Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная и государственная служба




Государственный служащий и служащий частного сектора. Профессиональная служба — профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппа­рате, объединениях граждан, органах местного самоуправления, не­государственных структурах по назначению, избранию, конкурсу, контракту, имеющая своим содержанием реализацию управленческих функций.

Местное самоуправление имеет специфическую правовую форму в каждом государстве и зависит от его устройства, исторических, национальных и других особенностей. При общности признаков местного самоуправления в странах по-разному решается вопрос о его социальном статусе. А именно: имеет ли местное самоуправление государственный статус (то есть, представляют ли органы местного самоуправления глубинный слой государственной власти), или оно имеет общественный статус (то есть, являются ли органы местного самоуправления отделенными от государства и одновременно взаимодействующими с ним как специфические организации управления делами общества).

Органы местного самоуправления в ряде стран признаны одновре­менно и элементами государства, и органами общественного управления, то есть соединяют в себе начала института гражданского общества и государственной власти: баланс государственных и местных интересов обеспечивается законом. Местному самоуправлению законом могут быть делегированы отдельные полномочия государственного управления. По вопросам, связанным с осуществлением этих полномочий, их органы подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти. Значительная часть деятельности органов местного самоуправления представляет собой решение вопросов, на которые государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Однако органы местного самоуправления принимают участие в осуществлении функций государства на принципах относительной автономии, объединяют при этом интересы территориальных громад с интересами государства, зафиксированными в законах.

Местное государственное управление и местное самоуправление имеют единые цели и задачи, потому их деятельности присущи об­щие черты: 1) является исполнительно-распорядительной; 2) имеет властный характер; 3) является публичной; 4) осуществляется постоянно и непрерывно; 5) использует, в случае необходимости, средства адми­нистративного принуждения; 6) реализуется как в правоприменитель­ной, так и в правотворческой сферах; 7) имеет границы деятельности, установленные законом (компетенция органов и должностных лиц).

Отличие местного самоуправления от государственного управ­ления выражается в том, что оно:

1) представляет собой относительно самостоятельную публичную власть территориальной общности людей;

2) базируется на отдельной форме собственности — коммунальной (муниципальной);

На основе понятия «государственная служба» возникло понятие «государственный служащий».

Государственный служащий — работник государственного орга­на, организации, учреждения, предприятия, который профессионально осуществляет в установленном законом порядке трудовые функции непроизводственного характера на основе трудового договора (контракта), получает заработную плату из государственных средств согласно занимаемой должности и подчиняется служебной дисциплине.

Государственные служащие — участники тройных правоотношений: конституционных — реализуются от имени и по поручению государства, в интересах общества и каждого гражданина, под контролем государства и народа; трудовых — зависят от профессионального личного положения, трудовых прав и обязанностей, от процесса труда; административных — зависят от выполнения службы, управленческих функций (отношений власти).

Признаки государственного служащего:

• обладает информацией как особым предметом труда, с помощью которой воздействует на управляемых (обслуживаемых);

• работает возмездно (получает заработную плату);

• работает на профессиональной основе, занимая должности соответственно квалификации и опыту.

Объем и порядок выполнения государственным служащим должностных полномочий фиксируется в юридическом документе — должностной инструкции, штатном расписании и др.

В зависимости от характера трудовых функций выделяют следующие категории государственных служащих: руководители; специалисты; технический персонал; вспомогательный персонал.

В зависимости от публично-правового статуса государственные служащие составляют следующие категории:

Государственная служба — урегулированная законодательством профессиональная публичная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функций государства и получающих заработную плату из государственных средств.

Государственная служба может быть разделена на два вида:

Гражданская служба в государственных органах и их аппарате (зако­нодательной, исполнительной и судебной власти) - связана с реализацией полномочий государственной власти в государственных учреждениях и органах управления, государственными предприятиями — не связана с реализацией полномочий государственной власти

Милитаризованная служба:

военная — в Вооруженных силах (в сухопутных, ракетных, военно-воздушных, военно-морских войсках, войсках противовоздушной и противоракетной обороны и др.);

военизированная, охранительная (в органах Службы без­опасности; в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД; в органах службы исполнения наказаний и др.).

Соответственно принципу разделения властей служба может проходить в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. Прохождение государственной службы фиксируется в личном деле, которое ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и при переводе государственного служащего на новое место передается по указанному месту государственной службы. Государственные служащие, имеющие публично-правовой статус — должностные лица, служебный статус которых регулируется нормами административного права: министры, председатели государственных ко­митетов, областных государственных администраций и другие государст­венные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено выполнение организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.

Государственные служащие, не имеющие публично-правового статуса - служебный статус которых регулируется нормами трудового права, устанавливается согласно трудовому договору (контракту).

Служащий коммерческой организации — лицо, осуществляющее не трудовые функции на основе трудового договора (контракта) и по­лучающее оплату за свой труд в зависимости от прибыли негосударственной, коммерческой организации.

