Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование российской интеллигенции




На фоне проблем просвещения и образования в России 19 века возникла специфическая, но чрезвычайно важная для дальнейшего развития русской истории и культуры проблема формирования российской интеллигенции.

Принято считать, что термин интеллигенция был заимствован из русского языка, и введен в широкий международный оборот в середине 19 века. В российских словарях в определении интеллигенции чаще всего делается акцент на то, что эта особая социальная группа, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Особо подчеркивается, что интеллигенция является носителем моральных идеалов, воплощением высокой нравственности и демократизма.

Собственно латинский термин intelligentia означает степень понимания, сознания, способность понимания. В западной культуре человек, занятый напряженной творческой деятельностью, понимающий и осознающий многообразие окружающего его мира, издревле характеризуется как интеллектуал. Такие личности никогда не выделялись в особую социальную группу, и им не приписывалась какая-либо особая социальная функция. Интеллектуалы украшали различные исторические эпохи, их знали и Древний мир, и Средневековье.

С началом промышленной революции произошло ещё большее разделение умственного и физического труда, что уводило часть людей из непосредственного производства. В 19 веке в европейской культуре расширился социальный слой людей занятый исключительно интеллектуальной деятельностью. Общество признавало, что инженеров, врачей, учителей, государственных служащих часто отличал более широкий кругозор, уровень полученного образования, политическая грамотность. Однако европейцы, уважая интеллектуалов, не видели только в этих людях исключительную, особую социальную и нравственную силу, способную разрешить все проблемы бытия.

В русской культуре складывалась несколько другая ситуация. В силу существования «двух Россий»- европеизированной городской и традиционной сельской, в стране отсутствовала социальная однородность. Просвещенный и европеизированный город противостоял рабской, невежественной провинции. С формированием и развитием российской системы образования в 19 веке в стране начинают складываться группы просвещенных, молодых, с огромным творческим потенциалом, неравнодушных к судьбе Отечества людей. Именно таких российских интеллектуалов объединяли, к примеру, в 40-х годах19 века кружки профессора истории Т.Н,Грановского при Московском университете или выпускника юридического факультета Санкт-Петербургского университета М.В.Петрашевского в Петербурге. Хорошее воспитание, университетское образование, расширение кругозора, возможность обмена мнениями в своей среде, наконец, чаще всего молодость этого нового для России слоя городского населения, не могли не задать тон в обсуждении проблем. Свобода и крепостничество, абсолютизм и конституция, право и бесправие особенно волновали российских интеллектуалов. Именно особые условия несвободы России формировали у молодых людей обострённое чувство гражданской ответственности. Интеллектуалы в крепостнической России сразу же заняли особое место в истории. Они отличались не просто спецификой умственного труда, а готовностью взять на себя ответственность за будущее страны. С одной стороны такое видение своей миссии формировалось на базе высокой нравственной ответственности за бесправный и молчаливый народ, однако объективно драма российской интеллигенции заключалась в том, что эти грамотные, бескорыстно преданные Отечеству люди, городские университетские интеллектуалы страшно далеки были от того самого народа, населявшего далекую от города страну. Российская история второй половины 19 века не однажды подтверждала противоречивую двойственность отечественных интеллектуалов, высокие и благородные стремления которых часто не понимались и не разделялись самим народом.

Особая политизированность, жертвенность и одновременно дистанциро- ванность от масс народа отличает российскую интеллигенцию от западных интеллектуалов. Существуют разные точки зрения на то, кто впервые в российской истории 19века употребил термин интеллигенция, то ли В.А.Жуковский, то ли писатель П.Д.Боборыкин. Мы не будем останавливаться на этом споре. Очевидно то, что в русской трактовке термин интеллигенция до сих пор содержит драматическое противоречие, определяя место интеллектуалов между властью и народом.

 

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСОЙ МЫСЛИ В 19 ВЕКЕ [5]

В начале нашего курса в теме Введение мы отмечали, что научный интерес к изучению процессов формирования и развития культуры стал оформляться примерно в эпоху Просвещения. Вера в торжество человеческого разума, развитие гуманизма привлекали многих мыслителей. У истоков культурологи мы видим французских просветителей Ш. Монтескье, Вольтера, Ж.Ж. Руссо, немецких философов И.Канта и И.Г.Гердера, итальянского мыслителя Д.Вико. Гуманистические идеи в развитии культуры интересовали М.Ломоносова, Ф.Прокоповича, А.Радищева, Н.Новикова. В анализе культурных процессов просветителей интересовали возможности духовного совершенствования человечества, взаимопонимания народов.

