КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обоснование права в ситуации постмодерна
Когда речь идет о постмодернизме, то следует иметь в виду, что этот термин используется в трех основных значениях: Во-первых, постмодернизм понимается как стиль в искусстве, прежде всего в таких его видах, как литература, архитектура, театр. Во-вторых, постмодернизм часто используется как "ярлык" для обозначения современной эпохи. И, наконец, в-третьих, постмодернизм понимается и используется как методология, то есть как совокупность концептуальных установок, методов и принципов изучения объектов, которые чаще всего ассоциируются с деконструктивизмом. Для постмодернизма как методологии характерны два основных момента, из которых вытекают и все остальные. 1. Постмодернизм отказывается от целостного и связного описания, масштабного теоретизирования, систематизации. Для него свойственно утверждение плюрализма, принципиальной равноценности всех возможных точек зрения на изучаемые явления. Реальность при этом рассматривается как совокупность слабо связанных между собой фрагментов. Связность и целостность – это либо видимость, искусственный продукт описания, либо результат действия конкретных сил, то есть опять-таки является искусственным продуктом. 2. Постмодернизм отказывается проводить четкую границу между субъектом и объектом. Наиболее распространенным методом, которым пользуется постмодернизм, является деконструкция. Она трактуется как процесс "разборки" текста или дискурса на составляющие элементы, проделывание всех шагов в обратном направлении, с подробным выяснением оснований, по которым каждый из этих шагов был сделан. Хотя деконструкция первоначально была задумана как метод анализа текстов в постструктуралистской парадигме, её распространили на исследование внелингвистических объектов.
Любое целое (общество, язык, право, политика, культура и т.д.) подвергается в деконструктивизму "разборке" на самые элементарные фрагменты и элементы, которые при этом лишаются того смысла, который они имели в составе целого. К примеру, в деконструированном тексте каждая фраза анализируется на предмет выявления её внутренних возможностей, которые не были использованы в самом тексте и оказались "обрезаны", преднамеренно подавлены или замаскированы. В частности, в известных классических произведениях осуществляется перестановка персонажей и их переоценка, второстепенные фигуры выдвигаются на первый план, а главные герои отодвигаются в тень. Применительно к праву постмодернистский подход заключается в использовании большинства приемов, характерных для постмодернистской методологии в целом. Прежде всего, постмодернизм утверждает, что под внешней целостностью права скрывается противоречивый набор фрагментов, отношения между которыми являются неоднозначными и неопределенными. Инстанции, уполномоченные заниматься правовым творчеством, искусственно придают этой неопределенной совокупности четкую форму: одни интересы и ценности заглушают, другие усиливают, выдвигают на передний план. Отсюда – несправедливость права. Для того чтобы указанной выше несправедливости избежать, необходимо сконцентрировать внимание не на поиске общего знаменателя или интегрирующего символа, а на Различии. Внимание к Различию, Иному и означает справедливость в современных условиях. Согласно постмодернизму, правовой полицентризм является единственно возможным решением в условиях культурного плюрализма и рассматривает основную проблему права как проблему отношения между различными группами, придерживающимися особых правил поведения.
Единое правовое пространство, считает постмодернизм, возможно не через принуждение, а через согласие, консенсус. Поиском точек соприкосновение для такого консенсуса и должна заниматься философия права. Но даже если согласие и достигается, оно может иметь временный характер, по принципу: "Здесь и сейчас". "Завтра и в другом месте" необходима новая работа по выработке новых условий компромисса. Постмодернизм не является апологией хаоса и не настаивает на том, что единство в современных условиях невозможно. Он выступает лишь против таких форм и способов единства, которые предполагают подавление всякой индивидуальности и самобытности. Самым уязвимым местом постмодернистской модели права является её субъективизм. На первый план выходит искусство манипулирования разнородными нормативными системами, и успех зависит от людей, осуществляющих политику в области права. По-видимому, этим объясняется возросший интерес к компаративным исследованиям различных правовых систем. Постмодернистский подход акцентирует внимание на том, что в современных условиях право уже не может рассматриваться как система универсальных и незыблемых правил, которые могут прилагаться к потенциально бесконечному множеству конкретных случаев. Его следует характеризовать как процесс, как деятельность по порождению правовых моделей, регулирующих спонтанно возникающие отношения между субъектами. В частности, Н. Луман, Г. Тойнбер и К. Ледер предлагают анализировать право как автопойетическую (самоорганизующуюся) систему. Это означает, что право квалифицируется как сложный, многоуровневый организм, находящийся в состоянии постоянного изменения. Понятие «автопойетической системы» было заимствовано из биологии. Такие системы обладают такими основополагающими свойствами, как непрерывность и самосозидание. В них отсутствуют отношения иерархии между элементам, нет постоянных и строгих правил, а законы, по которым живут эти системы, порождаются в самом процессе их функционирования. Базовыми компонентами автопойетической системы являются события, то есть временные связи между операциями.
