Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Движущие силы и формы исторического процесса




Общество как развивающаяся система.

Общество понимается по-разному представителями различных концепций (подходов).

Креационистские - признают творение общества Богом.

Натуралистические концепции общества подчеркивают особую детерминирующую роль географической среды и народонаселения; биологии человека (биосоциология). При таком подходе не раскрывается специфика общественного.

Социопсихологизм связывает специфику социального не с биологическим, а с более сложными психическими явлениями. Но они конструируют общество по образу и подобию индивида, а сам индивид рассматривается изолированно от общественных условий, например материального производства. Наиболее влиятельная школа инстинктивизма. Её представители видят истоки социального в инстинктах. Главные инстинкты Эрос (жизнь) и Танатос (смерть), борьба которых лежит в основе бытия.

Теория ролей. Человек - сумма ролей, усваиваемых в процессе социального опыта.

К. Маркс подчеркивал своеобразие и самостоятельность общества как совокупности общественных отношений, основу которых составляют отношения материального производства. Социальная структура в марксистской теории объясняется развитием экономики, на определенном этапе которой она имеет классово-неантагонистический, классово-антагонистический характер. Материальное производство как базис также определяет духовную сферу, мораль, политику, право, философию, науку и религию. В теориях западных философов исключается из анализа вопрос о собственности. Например, в теории У. Ростоу анализируется пять этапов роста на основе таких признаков, как производительность труда, объем накоплений, размеры инвестиций, рост потребления и т.д., но, по его мнению, не собственность на средства производства решает все, а контроль над армией, полицией, судом и средствами связи. В концепции П. Сорокина главную роль в обществе играет не экономика, а культура, ядром которой является религия.

На микроуровне общество выступает как совокупность индивидов, находящихся в определенных связях и отношениях. На макроуровне оно включает такие структуры, как малые группы людей и коллективы, нации, народы, классы и другие общности людей.

Известный социолог М. Вебер ввел понятие социального действия как исходный элемент анализа общества. Он выделяет 4 типа действий людей:

1. Аффективное (стремление к удовлетворению страсти, во власти которой находится человек, не всегда осмысленно);

2. Традиционное (как форма подражания образцам поведения).

3. Ценностно-рациональное - основанное на вере, не всегда осознанно.

4. Целерациональное - основанное на четко осознанной цели.

У Вебера социальный процесс сводится до уровня индивида, который принимается исходным пунктом анализа. Сама рациональность принимается как безусловная характеристика и рассматривается в «понимающей» социологии Вебера как средство примирения, мирного разрешения конфликтов на уровне общения (Можно договориться о приемлемом решении).

Движущие силы исторического процесса - это субъекты социальности, сами люди. С точки зрения марксизма - это классы, народные массы, выдающиеся личности. С точки зрения А. Тойнби движущая сила развития цивилизации - творческое меньшинство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.