Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы, законы и категории

Одной из теоретических основ философского знания является диалектика. Понятие диалектики употреблялось в истории философии в разных значениях. Родилось оно в древнегреческой культуре и означало искусство спора, дискуссии. Диалектика в зрелом теоретическом виде разработана Г. Гегелем. В современном знании диалектика понимается как теория развития. Диалектика как система знания строится в соответствии с системой всеобщих законов развития объективного мира.

В структуре диалектики выделяют объективную диалектику - развитие реального мира - и субъективную диалектику - диалектическое мышление (диалектика понятий) и теорию диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, движения как внешнего мира, так и самого мышления.

В содержательном плане диалектика представляет собой единство принципов, законов и категорий. Принцип - это фундаментальное теоретическое положение, отражающее наиболее существенные характеристики действительности и являющееся одновременно способом ее познания и преобразования. Важнейшими принципами являются: объективность, всесторонность, конкретность, развитие, детерминизм, противоречие. Эти и другие фундаментальные идеи выступают в качестве регулятивов, норм деятельности. Они являются обобщением истории познания и практики, а поэтому и выступают в качестве ориентиров научного исследования. Принципы диалектики раскрываются и конкретизируются через ее законы и категории. Закон есть выражение существенной связи между объектами. Законы диалектики, выражающие развитие, называются основными. Именно развитие является фундаментальным свойством бытия. Наиболее важными чертами данного процесса являются: возникновение качественно нового объекта, направленность, необратимость, противоречивость. Современная наука (в частности, синергетика) подтверждает глубинную необратимость развития, его многовариантность и альтернативность.

Самое основное в развитии - его источник - вскрывает закон единства и борьбы противоположностей. Противоположности - это такие стороны, моменты предмета, которые предполагают, взаимопроникают и взаимоисключают друг друга. Единство конкретных противоположностей образует противоречие. Суть данного закона может быть выражена так: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Развитие предстает как процесс возникновения роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного объекта. Именно они являются решающим источником и движущей силой развития.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм развития. Основные категории закона: качество, количество, мера, скачок. Качество - это категория, выражающая внутреннюю определенность предмета, его устойчивость и прерывность. Качество характеризуется составом, структурой и функцией предмета. Количество выражает величину элементов предмета, интенсивность развития его свойств, темпы протекания процессов, скорость изменения предметов.

Мера выражает целостное единство качественной и количественной определенностей предмета. Мера - это количественные границы существования данного качества, интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественных. Переход от старого качества к новому связан со скачком. Скачок выражает перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего предмета, быстроту изменений, превращение предмета в противоположность, возникновение нового и уничтожение старого. Взаимосвязь этих категорий выражает сущность данного закона - постепенное накопление количественных изменений на какой-то ступени нарушает меру предмета и вызывает качественные изменения, если при этом меняется сущность предмета, то он как таковой исчезает. Качественные изменения в свою очередь вызывают изменения количественные.

Закон отрицания отрицания выражает направленность, поступательность, преемственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона является отрицание, выражающее процесс уничтожения предмета (деструкция); самоотрицание, как внутренний момент развития с удержанием положительного содержания отрицания (снятие). Новое, возникшее как отрицание старого, само со временем подвергается отрицанию - происходит отрицание отрицания. Суть закона состоит в развитии любых явлений через отрицание. Основными чертами закона являются преемственность в процессе развития от одной ступени к другой и поступательность, прогрессивная направленность развития, а также спиралеобразная форма. Форма развития - триада: тезис - антитезис - синтез.

Диалектика выполняет ряд важных функций. Основными из них являются:

1.Онтологическая: нацеленность диалектики на изучение диалектики реального мира в его всеобщих, универсальных характеристиках. Эта функция позволяет дать всеобщую картину бытия.

2.Гносеологическая: изучение закономерностей процесса познания. Главным здесь является вопрос об истине, путях и формах ее достижения. Эта функция служит для объяснения явлений в их всеобщих характеристиках, для синтезирования многообразного фактического и теоретического материала в процессе его диалектической обработки.

