Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция менеджмента качества




Менеджмент качества начинался с выходного конт­роля готовой продукции. Механизм управления каче­ством отдельно взятого изделия дала система Тейлора (1905), которая устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов (интервалов допусков), называемых проходными и непроходными калибрами. Контроль осуществлялся специалистами (инспектора­ми). Система Тейлора ввела деление продукции на ка­чественную и дефектную (брак).

По мере усложнения продукции и производства встала проблема сокращения трудозатрат на контроль качества и повышения его эффективности, решению которой во многом способствовали статистические методы контроля качества, базирующиеся на методах математической статистики.

В середине 1920-х годов В. Шухарт ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений на ос­новании статистического контроля качества. Появи­лась возможность оценки качества методом выборочно­го контроля X. Доджа и X. Роминга, суть которого со­стоит в оценке качества всей партии продукции на основе оценки качества ее части (выборки). На пред­приятиях появились новые специалисты — инженеры по качеству.

В 1950-х годах А. Фэйгенбаум предложил модель всеобщего контроля качества (Total Quality Control — TQC) (рис. 4) и определил понятие стоимости качества.

 

 


Рис.4. Содержание модели всеобщего качества.

 

В то же время Филипп Кросби предложил концеп­цию бездефектной работы или систему «нулевых де­фектов» (ZD — Zero Defects), основная идея которой заключается в том, что платить приходится не за каче­ство, а за его отсутствие или недостаток, что и должно стать предметом контроля.

Концепция TQC получила дальнейшее развитие в Японии в форме всеобщего статистического контро­ля качества (TSQC — Total Statistical Quality Control), в рамках которого персонал вовлекается в работу круж-

ков качества. Большое внимание при этом уделялось вопросам мотивации, как на уровне отдельного со­трудника, так и на уровне организации. В 1951 году в Японии была учреждена премия Деминга, ставшая прообразом многих национальных и международных премий за достижения в области совершенствования качества.

Таким образом, в 1950-е годы сложились предпосыл­ки создания новой концепции управления качеством, ориентированной на удовлетворение запросов потреби­теля и превращающей совершенствование качества в задачу каждого сотрудника организации — концепции всеобщего менеджмента качества (TQM — Total Quality Management).

На рубеже 1970-1980-х годов к специалистам при­шло понимание универсальности основных принципов менеджмента качества, приемлемых для предприятий любой отраслевой принадлежности и вне зависимости от того, в какой стране они находятся. Единственным необходимым условием их применения было наличие в стране рыночной экономики. В 1980-е годы окончатель­но сформировалась философия TQM. Международной организацией по стандартизации (ИСО) было разрабо­тано семейство международных стандартов на системы качества ИСО-9000. Именно сертификация системы качества на соответствие требованиям стандартов ИСО- 9000 является одним из начальных этапов внедрения методологии TQM в практическую деятельность любой организации.

 

 

Таблица 2. Характеристики этапов развития менеджмента качества

Этапы Контроль качества Управление качеством производства Обеспечение качества Всеобщий менеджмент качества
характеристики (1900- 1920-е гг.) (1920- 1950-е гг.) (1950- 1980-е гг.) (1980-е – наст. время)
Меха­низм управ­ления Выходной норматив­ный контроль Статистический конт­роль; выборочный контроль Комплексное управление качеством на всех стадиях жизненного цикла изделия Стратегическое управление качеством
Ос­новная цель Выявление Дефектов Предупрежде­ние дефектов Поддержание и совершен­ствование качества Постоянное совершенство­вание качества
Пери­одич­ность Управления После изготовле­ния В ходе производства Перед производ­ством Постоянно
Отно­шения с потребителями Удовлетворение Требований рынка эффектив­ным для производи­теля способом Удовлетворение требова­ний рынка эффективным для производителя способом Гарантия качества продукции путем сертификации Приоритет текущих и потенциальных запросов потребителей
Систе­ма мотивации Штрафные санкции за брак Учитывает настройку производ­ственного процесса Уменьшение материального, рост морального стимулирования Создание системы признания заслуг; само­мотивация
Систе­ма обуче­ния Профессио­нальная подготовка Профессио­нальная подготовка. Обучение статистиче­ским методам Поощрение обучения Обучение не­прерывное, все­стороннее; само­образование; обучение стано­вится частью мотивации

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.