Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая эффективность управления качеством продукции




 

Экономическая эффективность управления качеством (ЭЭУК) (по аналогии с классическим подходом к понятию «эффективность») – это характеристика получаемых эффектов за счет управления качеством в сравнении с затратами, необходимыми для получения экономических результатов. Рассмотрение вариантов повышения и обеспечения качества с позиций их экономической эффективности позволяет решать важнейшие для фирмы задачи, определяющие ее будущее.

Каким должен быть уровень качества, с которым фирме наиболее выгодно выходить на рынок? Иными словами, к какому качеству следует стремиться? Современные специалисты в области качества не понимают, почему нужно было стремиться к высшему качеству и проводить соответствующую аттестацию.

Сам термин «высшее качество» является неопределенным и поэтому не может быть критерием «настройки системы управления качеством». При работе фирм в условиях конкуренции особое значение имеет определение наиболее целесообразного уровня качества продукта.

Принято называть такое качество «нужным качеством». Раскроем содержание этого понятия. Возможны два подхода к его определению:

а) когда первичными являются экономические интересы фирмы;

б) когда за основу берутся экономические интересы клиента.

Первый подход свойственен фирмам, стоящим на сбытовых позициях.

Второй подход применяют фирмы, исповедующие концепции производственно-коммерческой деятельности.

Анализируя характер зависимости прибыльности фирмы от таких показателей, как уровень качества и цена продукта можно сделать следующие выводы:

а) прибыль падает при малых уровнях качества, так как при этом снижается спрос на продукт, доля рынка и, следовательно, оборот;

б) прибыль падает и при излишне высоких уровнях качества, поскольку при этом возрастающая полезность продукта не в состоянии компенсировать резко возрастающую себестоимость, т.е. затраты фирмы;

в) прибыль падает также при слишком низких ценах, так как даже возрастающая при этом доля фирмы на рынке не в состоянии привести к адекватному росту оборота в денежном выражении.

г) слишком высокие цены также ведут к снижению данного оборота в результате значительного сокращения доли фирмы на рынке.

Общий вывод из приведенного анализа: фирма не всегда будет получать прибыль от увеличения производства. На какой-то стадии расширения производства фирма может вообще не получать прибыли или даже нести убытки. Выход один: в условиях жесткой конкуренции, когда происходит борьба за потребителя, фирма должна постоянно совершенствовать свой товар. То есть, расширяя производство усовершенствованных, конкурентоспособных товаров, фирма может получить более высокую прибыль.

В данном случае, фирма столкнулась с проблемой взаимосвязи экономической эффективности конкурентоспособности продукции (особенно новой). Рассмотрим эту проблему более подробно.

Оценка эффективности и конкурентоспособности товара требует:

- комплексного изучения требований рынка, прежде всего на основе анализа динамики качества реализуемых на нем изделий ((предлагаемых услуг);

- выработки основных направлений создания и изготовления продукции, пользующейся спросом на рынке;

- оценки перспектив продажи конкретных изделий и формирования структуры экспорта;

- установления цен на продукцию, предназначенную для продажи;

- подготовки рекламы продукции, предлагаемой потребителю.

Методы расчета экономической эффективности можно классифицировать по четырем направлениям.

Первое направление включает в себя применение новых технологических процессов, механизации и автоматизации производства, новых способов организации производства и труда, усовершенствованной технологии, обеспечивающих повышение качества продукции при одновременной экономии производственных ресурсов при выпуске одной и той же продукции.

В этом случае расчет годового экономического эффекта производится по формуле:

Э = (З1 – З2) х В2,

 

где Э – годовой экономический эффект, ден. ед.;

З1 и З2 – приведенные затраты единицы продукции (работы), производимой с помощью базовой (1) и новой (2) техники, ден. ед.;

В2 – годовой объем производства продукции (работы) с помощью новой техники в расчетном году, нат. ед.

Второе направление проводимых организационно-технических мероприятий включает в себя производство и использование новых средств труда долговременного применения (машины, оборудование) с улучшенными качественными характеристиками (производительность, долговечность, издержки эксплуатации и т.д.)

Третье направление включает в себя производство и использование новых или усовершенствованных предметов труда, к которым относятся такие материальные ресурсы, как материалы, сырье, топливо, а также средства труда со сроком службы менее одного года.

Четвертое направление проводимых организационных мероприятий включает в себя производство и использование новой техники, не имеющей аналога, а также новой продукции и продукции повышенного качества (с более высокой ценой) для удовлетворения нужд населения или этой продукции, разработанной на основе НИР и ОКР.

Один из методов комплексной оценки уровня конкурентоспособности основан на сопоставлении интегральных показателей качества оцениваемой и базовой продукции. С их помощью можно вычислить уровень (коэффициент) конкурентоспособности (К).

 

К = И / Иб = ПЗб / ПбЗ,

 

где И, Иб – интегральный показатель качества соответственно оцениваемого и базового образцов за срок службы;

П, Пб – суммарный полезный эффект от эксплуатации соответственно оцениваемого и базового образцов;

З, Зб – полные затраты на приобретение и эксплуатацию соответственно оцениваемого и базового образцов.