3. Логическая: изучение всеобщих форм, принципов, категорий с точки зрения отражения в них всеобщих закономерностей объективного мира. Ключевым здесь является вопрос о том, как объективные процессы выразить в логике понятий.

4.Методологическая: разработка на основе всеобщих законов действительности системы универсальных принципов, норм, направляющих познавательную и практическую деятельность людей.

5.Мировоззренческая: определение социальной ориентации субъекта. Диалектика ориентирует человека в его жизни, помогает определить свое место в обществе, выработать высокоразвитое мышление и служит мощным фактором прогрессивных преобразований.

Трансформацию представлений о развитии привнесла синер­гетика (Г. Хакен, И. Пригожий, С.Курдюмов), выявившая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации: так. ис­точником развития самоорганизующихся систем различной при­роды выступает не противоречие между ее элементами, а, напро­тив, их кооперативное, согласованное взаимодействие. В рамках синергетического подхода обоснована концепция о нелинейном, необратимом характере развития сложных самоорганизующихся систем.

В качестве исторически значимых форм диа­лектики выделяют: диалектику античных философов (Востока и Греции), диалектику немецкой классической философии и мате-

риалистическую диалектику, хотя диалектические идеи высказы­вались и в философии средневековья и Возрождения.

В отличие от классических эталонов целый ряд «некласси­ческих диалектик» не ставил своей задачей создание универсаль­ной системы диалектических понятий и теорий, описывающих структуры любой сферы мира (природной, социальной, духовной и т.п.) - для них было важно акцентировать внимание, главным образом, на противоречиях реального бытия человека и общества.

Среди них можно выделить следующие основные проекты:

• «экзистенциальная диалектика» - ее истоки лежат в филосо­фии С. Кьеркегора (1813-1855), фиксирующего по крайней мере два ведущих противоречия человеческого бытия (его экзистен­ции): 1) между всеобщим (сущностью всего человеческого рода) и единичным - индивидуальным существованием, которое не ох­ватывается полностью никаким законом; 2) между подлинным и неподлинным существованием. Первое состоит в том, что человек в обычной жизни занят своими интересами и делами, включен в повседневные отношения с другими людьми и т.д.; в такое время он просто не задумывается о своем существовании и его смысле. С подлинным же существованием человек встречается в критические моменты жизни, когда возникает проблема выбора, углубляемая страхом перед неопределенностью, перед миром вообще. В такие моменты мы осознаем, что есть наше существование в сравнении с не-существованием, переходом в небытие. И мы вынуждены со­вершить тот или иной выбор и обрести свое истинное бытие.

В XX в. эту позицию развивает К. Ясперс. Внутренние проти­воречия личности находят, по Ясперсу, выражение в «погранич­ных ситуациях» (ситуациях выбора), каждая из которых имеет в своей основе ту или иную антиномию: борьба и взаимная помощь, жизнь и смерть, случай и смысл, вина и искупление греха. Проти­воречия реальности и мысли, действия и ценностей, любви и нена­висти и т.д. взаимосвязаны в человеке и не могут быть исключены из его внутренней структуры. На эти противоречия человек может реагировать трояко: 1) разрушением своей личности, «параличом всякого действия»; 2) растерянностью, постоянным колебанием в решениях или смирением перед противоречиями; 3) обретением силы, «живыми актами», попытками разрешения противоречий;

• «критическая диалектика)) (3. Марк, А. Либерт и др.) возни­кает в 20-е годы XX в. Ее основная мысль заключается в отрицании объективной диалектики и ее интерпретации как противоречивого

71 отношения мысли к объектам познания. Понятие противоречия представляет, по Либерту. «конструктивный принцип критициз­ма»: мышление движется через эти антиномии, постоянно пытаясь разрешить их, но не находя каждый раз окончательного решения;

• «.трагическая диалектика» (А. Либерт) исследует социальную действительность. Если кризисы прошедших времен, считает Либерт, находили разрешение в примирении противоречий, то новая социальная и духовная ситуация такова, что приходится отказаться от стремлений к гармонизации всяческих антиномий. Трагические обстоятельства общественной жизни порождают «трагический тип диалектики», основанной на пессимистической идее неразре­шимости противоречий, существующих в обществе и делающих его судьбу трагичной;