Современное право функционирует таким образом, что решения по конкретным вопросам является одновременно процессом правового творчества и деятельностью, направленной на поддержание работоспособности правовой системы. Оно представляет собой непрерывное созидание новых отношений и введение новых ограничений, которые, в свою очередь, создают возможность возникновения новых взаимоотношений. Согласно автопойетической теории ядро правовой системы образуют не законы и нормативные акты сами по себе, а индивидуальные действия, имеющие или не имеющие правовые последствия, а также судебная практика. Правовая методология сосредотачивается, таким образом, на правовых коммуникациях как базовой правовой реальности. Одним из признаков современных обществ выступает то, что расширяется понятие «социальной нормы»: она уже не ассоциируется с жесткими правилами и законами, и для её легитимации привлекается множество перспектив. В орбиту нормотворчества вовлекаются негосударственные структуры, предлагающие такие правовые нормы, необходимость которых доказана самой «жизнью», в первую очередь потребностями хозяйственной деятельности. Подход, в котором в число источников права включают общественные, хозяйственные, финансовые, торговые и другие инстанции, получил название «сетевой концепции права» (Network – concept of Law). Эта концепция сосредотачивается на исследовании разнообразных горизонтальных связей и контактов между правовыми инфраструктурами в рамках международных экономических и политических отношений. К примеру, при экологических катастрофах в нейтральных территориях (к примеру, при разливе нефти в открытом море) необходимо решать вопросы, связанные с установлением ответственных за них лиц и организаций. Практика решения таких споров показывает, что наиболее эффективным является подход, когда заинтересованные стороны имеют возможность устанавливать частные правила для разрешения таких сложных и спорных коллизий. Подобный подход целесообразен и для решения вопросов, связанных с банкротством крупных международных финансовых и хозяйственных организаций.
Во Франции легализован такой источник права, как «независимые административные авторитеты» – это негосударственные инстанции, наделенные правом создавать нормы, обязательные к применению в сфере их компетенции. К примеру, «Национальный комитет по оценке» координирует деятельность публичных учреждений национальной системы образования. Благодаря существованию «независимых административных авторитетов» удается снижать социальное напряжение в обществе, вовлекать в правовое творчество представителей различных социальных групп. Можно сделать вывод, что в современной философии права, наряду с традициями естественного и позитивного права, предпринимаются попытки выработать интегрированный подход к обоснованию права. Его необходимость продиктована реалистическим взглядом на современное состояние права, признанием его плюральности, многомерности и невозможности его описания посредством одного дискурса.
3. МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ И ПРАВО
С одной стороны, ситуация мультикультурализма ставит вопрос о поиске общественного порядка, который был бы соразмерен культурному плюрализму и санкционирует выработку средств, обеспечивающих такой порядок. Поскольку диапазон этих средств ограничен, рано или поздно в поле зрения попадает право. Анализ существующих правовых форм и принципов, выяснение причин их кризисного состояния приводит к пониманию того, что причины этого кризиса – в изменившейся онтологии эпохи, в кардинальной трансформации социальной материи. Таким образом, мультикультурализм и право оказываются связанными вполне реальными, а не надуманными отношениями. Культурный плюрализм влияет на право, ибо правовые нормы и принципы загружены определенным ценностным содержанием, вовлечены в историю и необходимы для полного самоосмысления культуры. Если мировоззрение современных людей, включая их субъективное чувство справедливости, сформировано под знаком плюрализма, то неизбежно возникает вопрос об основополагающей норме объективной справедливости, которая учитывала бы индивидуальные и групповые представления о справедливости и в то же время не уничтожала бы идею общей политической справедливости. Противостоящие друг другу культуры имеют свои политические, экономические, социальные и иные интересы, и эти интересы воплощены в нормативной системе, обеспечивающей групповую солидарность. Не всегда этой нормативной системой является официальное право. Небольшие по размерам локальные общности людей живут, руководствуясь нормами морали, традиций, обычного права. Но в условиях мультикультурализма невозможно предложить мораль, действенность которой распространялась бы за пределы конкретной социальной общности. Это объясняется тем, что социальные нормы не является результатом случайного стечения обстоятельств, а вытекают из истории конкретного сообщества, его языка, почвы, практики. В ситуации, когда солидарность в рамках большого общества является проблематичной, только относительно небольшие сообщества людей, называемые локальными "жизненными формами", в состоянии