Существуют и другие методики определения конкурентоспособности, как важного показателя эффективности затрат на качество.

В частности, такую методику предлагает М.Г.Миронов, автор книга «Управление качеством».

Так, конкурентоспособность он определяет отдельно по уровню качества и экономическим показателям, потому что качественные и экономические показатели не всегда равноценны.

То есть при определении коэффициента конкурентоспособности необходимо учесть весомость каждого показателя, входящего в общий набор показателей для определения конкурентоспособности товаров. А потом с учетом коэффициентов весомости каждого из показателей, устанавливаемых экспертным методом, определить интегральный показатель конкурентоспособности

Ку = Уп / Уб,

 

где Ку – коэффициент конкурентоспособности оцениваемого товара по уровню качества; Уп, Уб – уровень оцениваемого товара и базового образца;

 

Кэ = (Сб – Дб) / (Сп – Дп),

 

где Кэ – коэффициент конкурентоспособности оцениваемого товара по экономическим показателям;

Сп, Сб – расходы, связанные с приобретением (цена, транспортные расходы, таможенная пошлина и т.д.) и эксплуатацией (ремонт, профилактика и т.д.) оцениваемого товара и базового образца;

Дп, Дб – сумма бесплатных услуг, связанных с приобретением (запчасти, транспортировка товаров и т.д.) и эксплуатацией (ремонт, обслуживание, моральный ущерб и т.д.) оцениваемого товара и базового образца.

Интегральный показатель конкурентоспособности с учетом их коэффициентов весомости mу и m э определяется по формуле:

 

К = Ку х mу+ Кэ х mэ

 

Если К > 1, то товар конкурентоспособен и затраты на качество оправданы и окупяться.

Таким образом, для определенного уровня качества существует оптимальная с точки зрения прибыльности конкретного бизнеса цена купли-продажи. Чтобы уяснить смысл этого понятия, рассмотрим метод оптимизации цены с учетом расходов в сфере реализации, в том числе с учетом затрат на качество. Это метод основан на использовании функции эластичности спроса и оценке затрат. Суть его в том, что оптимальной цене купли-продажи в торговле (Цопт) соответствует следующая зависимость.

 

∆П(Ц): ∆Ц = 0 (11.1)

 

Дело в том, что каждый предприниматель стремится максимизировать свою прибыль (П → max). Прибыль можно записать как функцию от цены П(Ц). Максимальная прибыль будет достигаться при оптимальной цене. Условие, выраженное в формуле 11.1., и позволяет найти оптимальную цену.

Прибыль также можно записать как разность между (М) объемом производства (если все производимые товары поступают на рынок) или оборотом торговли и суммарными затратами (∑З):

 

П = М – ∑З. (11.2)

 

Кроме эффекта, связанного с улучшением условий реализации продукта на рынке, существует целый ряд основных источников получения предприятиями прямого экономического эффекта от управления качеством.

Рассмотрим, как применительно к данным составляющим можно рассчитать годовые эффекты от управления качеством. При этом прогресс в области качества будем связывать с внедрением новой системы управления качеством.

Улучшение качества приводит к следующим данным эффектам.

 

1. Годовой эффект от сокращения внутрифирменных отклонений:

1 – δ2)Y

Эбр = ──────, (11.3)

 

где: Y – объем производства продукта в оцениваемом периоде;

δ1, δ2 – удельный вес потерь от внутрифирменных дефектов в базовом и оцениваемом периоде (до внедрения системы качества и с ней).

2. Годовой эффект от сокращения потерь от рекламаций:

Эр = (λ1 – λ2)/ Y, (11.4)

 

где: λ1, λ2 – удельный вес потерь от рекламаций в базовом и оцениваемом году.

3. Годовой эффект от сокращения непроизводительных потерь, не входящих в плановую стоимость себестоимость продукта:

 

n m

∆Пнп = ∑ ∑ ∆Сij, (11.5)

i=1 j=1

 

где: ∆Cij = ∆Cij1 – ∆Cij2 – снижение j – х непроизводительных потерь i – го вида продукта в оцениваемом периоде по сравнению с базовым периодом в результате внедрения системы качества;

n – число видов продукта, по которым были допущены непроизводительные потери;

m – число видов непроизводительных потерь.

 

4. Годовой эффект от снижения расходов на подготовку и освоение производства:

n

∆Cосв = ∑ (Сiосв2λ – Ciосв ф2), (11.6)

i=1

 

где: Ciосв2 – плановые расходы на подготовку и освоение производства I – го продукта в оцениваемом периоде (с системой качества СК);

Ciосвф2 – фактические расходы на подготовку и освоение производства i – го в оцениваемом периоде;

 

Ciосв ф1

λ = ────── — коэффициент;

Ciосв1

 

где: Ciосвф1 – фактические расходы на подготовку и освоение производства i – го продукта в базовом периоде (до внедрения системы качества);

Ciосв1 – плановые расходы на подготовку и освоение производства I – го продукта в базовом периоде.

