Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные концепции государства

XX век дал ряд научных концепций современного государства, что обусловлено происходящими в нем политическими процессами. Они актуальны и в XXI веке. Так, специфический путь развития государственности некоторых стран Азии и Африки (государственная власть здесь быта узурпирована партийной верхушкой) породил в бывшем СССР научную концепцию так называемой переходной государственности.

Переходное государство не вписывается в рамки марксистско-ленинской формационной типологии (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое). Оно не подпадает и под критерий цивилизационного подхода. Переходной объявлялась государственность, которая возникает в ходе национально-освободительной борьбы независимых народов и опи­рается на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладающего развития господствующей формы собственности (здесь уже применяется формационный критерий), подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства капиталистическому или социалистическому. Так появилась дифференциация переходных государств на государства социалис­тической ориентации (ориентируются на общинную, общую собственность) и государства капиталистической ориентации (ориентируются на сохранение частной собственности).

Переходные государства были во все исторические периоды. На европейском континенте, где обозначился классический вариант их развития, — это государства переходные: а) от рабовладельческого типа к феодальному; б) от феодального к буржуазному (капиталистическому); в) от буржуазного к неокапиталистическому (иначе — к посткапиталистическому).

Концепция государства «всеобщего благоденствия» (Дж. Мюрдаль,
Дж. Стречи и др.) была разработана в середине XX века отно­сительно развитых капиталистических государств — так называемых «максимальных» государств. Эта теория явилась противовесом, антиподом концепции государства «ночного сторожа» («минимального» государства), которая отстаивала невмешательство государства в экономическую сферу, в отношения рабочего и предпринимателя, в социальные вопросы. Теория государства «благоденствия» взяла за основу идею английского экономиста Дж.-М. Кейнса, согласно которой активное вмешательство государства в экономическую жизнь является пана­цеей от всех социальных невзгод, средством сглаживания классовых противоречий, оздоровления и стабилизации экономики. Государство трактовалось как надклассовое, утратившее свою прежнюю классовую сущность благодаря установлению прогрессивных налогов, перераспределению национального дохода, предоставлению социальных услуг и др.

Концепция государства «всеобщего благоденствия» является одним из вариантов теории социального государства.

Теория «конвергенции» приобрела известность в конце 50-х годов XX века (П. Сорокин, Дж. Гелбрейт и др.). Согласно этой теории в условиях научно-технической революции (НТР) утрачивается различие между капиталистическим и социалистическим государствами, происходит их сближение путем заимствования друг у друга положительных черт, создается «единое постиндустриальное общество». Процесс «социализации» капиталистического государства проявляется в элементах планирования и государственного регулирования экономики. Процесс капитализации в социалистическом государстве состоит в изживании «излишней жесткости» центрального государственного руководства, признании частной собственности, развитии рыночной экономики, политического плюрализма и мирного сосуществования в области идеологии. В перспективе власть в конвергентном обществе, согласно теории, утратит классовый характер и общественно-политическую окраску (капиталистическая и социалистическая), руководство перейдет к менеджерам (управляющим) — особому слою, возникшему в ходе НТР. Эта теория была антиподом марксистско-ленинской теории об отмирании государства и перерастании социалистического государства в общество коммунистического самоуправления.

В СССР также возникли течения, основанные на исходных поло­жениях этой теории. Например, академик А. Д. Сахаров (известный российский правозащитник) определял конвергенцию как «реально происходящий исторический процесс сближения капиталистической и социалистической мировых систем, осуществляющийся в результате встречных плюралистических изменений в экономической, политической, социальной и идеологической сферах».

Идеи о сближении и взаимовлиянии государств, имеющих различ­ные социальные системы, являются рациональными. В XX и особенно в XXI веке изменилась социально-правовая характеристика буржуазных государств, были положительно оценены их достижения. Прежние «социалистические» государства, в том числе Украина, перешли на либерально-демократический путь развития. Конституционной моделью для них стала знаковая для всего человечества концепция демократического, социального, правового государства.

Теория «глобализации» (мирового государства) появилась на рубеже XX и XXI веков. Родоначальник и автор термина – американский экономист Р. Робертсон. Эта теория идет дальше теории «конвергенции» в вопросе о сближении государств, строится на идее о стирании государственных границ в результате унификации всех сфер их жизнедеятельности. При этом эталоном (образцом) для всех государств мира объявляется западный мир, его ценности, рыночная экономика, технологический прогресс — к ним должны «подтягиваться», добровольно или принудительно, все общества планеты и на их основе предполагается построение мировой политической системы, мирового государства («общей всемирной цивилизации»).

Кроме того, Запад получает статус арбитра в решении конфликтных ситуаций на планете, особенно касающихся гуманитарных ценностей, вплоть до вмешательства в дела jno6oro государства в целях их отстаивания. Прежняя «идея» о значимости государства провозглашается менее ценной, чем мировое государство. Показателями постепенного стирания государственных границ (в такой интерпретации «глобализации») служат существующие наднациональные, международные и европейские, структуры, сообщества и содружества (Международный валютный фонд, Международный Гаагский трибунал, Международный уголовный суд, СОН, НАТО, Европейский союз и др.), которые отработали механизмы навязывания своих решений государствам.

Эта теория имеет мифологизированный характер, так как считает возможным построить всемирное цивилизованное общество в форме мирового государства в результате осознания необходимости его создания всеми обществами планеты. Она базируется на иллюзиях о том, что такое осознание откроет путь к интеграции, демократии и сотрудничеству, к преодолению социальных противоречий. Совсем не учитываются возможные негативные последствия глобализационного процесса (социальные конфликты, конфронтации цивилизаций, угроза международного терроризма и др.). К тому же пропагандируется гегемонизм государств Запада над всеми иными.

У теории глобализации имеются как приверженцы, так и противники — по мнению последних глобализация не несет ничего хорошего государствам, наоборот, поглощает их национальное своеобразие, лишает суверенитета, прежде всего экономического. Нереальным является внедрение единого этико-правового мировоззрения во всем мире.

Вместе с тем общие интересы человечества требуют решения общими усилиями глобальных проблем, угрожающих самому его существованию, что отнюдь не означает создания мирового государства. Их успешное решение возможно на принципах согласия и обеспечения равенства всех государств независимо от их величины и уровня экономического развития, отсутствии гегемонизма, на демократической юридической основе, уважении и обязательном исполнении международно-правовых обязательств и внутригосударственного закона.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типология государств: формационный и цивилизационный подходы | Роль органов внутренних дел в осуществлении функций государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.