В ряде стран, относящихся к англо-американской семье (типу) правовых систем, наиболее многочисленную группу служащих рассматривают как публичную службу, а собственно государственную службу — как гражданскую, являющуюся разновидностью публичной службы. Кроме гражданской службы, выделяют еще следующие отрасли службы: полицейскую, военную, судебную, тюремную и др.

Служба в органах местного самоуправления — это публичная профессиональная на постоянной основе деятельность граждан, зани­мающих должности в органах местного самоуправления, направленная на реализацию территориальной громадой своего права на решение всех вопросов местного значения в рамках закона. Служащие органов местного самоуправления получают заработную плату из местного бюджета — в отличие от служащих государственного аппарата, служба которых оплачивается из государственных средств.

Служащих органов местного самоуправления можно разделить на такие категории:

Специалисты — связаны с умственно-информационным обслуживанием должностных лиц (юрисконсульты, экономисты, бухгалтера, социологи и другие дипломированные специалисты

Обслуживающий персонал — связан с делопроизводственным и организационно-техническим обслу­живанием должностных лиц и специалистов (помощники и секретари должностных лиц, делопроизводители, водители, работники хозяйственной части

Должностные лица — государственные служащие, обладающие властной компетенцией (председатели муниципальных (коммунальных) образований, их заместители; депутаты представительных местных органов; управляющие делами администрации этих органов; главы районов муниципальных (коммунальных) образований.

Служба в коммерческих организациях имеет особенности. Слу­жащие коммерческих организаций заняты в частном секторе; их коллективы, как правило, называют персоналом.

Должностное лицо: понятие, признаки, классификация

Должностное лицо (лат. persona publica) — государственный слу­жащий — профессионал в управлении, который занимает должность в государственном органе, органе местного самоуправления, государственной организации, постоянно или временно выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, связанные с властным влиянием на подчиненных лиц и получает заработную плату из государственных средств.

Должностные лица являются особой группой служащих государ­ственных органов, предприятий, учреждений, органов местного самоуправления. Должность — это определенная структурой и штатным расписанием первичная единица государственного органа и ее аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.

Понятие «должностное лицо» более узкое, чем понятие «государ­ственный служащий»: I) служащими являются все работники госу­дарственных учреждений, то есть те, которые находятся в служебных (трудовых) отношениях с государственными учреждениями, но не все они есть должностные лица (например, ими не являются курьеры, секретари, охранники и т. п.); 2) государственные служащие выполняют практические задания, которые устанавливает должностное лицо.

Не может быть назван должностным лицом собственник коммерческой организации, поскольку должностное лицо — человек, который занимает определенную должность, а это предусматривает наделение его определенной компетенцией «извне». Соответственно законодательству назначение на должность происходит посторонним лицом относительно того, кто назначается. Собственник, в случае назначения себя на должность, не является посторонним, следовательно, и должностным лицом.

Признаки должностного лица:

1) состоит с государством в публично-правовом служебном отношении — занимается профессиональной деятельностью служащего по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (при наличии гражданства и достижении совершеннолетия);

2) исполняет управленческие функции (в широком понимании) — работает в аппарате государственного органа, органа местного самоуправления, государственной организации (учреждении, предприятии);

3) юридически наделено государственно-властными полномочиями организационно-распорядительного и административно-хозяйственного характера;

4) осуществляет юридически значимые действия, установленные нормативными актами и направленные на порождение, изменение или прекращение правоотношений;

5) имеет право издавать правовые акты, обязательные для других лиц — подчиненных или не подчиненных по службе;

6) может быть привлечено к повышенной юридической ответственности (отвечает не только за свои действия по службе, но и за действия лиц, которыми руководит);

7) его публично-правовой статус регулируется нормами публично­го (конституционного, административного, финансового) права и определяется компетенцией государственного органа.

Классификация должностных лиц государства может быть разной: по органам отраслей (ветвей) власти, по процедуре занятия должности (избрание, назначение); по правовому статусу, по характеру и объему должностных полномочий и др.

Должностные лица в органах основных отраслей (ветвей) власти:

• должностное лицо органа законодательной власти (депутат парламента);

• должностное лицо органа исполнительной власти (Кабинета Министров, министерства, комитета, комиссии и др.);

• должностное лицо органа судебной власти (мировой судья, судья арбитражного суда и общей юрисдикции, судья апелляционного суда и т. д.).

Должностные лица по характеру и объему полномочий:

1) министры, председатели государственных комитетов, председатели местных советов и др. — имеют публичные полномочия, которые распространяются на организации и граждан, непосредственно не подчиненных по службе;

2) руководящий состав предприятий, учреждений — имеет внутриорганизационные полномочия, которые распространяются на работников, подчиненных по службе (руководящий состав предприятий, учреждений);

3) судьи, работники милиции, прокуратуры и др. — имеют публичные полномочия с правом применения средств принуждения, которые распространяются на лиц, не подчиненных по службе, и включают право применять в отношении них средства принуждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.