Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Еллинек Георг




Государство существует не для создания на земле

рая, а для того, чтобы не дать ей превратиться в ад.

Н.А. Бердяев

 

В настоящее время в отечественных учебных изданиях по философии права отсутствует тема, посвященная философии государства. Это, на наш взгляд, не совсем верно, если исходить из того, что теория права в современной России рассматривается в тесном взаимодействии с теорией государства. В 1990-х гг. некоторыми учеными-юристами была предпринята попытка разделения «теории государства и права», однако большинство российских правоведов не поддержало такую новацию. Исходя из этого, необходимо разрабатывать не только философию права, но – философию права и государства, либо в рамках философии права выделять специальный раздел, посвященный философии государства.

Кстати, если продолжить эту логику, то следует рассматривать философию права и философию политики в рамках единой дисциплины – «Философии политики и права», таким образом, объединив усилия философов, правоведов (государствоведов) и политологов с целью философской разработки политико-правовых проблем. Тем более, что еще советскими учеными под руководством В.С. Нерсесянца была разработана концепция единой истории политических и правовых учений, которая является историческим фундаментом для развития актуальных философских проблем политики и права.

Еще один важный аргумент в пользу выделения философии государства в рамках философии права можно найти у основоположника философии права Гегеля, который опубликовал свой философско-правовой труд под двойным весьма примечательным названием: «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права». Последний РоРРраздел заключительной части своего труда он посвятил сугубо государству (Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 279-379 – 100 из 333 с.). А это – почти треть всей работы.

Философия государства развивается на базе двух подходов: социально-философского и социально-правового. 1) Первый подход, который условно можно назвать дедуктивным, содействует передаче актуальных социально-философских импульсов для развития государствоведения. 2) Второй подход – индуктивный – направлен на обобщение социально-экономической и государственно-правовой практики, выводя ее на философский уровень осмысления. Таким образом, в государствоведении можно выделить два уровня познания: социально-философский и социально-правовой, которые неразрывно взаимосвязаны и оказывают взаимовлияние друг на друга.

Каждая более или менее обширная философская система, естественно, должна развить и учение о государстве. Кроме того, на принципах учения о государстве, как и на всех основных вопросах социальной жизни, должна останавливаться и философия права.

Далее, государство есть, во-первых, социальное явление, а во-вторых, – социальный институт. Соответственному этому наука о государстве распадается на социальное учение о государстве и учение о государственном праве. Прикладной или практической наукой о государстве является политика (политология), т.е. учение об искусстве государственной деятельности.

Государство, как все человеческое, имеет естественное основание. Два существенных его элемента принадлежат внешней природе – это его территория, а также количество и физические свойства его населения.

Государство – 1) система политических институтов, организующих общественную жизнь на определенной территории; 2) социогенная властная структура, пронизывающая весь общественный организм и осуществляющая функции управления, поддержания социального порядка, законотворчества, самозащиты от угроз внутренних и внешних опасностей.

Природа Г. практически всегда обнаруживает наклонность своих властных прерогатив к самовозрастанию и расширению полномочий. Средствами, сдерживающими этатистскую агрессию, являются: вовне – другие государства, внутри – правозащитная система и гражданское общество.

В истории политической мысли можно выделить две основные традиции и соответственно два типа понимания Г – как «политического общения», особого рода союза граждан и как «аппарата», администрации. Т.о.:

Понятие Г в широком смысле: Публично-властная организация социально стратифицированного общества (государственно-организованный народ). Эта традиция восходит к Аристотелю и Цицерону, а также Руссо. Ее обычно называют «политийной», или «республиканской», а также – «коммунитаристской».

Понятие Г в узком смысле: Государственный аппарат. В первом случае речь идет о Народе, а во втором о Чиновнике. Первому случаю соответствует понятие права в широком смысле, а второму – в узком.

Государственность – относительно жестко закрепленные институциональные основы политических систем, обеспечивающая структурное единство и целостность политии.

Политическая система – совокупность политических институтов, норм, ценностей, идей и отношений, в которых реализуется политическая власть. Это понятие пришло в политическую философию из социологии в 1950 – 1960-е гг. и помогло исследователям упорядочить описание политических процессов, выяснить внутренние закономерности развития политических структур.

 

Феномен государственности можно рассмотреть на трех уровнях:

а) историко-географический уровень – «государство-как-явление»;

б) этимо-логический уровень – «государство-как-понятие»;

в) философско-идеологический уровень – «государство-как-идеологема».

а) «Государство-как-явление», историко-географический (хроно-топологический) уровень - «государство-как-явление».