Бурное развитие науки в 19веке отразилось на формировании культурологических теорий того времени. В середине 19 века в европейской науке, в том числе и в культурологи, широко распространились идеи эволюционализма. [6]

В качестве источника для изучения развития культуры человечества исследователи использовали материалы многочисленных экспедиций археологов, этнографов, биологов, зоологов, дневники путешественников и т.д. Опираясь на историко-сравнительный и историко-генетический методы, эволюционалисты пришли к следующим выводам:

1. При всем многообразии мира структурные элементы культур в основном повторяются. У каждого народа существует определенный хозяйственный уклад жизни, опыт создания социальных структур. Все народы характеризуются своими верованиями, обычаями, нравственными нормами, искусством и т.д. Таким образом, можно утверждать, что существуют общие тенденции развития человеческой жизнедеятельности, что составляет единую базу для развития мировой культуры.

2.Все культуры равноправны и равноценны. Нет развитых и неразвитых культур. Каждая культура уникальна.

3 .Все культуры развиваются, эволюционизируют. Народы находятся на разных ступенях эволюционного процесса. Сравнивая разные культуры, можно воспроизвести путь развития, обнаружить общее и особенное на этом пути.

4.В культуре ничто не умирает, она никогда не отвергается полностью. Старое наследие всегда подпитывает и обогащает новое.

5.Таким образом, эволюционисты пришли к гуманному и благородному выводу, что культура является основой для взаимопонимания и объединения человечества.

Всемирную известность приобрели труды представителей школы эволюционизма: англичан Г.Спенсера(1820-1903), Э.Тайлора (1832-1917), шотландца Д.Фрэзера (1854-1941), американца Л.Моргана (1818-1881), немцев А.Бастиана(1826-1905) и Т.Вайца (1821-1864).

В России теория эволюционизма широко обсуждалась в научных кругах, труды европейских ученых активно переводились и публиковались. В Русском географическом обществе было создано специальное отделение по изучению культурной жизни народов России, проводились этнографические экспедиции. Идеи эволюционизма в России разделяли М.М.Ковалевский (1851-1916), Н.Н.Миклухо-Маклай (1846-1888), Л.Я. Штернберг (1861-1927).

К концу 19 века популярность эволюционных идей в развитии культуры стала постепенно угасать. Критики эволюционизма видели главным минусом теории механистическое представление о прогрессе, истории культуры как линейном процессе от простого к сложному. В последней трети 19 века в западно-европейской философской мысли сложилось направление, которое получило название «философия жизни». Это направление было ярче всего представлено именами немецких мыслителей Ницше, Дильтея, Шпенглера, Бергсона, Зиммеля. Взгляды «философов жизни» были определенной реакцией на рассудочную эпоху века Просвещения. Философов уже не удовлетворяли идеи, которые исключительно на базе естественнонаучных знаний представляли картину мироздания и жизни на земле. Пытаясь построить объективную картину мира, они стремились объяснить, что такое само понятие «жизнь». Жизнь можно рассматривать как через призму рациональных, точных знаний и опыта, так и привлекая психологические, биологические, культурологические интерпретации, которые скорее иррациональны, чем рациональны. Необходимо заметить, что на взгляды европейских мыслителей большое влияние оказало восточное мировоззрение с его нерационалистическими формами познания мира.

Благодаря новым подходам и методам осмысления действительности к концу 19века в философии появились направления, которые начали рассматривать исторические эпохи как существующие параллельно, а культуры - как закрытые организмы. Пожалуй, существенное отличие новых культурологических теорий от позиций эволюционизма заключалось в том, что новый взгляд на развитие человечества, культуры отвергал прогресс как абсолютный вывод эволюционистов, допуская пессимистические оценки истории, уходя от прояснения окончательных выводов.

Интересно заметить, что общая политико-экономическая ситуация развития Европы к концу 19 века демонстрировала неустойчивость, противоречивость, кризисность развития. Так зыбкость времени накануне первой Мировой войны нашло своё отражение, прежде всего, в идеологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.