Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Homo kriminalis

Криминальная субкультура

Криминальное сознание – совокупность психических, волевых, ментальных свойств, позволяющих индивиду про­тивопоставлять общеприня­той системе морально-право­вых ценностей альтернатив­ную иерархию ценностей и норм.

 

Основ­ные философские аргументы, оправдывающие позицию К.с.:

 

1) бессмыслица бытия и отсут­ствие в мире каких-либо объек­тивных и общеобязательных нормативных начал;

 

2) неуст­ранимость мировых дисгармо­ний, где все изначально урод­ливо искажено и потому, по сути, нет разницы между доб­родетелью и пороком, подви­гом и преступлением;

 

3) прин­ципиальное несовершенство человека, наличие неустрани­мых антропологических изъ­янов, с силой рока толкающих людей на преступления;

 

4) трансгрессивность, не по­зволяющая человеку суще­ствовать только в пределах социальных нормативов и по­стоянно провоцирующая его на нарушения существующих нравственно-правовых запре­тов;

 

5) подверженность чело­века внешним воздействиям естественного, социального и метафизического характера, превращающих его в преступ­ника;

 

6) существование особого разряда людей с выдающимися интеллектуально-волевыми ка­чествами, возвышающихся над остальными и потому имеющих право нарушать общепринятые нормы морали и права.

Нигилизм (от лат. nihil - ничто) – идеология отрицания, неприятия общепринятых, утвердившихся в обществе норм, идеалов и ценностей.

 

В европейской мысли нигилизм базировался на ницшеанской идее «смерти Бога», на тезисе о «закате Европы» (О. Шпенглер), на представлениях об абсурдности человеческого существования (А. Камю).

 

В России идеи нигилизма получили распространение с 60-х годов ХIХ в. в среде радикально настроенных разночинцев, проповедовавших вульгарный материализм и атеизм.

 

Тип нигилиста получил обобщенное художественное выражение в образе Евгения Базарова – героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

 

В официальной печати России второй половины 19 в. термин «нигилист» использовался в значении «атеист», «революционер».

Исто­рия мировой социально-философской мысли знала:

- регрес­сивный нигилизм древнегре­ческих философов-циников,

- интеллектуальный нигилизм древнегреческих софистов,

- жесткий легизм «Книги правителя области Шан»,

 

- политический ниги­лизм Н. Макиавелли,

- классо­вый нигилизм марксистов,

- эстетический нигилизм Ф. Ницше,

 

- антиэтатизм европейс­кой (Штирнер, Прудон) и русской (Бакунин и Кропоткин) анархической философии ХIХ в.,

- морали­зирующий правовой нигилизм Л.Н.Толстого (толстовства).

Имена нарицательные: Каин, Хам, Герострат, Эдип.

 

По своей природе человек своеволен и склоняется к тому, что определяется как «грех». А эта склонность идет вразрез с интересами социального бытия того же человека. Закон и предназначен для того, чтобы как-то сбалансировать эти две разные тенденции.

 

Платон: «Какой-то страшный, беззаконный и дикий вид желаний таится внутри каждого человека, даже в тех из нас, что кажутся вполне умеренными».

 

Макиавелли Н.: «Люди поступают хорошо лишь по необходимости, когда же у них появляется возможность вести себя как им заблагорассудится, то сразу же возникают величайшие смуты и беспорядки».

 

Гегель: «…человек несет первородный грех, еще не совершив ничего».

Достоевский Ф.М.: «Свойства палача в зародыше находятся почти в каждом современном человеке».

Родион Раскольников: «все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками… Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей…» (Ф.М. Достоевский).

 

«Подполье» – понятие, введенное Ф.М.До­стоевским в философской но­велле «Записки из подполья» для обозначения бессознатель­ных глубин человеческой пси­хики, в которых зарождаются темные, деструктивные моти­вы и «мыслепреступления».

 

Важность данного концепта для понимания природы кри­минального духа подтвердили последующие исследования З.Фрейда, К.Юнга и их последо­вателей.

 

Поздняков Э.А.: «Преступление есть элемент культуры, притом элемент весьма важный, ибо в нем, как в капле воды, концентрируется вся сущность человека».

 

Довлатов С.: Разумеется, существует врожденное предрасположение к добру и злу. Более того, есть на свете ангелы и монстры. Святые и злодеи. Но это – редкость. …

 

В нормальных же случаях, как я убедился, добро и зло – произвольны. … Одни и те же люди высказывают равную способность к злодеянию и добродетели. …

 

Поэтому меня смешит любая категорическая нравственная установка. Человек добр!.. Человек подл!.. Человек человеку – друг, товарищ и брат… ЧЧВ… И так далее.

 

Человек человеку – табула раса (чистая доска). Иначе говоря – все, что угодно. В зависимости от стечения обстоятельств. Человек способен на все – дурное и хорошее.

 

Мне грустно, что это так. Поэтому дай нам Бог стойкости и мужества. А еще лучше – обстоятельств времени и места, располагающих к добру. (Довлатов С. Зона. Компромисс. Заповедник. М., 1989. С. 56-57).

 

Овидий: «Вижу и одобряю лучшее – выбираю худшее».

 

Апостол Павел (Библия, Рим., 7, 19): «Добро, которого я хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Двойственная, амбивалентная (доброзлая) природа человека | Сам человек и общество устроены так ловко, что избежать преступного поведения практически невозможно
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.