 

5. Годовой эффект от снижения материальных затрат на производство продукта:

n q

Эм = ∑ ∑ ∆Сiq, (11.8)

i=1 q=1

 

где: ∆Сiq = ∆Сiq1 – ∆Сiq2 – снижение затрат q – го материала (топлива, материала, комплектующих и т.п.) на производство годового объема продукта i – го вида в оцениваемом периоде по сравнению с базовым периодом;

∆Сiq1, ∆Сiq2 – соответственно затраты q – го материала на производство годового объема продукта i – го вида в базовом и оцениваемом периодах;

n – количество видов продукта, производимого в оцениваемом периоде;

q – число видов материалов (ресурсов), использованных на производства продукта в оцениваемом периоде;

показатель Ciq1 = Мiq1 х Цiq; (11.9)

 

где: Мiq1 – фактические затраты q – х материалов на производство годового объема продукта i – го вида в натуральном выражении;

Цiq – цена единицы q – го материального ресурса.

 

6. Годовой эффект снижения трудовых затрат на производство продукта:

n t

Эt = ∑ ∑ ∆Cit (11.10)

i=1 t=1

 

где: ∆Cit1 – ∆Сit2 – снижение трудозатрат по t – му виду работ на производство годового объема продукта i – го вида в оцениваемом периоде по сравнению с базовым;

Cit1, Cit2 – трудозатраты по t – му виду работ на производство годового объема продукта i – го вида в базовом и оцениваемом периодах;

n – число видов продукта, производимого в оцениваемом периоде;

t – число видов работ в оцениваемом периоде;

 

Cit1 = (∑Зitp х Цitp) Y, (11.11)

 

где: Зitp – трудозатраты по t – му виду работ на p – ой технологической операции на производство единицы i – го продукта (нормо-час);

Ц – часовая тарифная ставка за выполнение p – ой технологической операции при производстве i – го продукта;

Y – годовой объем производства i – го продукта в оцениваемом периоде, в натуральном выражении.

 

7. Годовой эффект от сокращения накладных расходов (условно-постоянных) за счет увеличения объемов производства продукта при повышении надежности оборудования:

 

Эу = Су(Y2 – Y1) (11.12)

 

где: Су – условно-постоянные расходы на единицу изготавливаемого продукта в базовом периоде (до повышения надежности оборудования от внедрения систем качества);

Y1 и Y2 – годовой объем производства продукта в базовом и оцениваемом периодах в натуральном выражении.

 

8. Годовой эффект от увеличения прибыли за счет роста объемов производства продукта при повышении надежности оборудования:

∆P = P(Y2 – Y1), (11.13)

 

где: P – прибыль на единицу в оцениваемом периоде времени.

 

9. Годовой прирост прибыли, полученный за счет экономии денежных средств, предназначенных для платежей за производственные фонды предприятия:

Y1

∆Pф = (Ф1─── – Ф2) Ен.п.ф. (11.14)

Y2

 

где: Y1 и Y2 – годовой выпуск продукта в базовом и оцениваемом периодах в натуральном выражении;

Ф1 и Ф2 – среднегодовые производственные 0основные и оборотные) фонды предприятия в базовом и оцениваемом периодах;

Ен.п.ф. – нормативный коэффициент платы за производственные фонды предприятия (Ен.п.ф. = 0,06).

 

В итоге суммарный годовой экономический эффект предприятия от управления качеством определяется так:

 

Э = Эбр + Эр + ∆Пн.п + ∆Сосв + эм + Эу + P + ∆Pф (11.16)

 

Основными показателями экономической эффективности затрат на разработку и внедрение системы управления качеством являются6

· коэффициент экономической эффективности – Еэ;

· срок окупаемости затрат – Ток.

 

Коэффициент экономической эффективности определяется по формуле:

 

Э

Еэ = ───, (11.17)

Кн

 

где: Кн – предпроизводственные единовременные затраты на разработку и внедрение системы управления качеством.

 

Коэффициент экономической эффективности затрат на разработку и внедрение системы управления качеством показывает, какая доля суммарного годового экономического эффекта предприятия от ее внедрения и функционирования приходится на единицу указанных затрат.

Если Еэ > Ен, где Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений, то система управления качеством считается достаточно эффективной. При этом срок окупаемости затрат на разработку и внедрение системы управления качеством определяется:

 

Кн

Ток = ───, (11.18)

Э

В состав предпризводственных единовременных затрат на разработку и внедрение системы управления качеством входят:

· расходы на научные разработки по создаваемой системе;

· расходы на создание проекта системы;

· расходы на привязку типовых проектных решений по системе управления качеством и конкретному объекту управления;

· расходы на опытную эксплуатацию системы;

· расходы на опытную эксплуатацию системы;

· расходы на разработку и внедрение стандартов, инструкций и других руководящих документов по системе управления качеством;

· расходу на подготовку и переподготовку кадров;

Обязательным условием при определении эффективности является сопоставимость всех показателей во времени. (Добавить: Маренков.гл.9)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.