обеспечить культурную и моральную идентификацию. Очевидно, что в современном обществе с разнородными ценностными установками не существует универсальной этики, которая могла бы служить основой для единого согласованного морального действия. Слишком уж несовместимы предельные основания каждой из этих этик. Поэтому существование (или сосуществование) различных моральных и правовых миров следует расценивать не как зло, а как достижение нашего времени, как результат социального прогресса. В плюралистических культурах, признающих множество способов мышления и действия, Абсолюты теряют свое значение, и возникает даже впечатление, что они совершенно не нужны, ибо каждый индивид и каждая группа хотят развиваться свободно. Но общественный порядок, в необходимости которого мало кто сомневается, требует института, который преобразовывал бы абсолютный плюрализм в относительный. И поскольку конкуренция этических принципов непреодолима, то, пожалуй, с этой задачей может справиться только право. Самым главным, на наш взгляд, является вопрос о том, изменяется ли в современных условиях сущность права. Для эпохи модерна, когда право выполняло задачу обеспечения общественной солидарности через гарантирование равных индивидуальных и групповых прав и свобод, его сущность видели в том, что эту свою задачу оно выполняет с помощью легального применения принуждения. То есть сущность права сводили к силе. Поскольку главная проблема мультикультурного общества состоит в поиске оснований для социального согласия, и праву в этом деле отводится главная роль, то есть смысл перенести акценты при рассмотрении сущности права и искать последнюю не в форме права, а в его функциях. Право можно определить по той роли, которую оно играет в обществе, а не тем фактом, что оно является выражением чье-то воли. Общество в настоящее время нуждается в таких инстанциях, которые могли бы выступать в качестве посредника между различными "жизненными мирами", и право выполняет в первую очередь коммуникативную функции, которая отодвигает на задний план тот факт, что при этом оно не перестает пользоваться разнообразными средствами государственного принуждения. Чтобы быть адекватной мультикультурализму системой общественного порядка, право должно, с одной стороны, учитывать интересы локальных культурных групп, а с другой стороны, гарантировать общественное благо. Наиболее перспективным для разрешения коллизии универсального и локального нам представляется путь отказа от содержательно нагруженных частных правовых норм в пользу предельно формальных норм и принципов, которые не были бы связаны с определенными частными интересами. Для этого необходимо произвести "инвентаризацию" норм и принципов права и установить, какие из них в современных условиях утрачивают универсальную упорядочивающую силу и приобретают локальное, приватное значение. Эта проверка показывает, что такие понятия, как "свобода", "человеческое достоинство", "нравственный закон", интерпретируются согласно приватным взглядам на мир и не могут служить основанием для общей нормы. Поэтому не стоит включать их в государственное законодательство и в судебное законотворчество. Требования максимальной нейтральности и формальности, предъявляемые к современному праву, заставляют вспомнить "чистое учение о праве" Х. Кельзена. Этот правовед, как известно, симпатизировал неокантианству и придерживался основополагающего для этого течения принципа свободы от ценностных суждений. Формальные признаки, приписываемые им "основной норме", сходны с теми, которые хотят увидеть в правовой норме мультикультурного общества. Кельзен, в частности, утверждал, что существует непозитивная основная норма (конституция), служащая условием для того, чтобы правовая наука могла определить свой эмпирический материал как позитивное право. То есть основная норма, будучи внепозитивной, оказывается условием остального позитивного права. Плюрализм требует нейтральных по отношению к интерпретациям мира формальных принципов справедливости, равенства и права. Эти формальные принципы обладают значимостью позитивного права. Именно поэтому формальные учения о праве (типа кельзеновского) более соответствуют радикальному плюрализму, нежели материальные ценностные этики, содержащие концепции справедливости, равенства, благой жизни. Так, допущение идеи прав человека в качества фундамента права весьма рискованно, ибо реальная история показывает, что многие войны в прошлом и в настоящем возникали именно из-за различий в понимании прав человека. Однако реальной альтернативы, похоже, не существует. Необходимо только более детальное обоснование этой идеи. Права человека образуют универсальную совокупность политических, экономических, социальных и культурных прав. Они рассматривались и формировались как универсальные права: индивидуум как таковой и человечество как целое образуют субъект неотчуждаемых основных прав. Но эта универсальная идея прав человека накладывается на различные культуры, связана с разнородными экономическими, политическими и социальными интересами. Многие страны с традиционной культурой очень болезненно реагируют на попытки насадить