Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Служебная тайна

Источники права о служебной тайне. К основным источникам права о служебной тайне относятся:

Добавить самим

Объекты и субъекты права на служебную тайну. В Советском Союзе сложилась определенная система защиты ин­формации с ограниченным доступом, в которой выделяли три вида такой информации: государственная тайна (информация с грифами "особой важности"; "совершенно секретно"), служебная тайна (информация с грифом "секретно") и информация "для служебного пользования".

Механизм защиты основывался на разрешительном принципе пра­ва, когда, по сути, вся информация имела ограниченный доступ. В каж­дом конкретном случае должностное лицо (чиновник) принимало реше­ние о разрешении (запрете) доступа к информации, что входило в пря­мое противоречие с нормами международного права и не позволяло ус­пешно реализовать право каждого на получение информации.

С принятием в 1993 году Закона Российской Федерации "О госу­дарственной тайне" гриф "секретно" был отнесен к сведениям, состав­ляющим государственную тайну, а новый институт правовой охраны слу­жебной тайны остался до конца не определен.

В действующем законодательстве не определено однозначно понятие служебной тайны, но многочисленные ссылки на нее позво­ляют выделить основные признаки отнесения информации к служеб­ной тайне.

Во-первых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов, подведомственных им предприятий, учреждений и организаций, ограничения на распространение которых установлены законом или дик­туются служебной необходимостью.

В Указе Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 в перечне сведений конфиденциального характера под служебной тайной понимаются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Федеральными за­конами.

В действующих законах термин "служебная информация" упот­ребляется неоднократно, в том числе:

– служебная информация государственного служащего (Федераль­ный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", статьи 10, 11);

– служебная информация Правительства Российской Федерации

(Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", статьи 11, 27);

– служебная информация сотрудника таможенного органа (Феде­ральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации", статьи?, 17);

– служебная информация служащих Банка России (Закон РСФСР "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статья 92);

– служебная информация муниципального служащего (Федераль­ный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федера­ции", статья 11) и др.

Во-вторых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, являющиеся конфиденциальной информацией других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов и органов мест­ного самоуправления в силу исполнения ими служебных обязанностей.

На основе изложенного можно дать следующее определение слу­жебной тайны: служебная тайна – защищаемая по закону конфиденциаль­ная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости.

Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом пра­ва. Для осуществления ее правовой охраны и защиты необходим специ­альный федеральный закон "О служебной тайне ".

Информация может считаться служебной тайной, если она отве­чает следующим требованиям (критерии охраноспособности права):

– отнесена федеральным законом к служебной информации о дея­тельности государственных органов, доступ к которой ограничен по зако­ну или в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна);

– является охраноспособной конфиденциальной информацией ("чу­жой тайной") другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тай­на частной жизни, профессиональная тайна);

– не является государственной тайной и не подпадает под пере­чень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;

– получена представителем государственного органа и органа ме­стного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по служ­бе в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Информация, не отвечающая этим требованиям, не может считать­ся служебной тайной и не подлежит правовой охране.

В действующем законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограничен­ного распространения (постановление Правительства Российской Феде­рации от 3 ноября 1994 года № 1233):

Добавить самим!!!

Избранный путь нельзя признать эффективным и правильным. Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, дол­жен быть единым и закрепленным в Федеральном законе "О праве на информацию ", а не в подзаконном нормативном акте. В Федеральном же законе "О служебной тайне" следует определить перечень сведе­ний, составляющих служебную информацию, доступ к которой может быть ограничен в силу служебной необходимости. Такой подход будет соответствовать принципам свободы доступа к информации для граж­дан и нормам права в отношении ограничения этого доступа в интересах государства.

Таким образом, к основным объектам служебной тайны можно отнести такие виды информации, как:

1) служебная информация о деятельности федеральных государ­ственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом в целях защиты государственных интересов: военная тайна; тайна след­ствия (данные предварительного расследования либо следствия); судеб­ная тайна (тайна совещания судей, содержание дискуссий и результатов голосования закрытого совещания Конституционного Суда Российской Федерации, материалы закрытого судебного заседания, тайна совещания присяжных заседателей или в силу служебной необходимости, включая порядок выработки и принятия решения, организацию внутренней рабо­ты и так далее);

2) охраноспособная конфиденциальная информация, ставшая из­вестной в силу исполнения служебных обязанностей должностным ли­цам государственных органов и органов местного самоуправления: ком­мерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна, а также конфиденциальная информация о частной жизни лица.

Особенность правоотношений в этой области состоит в том, что если во втором случае государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечить (гарантировать) сохранность "чужой" тайны, став­шей им известной по службе, в объеме сведений переданных её владель­цем, то в первом случае они самостоятельно в соответствии с законом определяют объем своей служебной тайны и режим ее защиты.

Правовая охрана и защита права на служебную тайну. Правовая охрана в отношении права на конфиденциальную ин­формацию других лиц в режиме служебной тайны в государственных органах начинается с момента получения этих сведений их должностны­ми лицами и иными представителями в связи с исполнением обязаннос­тей по службе в порядке и случаях, установленных федеральным зако­ном (на законном основании).

Государственные органы и их должностные лица вправе исполь­зовать полученную конфиденциальную информацию только с той целью, с которой она была получена, и обязаны установить для ее сохранности режим служебной тайны: порядок допуска и категории должностных лиц, имеющих право на допуск к этим сведениям; постановка и снятие грифа "служебная тайна"; порядок передачи этой информации другим органам и организациям; определение способов, методов и средств защиты и т.п.

Правовая охрана в отношении собственной служебной тайны дол­жна начинаться с момента отнесения конкретных сведений к служебной тайне в соответствии с перечнем сведений, определенных федеральным законом, и действовать, пока в этом есть служебная необходимость, если иное не установлено законом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профессиональная тайна | Неприкосновенность частной жизни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.