• «негативная диалектика» - концепция группы мыслителей франкфуртской школы (30-е гг. XX в., М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе и др.). Своей задачей они считали создание критической теории современного общества, не приемлющей су­ществующую реальность. Такая теория - и соответствующий ей критический метод мышления - базируется на диалектических ка­тегориях противоречия и отрицания. Благом для общества, считает Т. Адорно, может быть только негативное, ибо оно расшатывает ту тождественность, которая выступает главным условием отноше­ний господства, царящих в современном обществе. Это общество, продолжает Г. Маркузе, формирует «одномерного человека» - пот­ребителя, у которого отсутствует критическое отношение к реаль­ности и не способного разрешить общественные противоречия. Совершить «Великое отрицание» господствующих ценностей могут лишь те социальные группы, которые по разным причинам не хотят интегрироваться в социум - безработные, студенты, на­циональные меньшинства и др. («аутсайдеры» и «маргиналы», с точки зрения «здравомыслящего большинства»). Результат такого отрицания - будущее общество, которое ликвидирует все прежние табу, наложенные на человека культурой и цивилизацией.

Список представленных проектов диалектики не является за­вершенным, значимы и иные ее версии - «парадоксальная диалек­тика», или «диалектика абсурда» (Л. Шестов), «диалектическая теология» (К. Барт, П. Тиллих, Р. Нибур) и др.

 

 

5. Категории диалектики.

Категории представляют собой универсальные понятия, позволяющие раскрыть содержание принципов и законов диалектики.Диалектика, понимаемая как универсальная теория развития и движения бытия, содержательно выражается в системе принципов, законов и категорий. Категории представляют собой познавательные средства, отражающие мир; это такие понятия, в которых фиксируются наиболее общие и существенные стороны и отношения действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей. Категории - это результат деятельности человека. Они представляют собой всеобщие определения бытия и познания, практически освоенные в активной социальной деятельности человека.

Категории объективны по содержанию, в них заложено истинное знание о мире. Вместе с тем они субъективны, поскольку представляют собой ступени познания мира. Они являются логическими формами, в которых фиксируется знание о мире, и служат основой всякого мыслительного процесса.

Категории диалектики - это понятия, обладающие всеобщностью, мировоззренческой значимостью и рефлексивностью. Трем характеристикам категорий соответствуют их основные функции:

1. Всеобщность категорий выражается в их онтологической функции.

Они отражают всеобщие стороны, отношения объектов любой природы, а их онтологическая система образует атрибутивную модель мира и всеобщий «каркас» любого объекта.

2. Мировоззренческая значимость обусловливает аксиологическую

функцию: показывает, каким образом разное понимание категорий влияет на понимание места и роли человека в мире и ориентирует его в жизни.

3. Рефлексивность категорий проявляется в их методологической

функции: категории представляют собой ступеньки познания, способ движения от незнания к знанию, а их система образует всеобщие «маршруты» познания от мелькающих явлений до самого глубокого и всестороннего познания предмета.

Поскольку в мире все явления взаимодействуют, изменяются, то и категории неразрывно связаны между собой. Взаимосвязь между парными категориями представляет собой неосновные законы диалектики. Вместе с тем категории историчны, они развиваются, переходят одна в другую. Все категории диалектики образуют целостную динамичную систему.

Поскольку любой этап познания начинается с вопроса «что?», «что это?», то ответ на него нацеливает нас на содержание предмета; следующий вопрос - «почему предмет таков?» - нацеливает нас на познание причинности. В силу этого в рамках всеобщего «маршрута» познания объекта можно выделить два этапа:

познание определённости объекта. На этом этапе происходит

описание предмета в определённых категориях;

познание обусловленности объекта. Здесь происходит объяснение,

почему предмет таков, в соответствующей группе категорий.

В группу категорий определённости включаются: единичное, особенное, общее, содержание и форма, сущность и явление, система, структура, элементы и др.

Группу категорий обусловленности образуют: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

Познание предмета начинается с характеристики, которая отражается в категориях единичное, особенное, общее. Чтобы изучить неизвестное, мы должны сравнить его с уже известным. В отдельном предмете можно найти нечто общее, связывающее его с другими предметами, и особенное, отличающее его от предметов данного класса.