 

Главные исторические типы государств (по Марксу К.):

1) рабовладельческое государство;

2) феодальное государство;

3) буржуазное (капиталистическое) государство;

4) социалистическое государство.

 

Главные исторические типы государств (по Еллинеку Г.):

1) древневосточное государство – деспотия, теократия;

2) эллинское государство (полис);

3) римское государство (республика, империя);

4) средневековое государство – сословное государство (в этом случае церковь рассматривается как монистический образец государства);

5) современное государство (государство-стато, этно-государство).

 

Первые довольно последовательные попытки концептуализации ранних форм государственности связаны с проведенным древними греками противопоставлением государственной, политической и полисной организации (политейя) и недогосударственного, варварского (деспотия). В современной науке этому соответствует различение государственности и потестарности как ее прафеномена. Политейя опирается не столько на непосредственное могущество, сколько на достаточно формализованную систему взаимообязательств и их исполнения.

Таким образом, государственность возникает, когда взаимное выполнение обязательств закреплено с помощью формализованной структуры, а не покоится исключительно на непосредственном использовании властной мощи вождем или племенем в целом.

Однако, понятие деспотия, исходно связанное с потестарностью, недогосударственностью, в дальнейшем получило политическую трактовку благодаря формализации и институциализации принципа неограниченного применения непосредственной мощи. Таким образом, потестарность стала структурной и породила особый тип деспотической государственности.

Для ранних этапов развития понятия политической организации характерны отождествление и взаимозамена таких его смысловых аспектов, как 1) качественно определенное пространство (земля), 2) этноидентификация (язык, вера), 3) общее происхождение (род, народ, нация) и, наконец, 4) как войско.

 

Таким образом, можно выделить следующие исторические модели государственности:

1) догосударственность – потеста (потестарность), вождество;

2) протогосударственность – деспотия–государство, патримониум, патриархия;

3) государственность:

а) полис (город-государство);

б) империя-гиперполис (монархия / теократия);

в) нация-государство (демократия / республика);

4) современная государственность (в рамках модели национального государства) – правовое государство / гражданское общество, «государство всеобщего благоденствия», социальное государство;

5) пост-государственность («отмирание» как радикальное изменение и ограничение роли государства) – поли-архия – космополис – поли-глоб-архия – поли-глобо-кратия – гео-поли-архия – гео-поли-иерархия – гео-моно-иерархия – гео-моно-поли-иерархия – гео-моно-кратия – в данном случае через игру в неологизмы просматриваются возможные сценарии будущей государственности…

б) «Государство-как-понятие», этимо-логический уровень.

 

История терминологии каждой науки тесно связана с историей самой науки. Существует непрерывающееся взаимодействие между словом и его значением. Слово нередко указывало путь всей науки народа или эпохи.

У греков государство называлось «полис» и было, таким образом, тождественно с городом – одно из главных оснований того, что греческая наука о государстве, оставаясь на почве государства-города, никогда не умела охватить государства-земли.

Государство у римлян есть «цивитас», т.е. община полноправных граждан, или «рес публика», т.е. общее всему народу. Однако из города Рима вырастает величайшее государство древности. Это превращение римская терминология сумела отразить, отождествив власть правительства с римским государством и превратив, таким образом, «рес публика» в «империум».

Обобщение идеи имперской системы было осуществлено в словопонятии царство, которое образовано от титула императора в форме царь / цесарь. Таким образом, существеннейший элемент государства перемещается от граждан к государственной власти; «рес попули» становится синонимом «рес имперантис». В позднейшем латинском языке вместо республика употребляется и более абстрактное «статус реипубликэ» (прежде всего у Ульпиана).

Немецкое «Райх» означает первоначально господство, и именно княжеское. То же относится к происшедшим от латинского «империум» выражениям «империо», «эмпире». Общего термина, который обнимал бы как монархии, так и республики не существует, тем более что государственно-научная литература на местных языках появляется лишь в 16 в. Кроме того, упомянутые названия применяются лишь к более значительным государствам. В латинской литературе употребляются и древнеримские термины, причем «цивитас» по общему правилу означает город-государство.

Резкую противоположность античному воззрению составляет обычное в средневековой терминологии для обозначения государства название «земля», «терра». Центр тяжести государства перемещается в его территориальный элемент. Это находится в соответствии с историческим фактом значительного преобладания в ту эпоху негородских государств и с тем значением, которое приобрела земля как основа политической силы. Этому термину недостает полной определенности, т.е., с одной стороны, он не обнимает городских государств, а с другой – им обозначаются также и негосударственные образования, местности и провинции. (Республики – государства).

