Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пространство права

Пространство – фундаментальное (наряду с временем) понятие человеческого мышления; всеобщая форма бытия материального мира, характеризующая протяженность, соразмерность его структурных форм и образований. Свойства пространства определяются характером, уровнем и скоростью материального движения. В истории развития представлений о П. это понятие, как и понятие времени, прошло этапы мифопоэтического (религиозно-мифологического), натурфилософского и научного осмысления.

Любое пространство следует понимать не как абстрактную евклидову схему, а как некий сгусток, центр бытия, подчиненный определенным законам, и по­этому имеющий свою специфическую форму. Пространство является своеобразной реальностью, имеющей свою внутреннюю структуру, орга­низованную по определенным законам, и должно постигаться в соответст­вии с этими законами.

Правовое пространство – это граница объектов, качественное свое­образие которых формируется правом. Правовое пространство образуется на пересечении 1) индивидуально­го, 2) группового и 3) социального бытия. Индивидуальные и общие интересы составляют пространство правового бытия в той части, в какой для их сохранения требуется наличие безусловно обязательного нормативного по­рядка, опирающегося на легитимное принуждение.

Для того чтобы индивидуальное бытие вошло в пространство права, культура должна выработать концепцию человека как личности, обла­дающей правами. В западной традиции такая концепция была предложена итальянскими гуманистами эпохи Возрождения, в частности, Дж. Пико Делла Мирандолой, написавшим трактат "О достоинстве человека". Впо­следствии, в Новое время, эта концепция была положена в основу полити­ко-правовой доктрины либерализма.

Правовое пространство индивидуального бытия очень неопределен­но и его сложно локализовать, не вторгаясь при этом в святая святых каж­дой личности – систему ценностей, обеспечивающих идентичность чело­века. Объектом права в положительном смысле являются те индивидуаль­ные потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены сообща и ради которых человек готов пожертвовать частью своей свободы. Отдельный индивид становится полноценным объектом правовой защиты только в политико-правовой модели либерализма, в которой появ­ляется понятие прав человека. Быть человеком – значит обладать правами. Эти права перечислены и закреплены в основных законах многих стран и во многих международных правовых актах.

Но дискуссия о правах чело­века, которая ведется все 50 лет, прошедшие после принятия "Всеобщей декларации прав человека", показывает, что многими странами и культур­ными регионами навязывание западного понимания прав человека вос­принимается как попрание суверенитета и вмешательство во внутренние дела. Это свидетельствует о том, что право тесно связано с культурой и его требования не могут входить в противоречие с культурным своеобразием. Для Китая, Индии и других стран традиционного мусульманского и буд­дистского Востока главной ценностью являются не права человека, а права общества, на защиту которых и ориентированы правовые системы.

Правовое пространство образуют также групповые интересы. Под "социальной группой" понимается локальная социальная общность, обособившаяся на основе прагматического интереса или системы метафизических ценностей, общих для членов данной груп­пы. В последнем случае социальная группа является особой культурной общностью. Подобно тому, как индивид заинтересован в сохранении про­странства своей свободы, группа стремится к защите своего группового интереса, к сохранению своей уникальности. Группа является промежуточ­ным звеном между индивидом и политическим сообществом, зачастую представляет в нем индивидуальные интересы.

Долгое время социальные группы не рассматривались как объекты правового регулирования. Ведь любая группа выступает как носитель спе­цифического интереса, который отличается от общего интереса. Главным же показателем справедливости права считалось равное внимание ко всем участникам социальных отношений, отсутствие пристрастности. Хотя в действительности право выступало на стороне экономически и политиче­ски господствующего класса, западные демократии последовательно и упорно пытались реализовать этот принцип справедливости в реальной политико-правовой практике. Тем не менее, за свои особые (а не равные) права борются женщины, пожилые люди, глухонемые, представители малых народов Севера и многие другие груп­пы. Сохранение уникальности рассматривается как главное условие иден­тичности, а всякое покушение на неё расценивается как проявление несправедливости.

Таким образом, границы права образуют: индивидуальная свобода, частный интерес и общее благо. Эти три перспективы право должно соединить в одной плоскости таким образом, чтобы обществен­ный порядок был солидарным и справедливым.

Кроме того, в пространство права попадает не только индивидуальное и соци­альное бытие человека, но и бытие природы. Право регулирует не саму природу, а отношения между ней и человеком, возникающие в процессе создания культуры. Приро­да нуждается в такой же правовой защите, как индивидуальные и коллек­тивные права.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое пространство не имеет четкой локализации и представляет собой ту часть индивидуальной, социокультурной и природной реальности, которая подлежит правовому регулированию. Оно неоднородно, дискретно, подвержено изменениям.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По учебной дисциплине | Причинность в праве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.