Конкретные материальные образования, процессы находят своё отражение в категории отдельного. Отдельный предмет, процесс обладает различными признаками, которые характерны только для него и отсутствуют у других предметов. Эти признаки составляют единичное в предмете. Единичное - категория, отражающая совокупность индивидуальных, неповторимых свойств, признаков конкретного отдельного предмета. В любом предмете, процессе имеются также такие свойства и признаки, которые присущи множеству других предметов. Эти свойства составляют общее в предмете. Общее - категория, выражающая свойства и отношения, характерные для данного множества предметов. Общее - это то, что присуще множеству отдельного. Оно указывает на сходство изучаемых предметов. Общее, понимаемое как сходство признаков, доступно непосредственному восприятию; будучи закономерностью, оно отражается в форме законов, теорий. Признаки, которые отличают сравниваемые предметы, выступают в роли особенного. Кроме того, особенное выступает связующим звеном между отдельным и общим. Эти категории диалектически взаимосвязаны.

Всякое отдельное есть так или иначе общее. Всякое общее лишь приблизительно охватывает отдельные предметы, и всякое отдельное неполно входит в общее: в ходе развития отдельное превращается в общее, а общее - в отдельное.

Любой предмет состоит из элементов, связей между ними, процессов. Все, что содержится в предмете, образует его содержание. Содержание - это категория, выражающая единство всех составных частей предмета как целого, его тенденций, отношений. Форма - это категория, отражающая способ существования и выражения содержания, это система относительно устойчивых связей, в рамках которой функционирует и развивается содержание. Форма бывает внешней, например, это внешняя конфигурация предмета, его пространственные и временные границы. Кроме того, под формой понимается внутренняя организация предмета, способ связи его элементов. Содержание и форма существуют только в единстве. Каждое содержание требует соответствующей формы, содержание определяет форму, оно имеет тенденцию к устойчивости; одна и та же форма может выражать различное содержание; одно и то же содержание может выражаться в различных формах; соответствие формы содержанию способствует развитию, укреплению предмета; в процессе развития предмета содержание переходит в форму, а форма - в содержание.

Движение познания в сторону отражения наиболее глубоких свойств фиксируется в категориях сущности и явления. Сущность - это категория, отражающая внутреннюю, относительно устойчивую, необходимую и основную совокупность сторон и связей предмета. Это главное, определяющее в нем. В этой категории фиксируются такие свойства и связи предмета, которые обусловливают другие его свойства и отношения. Сущность недоступна чувственному восприятию, она постигается теоретическим мышлением и выражается в законах. Наглядно она может быть представлена как пересечение общего, содержания и необходимости.

Явление - это внешнее обнаружение сущности, оно характеризует в предмете то, что доступно чувственному восприятию. Явление - это категория, отражающая процесс и формы обнаружения сущности при помощи чувственного восприятия. Сущность и явление неразрывны, однако не всегда явление адекватно отражает сущность. Тогда говорят о видимости, отражающей мнимую сущность предмета (Солнце вращается вокруг Земли). Изменение сущности ведет к изменению явления. Сущность определяет природу явления. Но она более устойчива, чем явление. Сущность и явление связаны в познании. Сущность обнаруживается через явления. Познание идет от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. То, что в одно время выступает как сущность, с развитием познания становится явлением. Совокупность факторов, необходимых и достаточных для обеспечения заранее заданных свойств предмета, характеризует предмет как целое или систему. Под системой понимается совокупность элементов, в которой они взаимосвязаны и выступают по отношению к другим системам как единое целое. Система состоит не только из элементов, но и структуры. Структура - это закон связи элементов. Структура придает устойчивость предмету и существенно влияет на качество системы. Качество системы определяется ее структурой и элементами. Элементы определяют характер связи внутри системы.

Система - это единое целое, образуемое структурой, ее элементами. Понятие системы очень близко к понятию целого. Целое отличается от системы тем, что оно целое от природы. Целое состоит из частей, которые органически связаны между собой и образуют нечто одно; это единство формы и содержания. Целое обладает такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей. Часть - это отдельный предмет целого. Часть и целое существуют одновременно. Часть и целое характеризуют один и тот же уровень структурной организации материи. Система и элемент применяются для характеристики разных уровней структурной организации бытия.

