Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы и стадии правотворческого процесса




Процесс создания нормативно-правового акта представляет собой со­во­куп­ность последовательных организационных действий, которые регули­руются конституционными и иными юридическими нормами.

В правотворческом процессе следует выделить два этапа: подготовка нормативно-правового акта и его принятие, которые в свою очередь распа­даются на ряд стадий.

Первый этап можно рассматривать как неофициальный, так как не все стадии последовательно может проходить тот или иной проект.

1. Правотворческий процесс начинается с принятия решения о подго­товке нормативно-правового акта.

В данном случае необходимо решение компетентного государственного органа, которое часто связывают с реализацией права законодательной (правотворческой) инициативы. В Российской Федерации право законода­тельной инициативы принадлежит строго ограниченному кругу субъектов (депутатам ГД, членам СФ, депутатам законодательных собраний субъектов РФ, Правительству РФ, Президенту РФ, членам Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ по вопросам их ведения).

Данное право нельзя понимать узко, только как внесение законопроек­тов, субъекты могут внести на рассмотрение вопрос любого значения, тре­бующий в последующем правового оформления.

Принятие решения о подготовке нормативно-правовых актов обычно заранее включается в планы их подготовки, однако оно может быть реализо­вано и в виде отдельного поручения государственным органом или обще­ственным организациям.

2. Подготовка текста нормативно-правового акта.

Эта подготовка требует соответственной предварительной работы: определения круга привлекаемых специалистов, создание рабочей группы, выявление общественной потребности в правовом регулировании данного вопроса. При подготовке текста проекта обычно используется отраслевой или ведомственный подход, когда привлекаются специалисты, организации соот­ветствующего профиля. Очень часто дается общее поручение нескольким ве­домствам, включая и юридические органы (министерство юстиции, МВД, прокуратура, суд и т. д.). В цивилизованной практике правотворчества дол­жен в большей степени реализоваться и другой подход, когда проект норма­тивно-правового акта готовится соответствующими комитетами, комиссиями высшего представительного органа.

Заранее должны быть определены возможные последствия принятия данного акта: экономические, политические, социальные, юридические, а также его стоимость, просчитаны возможные финансовые затраты и т.п. В частности, законопроекты о введении налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покры­ваемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при нали­чии заключения Правительства Российской Федерации.

3. Обсуждение текста проекта нормативно-правового акта предполагает пред­варительное ознакомление с его содержанием и обычно осуществляется с широким привлечением заинтересованных сторон. Формы обсуждения мо­гут быть самыми различными: совещания; расширенные заседания подгото­вительных комиссий; обсуждение в печати, на радио и телевидении; рецензи­рование проекта учебными и научно-исследовательскими учреждениями; по­лучение отзывов и заключений.

Важнейшие законопроекты могут выноситься на всероссийское обсуж­дение, особенно если они касаются прав и свобод, интересов граждан, их объединений и организаций. В этом случае проект обязательно публикуется в печати, оглашается по радио (полностью или в изложении). Иными словами, речь идет о максимальном учете общественного мнения.

4. Согласование проекта нормативно-правового акта предполагает по­лучение соответствующей визы или предложений со стороны заинтересован­ных ведомств, прямо не участвующих в разработке проекта, но по роду своей деятельности имеющих к нему непосредственное или косвенное отношение. Особенно велика здесь роль Министерства юстиции как органа, определяю­щего основные направления развития правотворчества в нашей стране, необ­ходимость учета в целом всего комплекта законопроектов.

5. Доработка проекта нормативно-правового акта осуществляется рабо­чей или подготовительной комиссией, которая учитывает поступившие пред­ложения и замечания, редактирует текст. В частности, может создаваться и специальная редакционная комиссия, как это было при подготовке текста Конституции России.

Второй этап - принятие нормативно-правового акта - следует рассмат­ривать как официальный, так как обычно процедура строго определена в рег­ламентах правотворческих органов, которые организуют дальнейшую работу.

Внесение проекта нормативно-правового акта на рассмотрение правотворческого органа следует связывать с реализацией права законодательной инициативы. Законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную Думу, обычно в комитет по законодательству, где осуществляется их предва­рительная экспертиза. Они представляются с пояснительной запиской, отра­жающей аргументированную характеристику их целей, задач, основных идей, а также ожидаемый эффект и экономическое обоснование. Данная стадия за­канчивается официальным включением проекта нормативно-правового акта в повестку дня заседания Государственной Думы.

7. Обсуждение проекта нормативно-правового акта в правотворческом органе часто предполагает два и более чтения, если иное не будет принято самим органом. При первом чтении заслушивается доклад инициатора проек­та и обязательно содоклад соответствующего комитета или рабочей группы правотворческого органа. Затем идет официальное обсуждение, причем каж­дое предложение или замечание фиксируется; соответствующее реагирование заинтересованных органов обязательно. По результатам обсуждения проект отклоняется или одобряется, либо устанавливается срок второго чтения. Вне­сенные поправки к проекту рассматриваются соответствующими комитетами или комиссиями, которым поручена доработка проекта.

8. Голосование проекта следует рассматривать как наиболее важную стадию правотворческого процесса. Очень часто эта процедура отражается в конституционных нормах.

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Кон­ституцией. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течении пяти дней передаются в Совет Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы по вопросам федерального бюджета; фе­деральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, тамо­женного регулирования, денежной эмиссии; статуса и защиты государствен­ной границы Российской Федерации; войны и мира.

9. Подписание законопроекта осуществляется Президентом Российской Федерации как главой государства. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту, в течение четырнадцати дней он может его подписать.

10. Опубликование нормативно-правового акта и доведение его до ад­ресата представляет собой заключительную стадию правотворческого про­цесса. Федеральным законом от 25 мая 1994 года устанавливается, что на территории Российской Федерации применяются только те федеральные кон­ституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. "Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания, нормативные акты Президента и др.

Вывод: В правотворческом процессе следует выделить два этапа: под­готовка нормативно-правового акта и его принятие, которые в свою очередь распадаются на ряд стадий, первая стадия - принятие решения о подготовке НПА; вторая стадия - подготовка текста НПА; третья стадия - обсуждение текста проекта НПА; четвертая стадия - согласование проекта НПА; пятая стадия - разработка проекта НПА; шестая стадия - внесение проекта НПА на рассмотрение правотворческого органа; седьмая стадия - обсуждение проекта НПА в правотворческом органе; восьмая стадия - голосование в правотвор­ческом органе по внесенному проекту НПА; девятая стадия - подписание и опубликование текста НПА.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.