у них западные стандарты прав человека. Тем не менее, необходимо во всем этом культурном разнообразии найти общие для всех культур аспекты прав человека и стремиться к их осуществлению. К ним, в частности, относятся такие признаки: • права человека – это универсальные права всех людей; • права человека обладают значимостью в качестве конкретных правовых требований, которым может быть придан статус правовых норм; • функция идеи прав человека в современных условиях состоит в том, что она может служить обоснованию универсального консенсуса. Таким образом, можно постулировать, что основная норма, служащая основой согласия в плюралистическом обществе, по своей форме может быть концепцией прав человека. В пользу того, что современное право должно быть формальным, говорит и такой фактор современной жизни, как чрезвычайная динамичность политической и экономической сфер. Чтобы поспевать за этой динамикой, то есть быть вариативным, право должно содержать элементы, доступные манипулированию со стороны людей. Возрастание вариативности права сопровождается, таким образом, не повышением произвольности содержания правовых предписаний, а через возрастание их формальности. Онтология мультикультурного общества диктует необходимость многоуровневой системы нормативного регулирования, на каждом из которых используются соразмерные способы обеспечения социального порядка. 1) Элементарным "атомом" плюрального общества является культурная группа, где основным средством идентификации выступает сознание принадлежности к единому сообществу и где происходит формирование главных добродетелей, составляющих нравственный каркас общества и индивида. В многонациональном обществе локальный уровень совпадает, как правило, с культурой отдельной этнической группы, а в однородном с этнической точки зрения государстве, он может быть представлен жизненными практиками, формируемыми по местному, профессиональному, религиозному и иным признакам. Основным средством достижения солидарности на этом уровне выступает мораль, формируемая в течение всей истории данного сообщества. В локальной культурной группе отношения между людьми являются предельно прозрачными, а принципы справедливости не нуждаются в обосновании, ибо обладают эмпирической очевидностью. Здесь человек находит поддержку, признание, защиту. Локальные сообщества обладают максимальной степенью солидарности. Прибывая на новое место жительства, представитель небольшой этнической группы или религиозной конфессии обращается в первую очередь в местную диаспору, где вправе рассчитывать на помощь и поддержку. Локальная культурная группа является наиболее полной и последовательной выразительницей тех фундаментальных ценностей, которые считаются "последними" и не подлежат внешнему регулированию. Поэтому этот срез общественной жизни находится вне зоны прямого воздействия центрального права. 2) Следующий уровень общественной солидарности представлен региональным сообществом и включает в себя множество жизненных практик, сложившихся на относительно небольшой территории и имеющих сходные традиции, религию, язык, историю. В отличие от локальной культурной группы, региональное сообщество играет заметную хозяйственную и политическую роль в жизни большого общества и потому попадает в зону правового воздействия со стороны государства. Внутри этих сообществ большое значение имеет институт обычного права, внимание к которому в условиях мультикультурного мира значительно повысилось и, потому, есть смысл более подробно остановиться на роли этого способа нормативного регулирования и его отношениях с официальным государственным правом. Обычное право представляет из себя правовые кодексы различного типа, разной степени формализации и действенности, которые действуют на региональном уровне и являются результатом истории и культуры локальных групп, обитающих в этом регионе. Обычное право сосуществует вместе с централизованными правовыми системами, то есть в одном пространстве с универсальным государственным правом. Это положение, собственно, и является тем, что называют "правовым плюрализмом". В связи с тем, что ситуация мультикультурализма характеризуется децентрализацией общественной, политической и культурной жизни и перенесением центров активности на региональный и локальный уровни, понятие "правового централизма" становится проблематичным. Те правоведы, для которых сутью права является унитарная истина, унитарные нормы и унитарная воля в установлении истины и в отправлении воли, сталкиваются с трудностями при попытках объяснить факт правового плюрализма. В действительности же, институт обычного права вполне согласуется с государственным правом и отношения между ними могут строиться по принципу комплементарности. Понятие правового плюрализма предполагает признание того, что государство не обладает исключительной монополией на право. В жизни цивилизованного мультикультурного общества имеет место состязательный процесс между правовым централизмом и правовым разнообразием. Правовой централизм или государственное право обычно отражает доминирующий интерес и доминирующую волю, за которыми стоят господствующая