Под причиной понимают такую связь между предметами, при которой одно явление при наличии определенных условий порождает другое явление. В качестве причины выступает взаимодействие двух предметов, а в качестве следствия - те изменения, которые они претерпевают в результате взаимодействия. Черты причинности: объективность; универсальность; причина генетически порождает следствие; несводимость следствия к его причине. Причинная связь наступает только при наличии определенных условий. Условия - это явления, необходимые для наступления данного события, это среда, в которой могут развиваться причинные явления. От причины следует отличать повод - внешние действия, способствующие проявлению причины.

Диалектическая связь причины и следствия выражается в том, что: причина порождает следствие, а следствие оказывает воздействие на причину; причина и следствие способны меняться местами, то есть в каждый момент они находятся в цепи причинения; бесконечность целей причинения, то есть нет ни абсолютно первых причин, ни абсолютно последних следствий.

Те факторы, которые обязательно вызывают определённые следствия, выступают как необходимость; факторы, не меняющие качество предмета, процесса, называются случайностью. Необходимость - это категория, выражающая преимущественно внутренние, устойчивые, повторяющиеся связи, основные направления развития действительности. Необходимость в основном имеет внутреннюю основу, она вызывается главными, регулярными причинами, характеризуется строгой однозначностью. Она неизбежна при соответствующих условиях. Случайность - это категория, отражающая преимущественно внешние связи, результат перекрещивания независимых причинных процессов. Она появляется в результате действия отдельных, нерегулярных, незначительных причин.

Необходимость и случайность объективны, соотносительны, противоречивы; случайность выступает как форма проявления и дополнения необходимости; необходимость и случайность превращаются друг в друга.

Необходимость и случайность можно рассматривать как разные способы превращения возможности в действительность. Необходимость - это реализация единственной возможности. Случайность имеет место тогда, когда реализуется одна из имеющихся возможностей.

Категории возможности и действительности объясняют пути перехода от старого к новому. Действительность - категория, отражающая конкретное бытие отдельного объекта в определенное время и в определенных условиях. Это актуальное бытие объекта. Под возможностью понимается то, что может быть, но чего еще нет. Категория возможности отражает предпосылки возникновения новой действительности, которые имеются в настоящее время. Наличное бытие содержит в себе зародыш чего-то другого.

Возможность и действительность представляют собой единство противоположностей. Всякая действительность содержит в себе предпосылки своего дальнейшего развития, и всякая действительность возникла как результат ранее существовавших возможностей. Действительность содержит в себе все возможности дальнейшего развития, но ни одна возможность не охватывает всей действительности. Действительность имеет определяющее значение.

Для превращения возможности в действительность необходимо наличие двух факторов: действие объективных законов, формирование определенных условий для реализации одной из возможностей.

Исходя из необходимости этих факторов, выделяют следующие виды возможностей: абстрактные и конкретные, обратимые и необходимые, сосуществующие и исключающие.

Для количественной оценки возможности в науке используется понятие вероятности. Вероятность характеризует меру возможности, степень реализации некоторого события при данных условиях и данной закономерности.

 

 

Літаратура:

Калмыков В.Н. Философия.-Мн., 2006.

 

Углубляющее чтение:

Вязовкин В. С., Тузова Т. М. Бытие и мышление. Мн., 2000.

Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997.

Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.

Огурцов А. П. Метафизика // Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

.

 

Тема 6. Философия природы.

1. Природа: понятие и основные стратегии философского анализа.

Природа является важнейшей формой бытия. Природа - это совокупность естественных условий существования человечества, это материальный мир, исключающий социальную форму движения материи. Природа - место и сфера деятельности человека. В силу своей непреходящей значимости природа всегда является объектом философского анализа.

В античности философы воспринимали природу как полноту бытия и

идеал совершенства, и поэтому человек должен жить в гармонии с природой.

В средневековой философии развивается концепция ущербности природы как результата грехопадения человека; отношение к природе негативное. В эпоху Возрождения человек отождествляет Бога и природу.

