ли­цам государственных органов и органов местного самоуправления: ком­мерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна, а также конфиденциальная информация о частной жизни лица.

Особенность правоотношений в этой области состоит в том, что если во втором случае государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечить (гарантировать) сохранность "чужой" тайны, став­шей им известной по службе, в объеме сведений переданных её владель­цем, то в первом случае они самостоятельно в соответствии с законом определяют объем своей служебной тайны и режим ее защиты.

Правовая охрана и защита права на служебную тайну. Правовая охрана в отношении права на конфиденциальную ин­формацию других лиц в режиме служебной тайны в государственных органах начинается с момента получения этих сведений их должностны­ми лицами и иными представителями в связи с исполнением обязаннос­тей по службе в порядке и случаях, установленных федеральным зако­ном (на законном основании).

Государственные органы и их должностные лица вправе исполь­зовать полученную конфиденциальную информацию только с той целью, с которой она была получена, и обязаны установить для ее сохранности режим служебной тайны: порядок допуска и категории должностных лиц, имеющих право на допуск к этим сведениям; постановка и снятие грифа "служебная тайна"; порядок передачи этой информации другим органам и организациям; определение способов, методов и средств защиты и т.п.

Правовая охрана в отношении собственной служебной тайны дол­жна начинаться с момента отнесения конкретных сведений к служебной тайне в соответствии с перечнем сведений, определенных федеральным законом, и действовать, пока в этом есть служебная необходимость, если иное не установлено законом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профессиональная тайна | Неприкосновенность частной жизни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.