Потребность в общем, обнимающем все государственные образования, современном термине впервые получила удовлетворение в Италии. Из имевшего многочисленные значения слова «стато» образуется затем совершенно отвлеченный термин, применимый ко всякому государству. Полагают, что первоначально «ло стато» назывались правители вместе с их приближенными. Вероятнее, однако, оно означает, соответственно, «статус» древних, устройство, порядок. Употребление слова «стато» в этом значении представляется доказанным уже для начала 15 в., а в начале 16 в. оно является уже общепризнанным термином для обозначения всякого государства. За Макиавелли признается заслуга введения в научную литературу слова «государство».

Окончательное утверждение понятия государства-состояния («стато») приходится на период абсолютизма, когда в умах и в политической практике начинает господствовать идея абсолютного суверенного государства – этого, о выражению Т. Гоббса, смертного бога Левиафана. Подобные государственные образования являют собой пример последних империй и первых наций-государств.

В эволюции самоназвания русского государства в 10-18 вв. «последовательность появления (доминирования) слов такова: язык, земля, страна, государство, царство, держава, империя. Данные в этом перечне слова возникали одно за другим, поскольку каждый новый поворот понятия о новом в развитии социального и политического устройства необходимо требовал и нового термина» (Колесов, с. 277). На Руси к исходу средневековья вызревает конкурирующее с царством название отечественной политической системы – государство. В русском языке «государство» производно от «господарьство» (господин, господство, Господь), затем «государьство» (государь). То есть используется родовая идея вождя как господа. Господь, выступающий как организатор отношений с другими, т.е. чужаками, несет функцию сугубо политическую, пусть и примитивную. Затем уже в условиях кризиса вотчинного уклада атрибуты и свойства господина / государя переносится на политическую систему и, наконец, отождествляется с самой системой.

Реальная возможность современного или близкого к современному понимания государства фактически появилась лишь в 19 в., равно как и предпосылки развития еще более абстрактного понятия государственности. Т.о., к началу 18 в. на европейской, а к середине 19 в. и на российской почве понятие государства обрело вполне современные контуры.

Первой и главной сущностной характеристикой современного государства является суверенитет.

Суверенитет – право на полное политическое верховенство, не подчиненное какой-либо более высокой власти, при принятии и проведении в жизнь политических решений. В системе международных отношений С. – это право государства на полное самоуправление, а взаимное признание прав на суверенитет является основой международных отношений. С. – это оборотная сторона международной анархии. Доктрина С. возникла в период трансформации средневековых государств Европы в современную систему государств, достигшей кульминации в Вестфальском договоре 1648 г. В рамках государства суверенитет означал восхождение монарха, вопреки соперничающим феодальным претендентам, таким, как аристократия, папство и «Священная Римская империя», на вершину абсолютной власти. В международном плане С. способствовал признанию правового равенства и тем самым является основой международного права.

Суверенное государство становится ключевым типом. Однако несвойственность суверенитета имперским системам – более того типичность включения одних царств в другие – усложняет проблему суверенитета для государств, сохраняющих черты имперской организации. Возникает, например, проблема «разделения» суверенитета между метрополиями и доминионами, между союзными государствами и образующими их субъектами.

Концептуализация суверенного государства естественно и закономерно предполагает его антропоморфизм, отождествление с личностью. Отсюда логично вытекает появление государственной юридической личности как субъекта международного права и самого МП как нормативной системы отношений между подобными личностями.

Развитие современной государственности опирается на конструктивное использование взаимодействия государства и ГО, гармонизацию их взаимоотношений с помощью компромиссного прагматизма, предполагающего выработку институтов посредования между политической и социальной сферами. Существенным шагом в данном направлении стало создание социального государства.

Государственность, при всей своей жесткости, может быть эффективной только благодаря развитию, постоянному самоопределению в сбалансированных, но несимметричных отношениях с гражданским обществом и стандартами права и прав человека. Понятие современного государства оказывается многогранным и многомерным. Например, современное государство является одновременно институтом господства с тоталитарным оттенком и сущностью, обеспечивающей патерналистскую защиту и урегулирование отношений в обществе.

Современные исследования в целом подтверждают «закон Адольфа Вагнера», сформулированный в конце 19 в., указавшем на прочную связь между расцветом капитализма, индустриальным развитием и ростом значения государства.

 

Вывод. Как нам кажется, в данном контексте, речь можно вести о новом понятии в государствоведении – это основные лингвистические модели государственности:

1) деспотия, вотчина (теократия) – переходная форма от догоударственности к государственности – протогосударственность;

2) полис, цивитас (город-государство, республика);

3) империя, терра, земля (монархия);

4) государство-стато, этно-государство – современное государство;

5) пост-государство – «глобальное государство» – космополис (?)…

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.