сила, господствующая идеология и господствующая культура, стремящиеся создать так называемое "единое правовое пространство" на контролируемой территории. Поэтому всегда имеет место ситуация, когда централизованное право вступает в противоречие с местной традицией, с локальной спецификой или просто с новой и еще некодифицированной ситуацией. Это столкновение двух легальных систем или нормативных регистров может иметь различные последствия. В современных условиях данная коллизия часто присутствует и актуализируется в борьбе за права меньшинств или за создание новой государственности в рамках процесса деколонизации. Очень часто сотрудники различных подразделений ООН, государственные чиновники, занимающиеся вопросами образования, социального обеспечения и миграции, сталкиваются в своей деятельности с проблемами из-за того, что люди, с которыми они работают, существуют в ситуации одновременного действия норм обычного права и государственного права. Основываясь на знании локальных культур, юридическая антропология изучает характер этих коллизий и способствует их разрешению. Ценность обычного права в том, что оно способствует сохранению самобытности и культуры этноса, гармонизирует отношения между его представителями, порой восполняет пробелы в праве и облегчает понимание закона, права вообще и права каждого народа в частности. В царской России действовала установка на инкорпорацию обычая в действующее право. Можно выделить типы взаимоотношений между государственным и обычным правом. 1. Государственное право отрицательно относится к обычному праву. Это проявляется в том, что нормы государственного права противоречат обычному праву и ставят конкретных людей в положение, когда они не в состоянии следовать требованиям обоих видов права и должны выбирать. 2. Политика разделения, когда ситуация правового плюрализма ликвидируется через введение разграничений между группами населения, придерживающимися различных видов права. 3. Политика агломерации, когда допускается упорядоченное существование различных видов права. К примеру, иногда целесообразно, чтобы светское государство и церковь, обладающие политической властью, достигали такого "status vivendi", при котором к исключительной юрисдикции каждого из них относился определенный вид общественной деятельности. 4. Политика объединения, когда обычное право включается в государственное право. Конечной целью является и усиление обычного права и одновременно установление контроля за ним. 5. Политика интеграции – сосуществование различных правовых систем. Самым оптимальным типом взаимоотношений между государственным и обычным правом является такое их сосуществование, при котором юрисдикция обычного права не простирается за пределы социальной группы, порождением которой оно и является, а государственное право, вследствие своей формальности и нейтральности по отношению к ценностям конкретных сообществ, регулирует лишь проблемы, представляющие общий интерес. Многие современные государства, имеющие разнородное в этническом или религиозном отношении население, допускают различные правовые системы в рамках общего политического пространства. К примеру, в Малайзии уживаются обычное право, британское право и шариат. В Израиле, несмотря на то, что иудаизм является там государственной религией, мусульмане пользуются также конституционно закрепленной нормой, декларирующей свободу вероисповедания, и получают финансовую поддержку из государственного бюджета. Политику мультикультурализма, в том числе и в области права, официально провозгласили Австралия, Канада и Швеция. В современной России также идет поиск оптимальной модели государственного устройства, и противоречия центральной власти и региональных сообществ являются наиболее явными и опасными. Многие субъекты Федерации претендуют на особый статус в рамках единого государства, объясняя свои притязания особенностями религии, культуры, географии или этнического состава населения. Этот особый статус предполагает, в том числе, и особое судопроизводство, и особые права в рамках единого государства. Такая модель получила название "асимметричной" и имеет много сторонников среди представителей региональных элит и среди перспективно мыслящих политологов и правоведов. К примеру, бывший президент Ингушетии Р. Аушев активно выступал за введение элементов шариатского судопроизводства при рассмотрении вопросов семейно-брачных отношений и при урегулировании вопросов наследования. При этом он ссылался на то, что "де-факто" эта практика все равно действует и необходимо лишь признать её, возведя в "де-юре". Губернаторы отдаленных от центра регионов России требуют особого статуса, выдвигая аргументы геополитического положения, многоэтнического состава населения, удаленности от центральной власти. Самым щепетильным вопросом при обсуждении особого статуса является баланс регионального и государственного интересов. Концептуальной и методологической основой государственно-правовой политики в плюралистическом политическом пространстве может быть, по нашему убеждению, только мультикультурализм. В этих условиях принципиально изменяется роль государства, которое