КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Homo kriminalis
Криминальная субкультура Криминальное сознание – совокупность психических, волевых, ментальных свойств, позволяющих индивиду противопоставлять общепринятой системе морально-правовых ценностей альтернативную иерархию ценностей и норм.
Основные философские аргументы, оправдывающие позицию К.с.:
1) бессмыслица бытия и отсутствие в мире каких-либо объективных и общеобязательных нормативных начал;
2) неустранимость мировых дисгармоний, где все изначально уродливо искажено и потому, по сути, нет разницы между добродетелью и пороком, подвигом и преступлением;
3) принципиальное несовершенство человека, наличие неустранимых антропологических изъянов, с силой рока толкающих людей на преступления;
4) трансгрессивность, не позволяющая человеку существовать только в пределах социальных нормативов и постоянно провоцирующая его на нарушения существующих нравственно-правовых запретов;
5) подверженность человека внешним воздействиям естественного, социального и метафизического характера, превращающих его в преступника;
6) существование особого разряда людей с выдающимися интеллектуально-волевыми качествами, возвышающихся над остальными и потому имеющих право нарушать общепринятые нормы морали и права. Нигилизм (от лат. nihil - ничто) – идеология отрицания, неприятия общепринятых, утвердившихся в обществе норм, идеалов и ценностей.
В европейской мысли нигилизм базировался на ницшеанской идее «смерти Бога», на тезисе о «закате Европы» (О. Шпенглер), на представлениях об абсурдности человеческого существования (А. Камю).
В России идеи нигилизма получили распространение с 60-х годов ХIХ в. в среде радикально настроенных разночинцев, проповедовавших вульгарный материализм и атеизм.
Тип нигилиста получил обобщенное художественное выражение в образе Евгения Базарова – героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
В официальной печати России второй половины 19 в. термин «нигилист» использовался в значении «атеист», «революционер». История мировой социально-философской мысли знала: - регрессивный нигилизм древнегреческих философов-циников, - интеллектуальный нигилизм древнегреческих софистов, - жесткий легизм «Книги правителя области Шан»,
- политический нигилизм Н. Макиавелли, - классовый нигилизм марксистов, - эстетический нигилизм Ф. Ницше,
- антиэтатизм европейской (Штирнер, Прудон) и русской (Бакунин и Кропоткин) анархической философии ХIХ в., - морализирующий правовой нигилизм Л.Н.Толстого (толстовства). Имена нарицательные: Каин, Хам, Герострат, Эдип.
По своей природе человек своеволен и склоняется к тому, что определяется как «грех». А эта склонность идет вразрез с интересами социального бытия того же человека. Закон и предназначен для того, чтобы как-то сбалансировать эти две разные тенденции.
Платон: «Какой-то страшный, беззаконный и дикий вид желаний таится внутри каждого человека, даже в тех из нас, что кажутся вполне умеренными».
Макиавелли Н.: «Люди поступают хорошо лишь по необходимости, когда же у них появляется возможность вести себя как им заблагорассудится, то сразу же возникают величайшие смуты и беспорядки».
Гегель: «…человек несет первородный грех, еще не совершив ничего». Достоевский Ф.М.: «Свойства палача в зародыше находятся почти в каждом современном человеке». Родион Раскольников: «все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками… Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей…» (Ф.М. Достоевский).
«Подполье» – понятие, введенное Ф.М.Достоевским в философской новелле «Записки из подполья» для обозначения бессознательных глубин человеческой психики, в которых зарождаются темные, деструктивные мотивы и «мыслепреступления».
Важность данного концепта для понимания природы криминального духа подтвердили последующие исследования З.Фрейда, К.Юнга и их последователей.
Поздняков Э.А.: «Преступление есть элемент культуры, притом элемент весьма важный, ибо в нем, как в капле воды, концентрируется вся сущность человека».
Довлатов С.: Разумеется, существует врожденное предрасположение к добру и злу. Более того, есть на свете ангелы и монстры. Святые и злодеи. Но это – редкость. …
В нормальных же случаях, как я убедился, добро и зло – произвольны. … Одни и те же люди высказывают равную способность к злодеянию и добродетели. …
Поэтому меня смешит любая категорическая нравственная установка. Человек добр!.. Человек подл!.. Человек человеку – друг, товарищ и брат… ЧЧВ… И так далее.
Человек человеку – табула раса (чистая доска). Иначе говоря – все, что угодно. В зависимости от стечения обстоятельств. Человек способен на все – дурное и хорошее.
Мне грустно, что это так. Поэтому дай нам Бог стойкости и мужества. А еще лучше – обстоятельств времени и места, располагающих к добру. (Довлатов С. Зона. Компромисс. Заповедник. М., 1989. С. 56-57).
Овидий: «Вижу и одобряю лучшее – выбираю худшее».
Апостол Павел (Библия, Рим., 7, 19): «Добро, которого я хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |