Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические методы управления качеством

Управление качеством – это скоординированная деятельность организации, включающая планирование, обеспечение, мотивацию и контроль качества и направленная на постоянное его улучшение

Сущность, объекты и субъекты управления качеством. Общие методы управления качеством

 

Управление качеством как целенаправленное воздействие реализуется управляющими подсистемами, имеющими соответствующую организацию, т.е. через объект и субъект управления или управляющую и управляемую подсистемы.

К управляющей подсистеме (субъекту управления) относятся различного рода специалисты по качеству и руководители различного уровня.

К управляемой подсистеме (объекту управления) относятся все процессы, связанные с управлением качеством, а также люди, технические средства и т.д., задействованные в этих процессах.

В общем виде задачи управления качеством сводятся к следующему:

- определить правильные цели в области качества;

- достичь цели, оптимально используя ресурсы;

- установить и поддерживать соответствующие отношения между людьми в процессе труда (необходимую культуру);

- обеспечить постоянное совершенствование улучшения деятельности организации.

Теперь рассмотрим основные методы управления качеством.

Как и любая отрасль науки – управление качеством представлено различными закономерностями, принципами и методами

Метод управления качеством это способ и совокупность приемов воздействия на средства и продукта труда, направленные на достижение требуемого качества.

К наиболее общим методам управления качеством относятся: 1. организационные; 2. экономические; 3. организационно-технологические.

Выделяют также специальные методы: 1. метод структурирования функции качества (СФК); 2. метод анализа последствий и причин отказов или FMEA-метод; 3. АВС – метод и др. Рассмотрим их далее более подробно.

 

Организационные методы управления качеством

 

Целью организационных методов управления качеством (ОМУК) является то, что они должны способствовать такой организации управляемой подсистемы, которая позволит обеспечить требуемое качество. Эти методы представлены следующей их структурой: стабилизирующие; распорядительные; дисциплинарные.

1. Стабилизирующие методы. В них входят следующие направления деятельности:

- непосредственное регламентирование; общеорганизационное регламентирование (например, положение о производственном объединении);

- линейно-функциональное регламентирование (положение о линейных и функциональных подразделениях);

- организационно-структурное регламентирование (типовое положение);

- управление на основе инструктирования, включающее в себя: ознакомление, объяснение, консультации, предостережение.

2. Распорядительные методы. Они, как правило, оформляются различными директивами, постановлениями, приказами, распоряжениями, указаниями по качеству.

3. Дисциплинарные методы, которые устанавливают формы поощрения и привлечения к ответственности за деятельность, связанную с управлением качеством.

Организационными формами методов управления качеством являются:

а) Формы прямого воздействия: детальные, четко сформулированные правовые акты. К ним относятся: приказы, распоряжения, указания, руководства и т.п.

б) Формы косвенного воздействия: постановка задач, создание стимулирующей ситуации (обстановки), подробная детализация всех аспектов выдаваемого распоряжения. Для этого могут быть выработаны рекомендательные, либо установительные нормы, которые представляют собой правила поведения без обязательного запрета, то есть они определяют, как необходимо действовать в соответствующих условиях.

Формы прямого воздействия эффективны в основном в трех ситуациях:

1. если есть уверенность подчиненных в знании и опыте руководителя; при понимании подчиненными смысла и значения команд;

2. если возникли критические обстоятельства, не позволяющие подчиненным (исполнителям) самим найти правильные решения.

Формы прямого воздействия имеют и свои недостатки: развивают пассивность; снижают творческие начала в исполнителях; могут приводить к скрытому отрицанию и неприятию диктуемых сверху решениях – их формальному выполнению.

Формы косвенного воздействия ориентируют исполнителя на творческую деятельность, при их использовании к минимуму сводится формальный подход, создаются условия самовыражения (высшей степени мотивации).

 

 

Социально-психологические методы управления качеством (СПМУК) – это совокупность способов воздействия на духовные интересы работников, формирование их мотивацией, связанных с обеспечением соответствующего качества.

Значение этих методов показывает «пирамида качества». Она содержит в себе следующие «кирпичики» как:

1. TQM – ориентированную систему качества.

2. Качество трудовой жизни.

3. Качество рабочей силы.

4. Качество деятельности.

5. Качество продукции и фирм.

6. Качество жизни.

7. Всеобщее качество.

«Пирамида качества» показывает, что управление персоналом, в ходе которого и применяются социально-психологические методы управления качеством, (как часть системы всеобщего управления качеством) обеспечивает качество всех «кирпичиков» пирамиды.

В раскрытии данных методов управления необходимо вновь отметить принципы совершенствования качества, которые сформулировали Э. Деминг, Дж. Джуран, Ф.Кросби и наши отечественные ученые.

Общим условием и результатом применения СПМУК является определенная регламентация деятельности персонала в решении проблем качества, т.е. обоснование и документальное закрепление функций, обязанностей, прав и ответственности в области качества подразделений и должностных лиц предприятия.

Регламентирование осуществляется разработкой различных видов нормативных документов по качеству: положения о подразделении; должностные инструкции; программы внутреннего аудита качества и т.п.

Основными видами и направлениями СПМУК являются:

1) Социальные: воспитание особого отношения к высококачественному труду как к искусству; воспитание патриотического отношения к фирме; воспитание дисциплины и ответственности; воспитание и стимулирование инициативы; мотивация и моральное стимулирование работников за высокое качество и т.п.

2) Психологические: воздействие на неформальные коллективы и формирование общественного мнения о престижности высококачественного труда; создание рационального психологического климата в коллективе; ликвидация конфликтов, обеспечение психологической совместимости работников; психологическое воздействие положительными примерами и т.п.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные положения старой и новой парадигм управления | Организационно-технологические методы управления качеством
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.