В Новое время природа становится объектом научного анализа и практической деятельности человека; отношение к природе - хищническое, потребительское. Его преодоление является важнейшей задачей современного общества.

Человек всегда находится в определенном взаимодействии с природой. Основу его жизнедеятельности составляет предметно-практическое отношение к природе. Он делает природу средством, предметом и орудием своей жизнедеятельности. В связи с этим возникают и развиваются другие формы отношения человека к природе: познавательное, оценочное (эстетическое, нравственное).

. В предельно широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум,реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.

В философии истоки понятия природа связывают с древнегреческим термином φύσις (фюсис), имеющим целый спектр этимологических значений: органическое произрастание; рост и выросшее в процессе этого роста; процесс, рассматриваемый в целом; и т. п. Анализ Аристотелем исходного понятия фюсис привел его к набору определений природы – от понимания ее как возникновения того, что растет до всякой сущности вообще, включая и сущность (усия) искусственных вещей. В результате природа понимается как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им опре­деленность.

В Новое время природа обозначается латинским термином natura (натура), который используется и в таких смыслах, как мир, миропорядок, Вселенная и др. С этого периода преобладающим смыслом понятия природа становится ее статус как объекта естествознания. Современное понятие природа содержит в снятом виде все первоначальные многочисленные смыслы и оттенки. Используют и «размытые» определения, сравнения, метафоры – они могут оказаться яснее и компактнее строгих формальных дефиниций (например, «Природа – это дом Человечества»). В современной культуре наряду с понятием природа используется категория образ природы (в естествознании ее аналогом выступает понятие картина природы, обозначающее систему представлений о природе, сформированных в той или иной конкретной науке). Образ природы задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о природной среде и способах ее освоения и т. п.

Греческая философская традиция ориентирована на умозрительное познание природы как целостности. В то же время у античных философов просматривается различие в подходах: так, у Демокрита и Эпикура превалирует естественнонаучный смысл, ибо природа рассматривается здесь как совокупность атомов и пустоты. С позиции Сенеки, разделившим философию на три части: нравственную, естественную и ту, что посвящена человеческому разуму, четкообозначается философский подход. Философ исследует сущность и причины природы, т. е. исходит из понимания природы как целого, в то время как математик и естествоиспытатель только описывают и высчитывают ее «число и меру». Физика вплоть до И. Ньютона называлась натуральной философией. В естественнонаучных работах излагались фундаментальные принципы физического познания природы. Именно в эту эпоху под усиливающимся влиянием естествознания достигает вершин философия природы (натурфилософия), ориентирующаяся на фундаментальную науку как свой эталон.

Динамика образов природы в классической и неклассической науке. Научная картина природыстроилась на принципах объективности, когда мир виделся как совокупность объектов; в модельных схемах мир представлялся как закрытый, линейный и конечный; превалировал дискурсивный, логический, линейный тип мышления. Наука второй половины XX в. разработала методы исследования сложных систем, отличающихся уровневой организацией относительно самостоятельных и вариабельных подсистем, наличием у них обратных связей, обеспечивающих целостность системы, и т. д. Вселенная предстала как иерархически организованное сложное динамическое единство. Определяющую роль в утверждении нового понимания природы сыграл синергетический подход (Г. Хакен, И. Пригожин, В. Эбелинг), сформированный благодаря важнейшим открытиям неравновесных структур, возникающих в результате необратимых процессов, способных к самоорганизации своих связей; признанию конструктивной роли времени, что позволило рассматривать любые типы объектов как исторически развивающиеся; обнаружению нелинейного типа детерминизма.

Видение природы в аспекте присущей ей множественности, темпоральности и сложности потребовало умения ориентироваться во времени, различать прошлое и будущее, без чего немыслимо научное исследование природного мира. Ведущей идеей становится принцип процессуальности, когда природный мир видится в череде событий. Мир предстает как многомерный, открытый, бесконечный. Востребован новый тип мышления – вероятностный, статистический, открытый для вненаучного знания. Синергетическое мировидение соединяет в себе два способа постижения мира – восточное образно-интуитивное и западное логико-вербальное.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия позитивизма и её исторические формы | Искусственная среда обитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.