Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия культуры




Культура является важнейшей характеристикой человека и общества. Именно она отличает человека от всех живых существ. Культура выступает как форма взаимосвязи людей. Она неразрывно связана с деятельностью человека, поэтому в самом общем смысле слова под культурой понимают совокупный результат человеческой деятельности. К культуре относится то, что противостоит природе. Культура есть способ функционирования общества, его качественное состояние.

Культура существует в единстве двух сторон: материальной и духовной. Важнейшим элементом материальной стороны культуры являются средства производства, средства построения и способа создания средств производства и потребления. Они являются носителями общественных отношений. В предметах материальной культуры есть духовное начало. В них воплощаются знания, цели, человеческие способности. Духовная сторона культуры состоит из духовных качеств человека и духовных ценностей. Важной составляющей духовной культуры является религия.

Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать для прогресса, передавать их от поколения к поколению и составляет культуру.

Каждое новое поколение начинает свою жизнь в мире материальных и духовных ценностей. Способности, знания, умения не передаются по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры, входят в наше сознание через традиции, а затем незаметно изменяются в процессе жизни. Степень приобщения к культуре определяет меру общественного развития человека, меру человеческого в человеке. Культура существует через определенные нормы: они скрепляют общество в единое целое. Нормативность культуры поддерживается социальными институтами. Нормы культуры изменчивы, т.к. культура носит открытый характер. Таким образом, культура содержит в себе традицию и творчество, новаторство. Культура не может жить, не обновляясь. Однако не всякое новаторство относят к культуре. Новизна ради новизны ничего не дает. Очень важным является создание общезначимых ценностей. Именно поэтому И. Кант определил культуру как то и только то, что служит благу людей и в сущности своей гуманистично: вне гуманизма и духовности нет культуры.

 

 

В культуре всегда есть прогрессивное и регрессивное. Каждый класс формирует свои ценности, использует только то, что служит сохранению и упрочнению его положения в обществе. В таких условиях классовое не совпадает с общечеловеческим, с прогрессивным ходом развития культуры.

Научно-техническая культура способствует могуществу человека, но вместе с тем требует безгранично эксплуатировать природу.

Культура оказывает важное влияние на общество и человека. Главной ее функцией является человекоформирующая, и все другие функции подчинены ей.

Культура позволяет внести в сознание личности смысл. Она вбирает в себя способность использовать то, что накоплено в процессе развития человечества. Быть культурным - это «уметь» пользоваться достижениями человечества, представлять в себе и через себя то, что создано веками, и то, что актуально сегодня. М. Хайдеггер подчеркивал, что культура есть «реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств».

Познавательная функция культуры выражается в том, что фиксирует результаты познания, дает целостную картину мира. Через культуру человек познает свои интересы, место в обществе, отношение к другим народам.

Коммуникативная функция показывает, что культура не существует вне диалога, она формирует приемы поведенческих актов человека, манеры общения, способы проявления чувств.

Культура является своеобразным достоянием всего человечества. Культуры всех народов внутренне едины и одновременно уникальны. Каждый народ вносит самостоятельный и оригинальный вклад в мировую культуру. Культура в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе присущ свой тип культуры. Смена эпох, формаций, цивилизаций вызывает изменение типов культуры. В этом процессе имеют место потери. Но в целом культура развивается поступательно. Каждая культура формирует свое миропонимание, однако весь мир подчиняется общим закономерностям. Каждая из культур является составной частью единой мировой культуры. Постоянные культурные контакты способствуют единству мирового процесса. Каждая культура способствует общечеловеческим достижениям, прогрессу цивилизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.