становится по настоящему социальным государством, то есть берет на себя функции планирования, распределения и организации. Тем самым государство впервые за свою историю реально становится средством воплощения в жизнь конституции, а не наоборот, когда конституция использовалась государством для реализации определенных политических интересов. Правовая система плюралистического общества должна удовлетворять таким минимальным требованиям: • она должна быть асимметричной, то есть исходить не из принципа равенства субъектов политических отношений, а из их особого статуса; • она должна быть комплементарной, то есть непротиворечиво совмещать в себе различные институты правового нормирования – от обычного права до официального государственного права; • основной функцией права должна стать коммуникативная, заключающаяся в посредничестве между разнородными нормативными системами с целью выработки общественного согласия; • государство, для того, чтобы способствовать реализации правом этой коммуникативной функции, должно стать социальным государством. Философия права в разнородном обществе исходит из признания того, что границы права становятся очень подвижными и расплывчатыми, 1. За локальными сообществами признается право регулироватьбольшинство внутренних вопросов, в том числе определять контуры прав и свобод членов сообщества при условии, что нахождение в этом сообществе является добровольным со стороны индивида. Это требование добровольности вступления и выхода из сообщества является принципиальным. 2. Государство разрабатывает минимум законов, обладающих безусловной обязательностью на всех уровнях. Оно законодательно закрепляет право локальных сообществ на самобытность при условии, что эта самобытность не нарушает прав других сообществ и не угрожает целостности государства. Для мультикультурного общества наиболее подходит понимание права как "живого организма, предусматривающего и обеспечивающего сосуществование всех граждан общества, какими бы они не были, и принятого всеми членами общества не в силу абстрактного принципа легитимности, но в силу его соответствия, в каждом конкретном случае, идее справедливости". Право, таким образом, перестает быть жесткой системой, обеспечивающей 'среднюю норму" добра и справедливости, и превращается в процесс непрерывного творчества, в котором органично соединяются общее и особенное, а результатом выступает компромиссная формула справедливости. Важным является вопрос об источниках легитимации такого права, и мы вновь оказываемся перед дихотомией "естественного" и "позитивного" права. Главное требование, предъявляемое к праву в условиях мультикультурализма, состоит в том, что оно должно быть справедливым, а справедливость понимается как внимание к особенному. Идея справедливости может быть легитимирована как в естественно-правовой, так и в позитивистской парадигме. Более сложной является реализация этой идеи на практике, ибо речь идет о форме и содержании основной нормы, на основе которой должна быть построена система справедливого позитивного права. На эту роль подходит норма прав человека, понимаемая предельно абстрактно. Наполнение этой нормы конкретным содержанием в решающей степени зависит от деятельности профессиональных юристов, занимающихся применением законов. Философия права особенно подчеркивает возросшую роль субъективного фактора в правоприменительной сфере. Юрист, в особенности судья, не только применяет закон, он одновременно участвует в его создании и корректировке. От него требуются не только специальные юридические познания, но и широкий культурный кругозор, гуманитарная культура и чувство ответственности. Н. Луман считал, что в настоящее время центральным элементом правового порядка является судебная система, обладающая большей мобильностью в сравнении с законодательными органами. Судья способен противостоять «плохим» законам, то есть таким, которые устаревают еще до своего вступления в силу. Известный русский правовед Г.Ф. Шершеневич писал, что судья призван играть роль «хранителя правопорядка в изменчивых и нестабильных экономических условиях»2. Распространенный в современной философии права процедурный подход предлагает судье стратегию, в соответствие с которой он более не должен просто выводить конкретные решения из общего закона, а может «творить правосудие», следуя собственной логике рассматриваемого дела и принимая во внимание решения по аналогичным делам (то есть, беря на вооружение логику прецедентного права).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ События, происходящие в нашей стране и в мире в последнее десятилетие, подтверждают тот факт, что время простых и однозначных решении внутренних и международных проблем безвозвратно ушло. В современном мире сосуществуют разнородные культуры и пересекаются разные истории. Богатое прошлое с его уходящими вглубь веков корнями рождает множество переплетений, и конфликты между традицией и либеральной современностью неизбежны. Поэтому проблемы философии морали и права имеют важнейшее значение в процессе формирования нового мировоззрения.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |