Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы и мотивы развития транснациональных альянсов

Последнее десятилетие XX в. стало свидетелем необычайного развития международных экономических отношений: почти спонтанного потока капитала через границы, новых технологий и методов производства, беспрецедентных объемов международных транспортных перевозок, современных телекоммуникаций, причем все эти процессы вместе называются глобализацией и транснационализацией.

Глобализация резко изменила объем и модель грузовых и пассажирских перевозок и увеличила требования, как к международным, так и к местным транспортным системам. Фирмы-производители все более становятся международными. Они создали производственные мощности, разбросанные по всему миру, и большая часть их грузов состоит из внутрифирменных перевозок полуфабрикатов, а готовая продукция рассылается на рынки всего мира. Кроме обеспечения торговли товарами самыми разными способами доставки, современные телекоммуникации играют важную роль в международной торговле услугами.

Мир оказался свидетелем беспрецедентного роста объема международных транспортных перевозок в течение последних нескольких десятилетий, причем он отражает как подъем глобальной экономики, так и связанное с этим увеличение частных деловых и развлекательных поездок. Общий экспорт за период с 1970 по 1997 гг. вырос примерно на 170 %. В течение последних 25 лет уровни американских импорта и экспорта росли с необычайными темпами со 132 до 2100 млрд. дол. США. Экспорт и импорт возросли с 13 до 30 % американской экономики.

Экономическая глобализация существенно увеличила иностранные инвестиции во всем мире. Например, ежегодные иностранные инвестиции в США выросли с 45,3 млрд. дол. США в 1970-х до 117,5 млрд. дол. США в первой половине 1990-х. Это составляет прирост ВВП в Соединенных Штатах на 60 %. Такие увеличения иностранных инвестиций отражают, в частности, интеграцию мировой промышленности, поскольку компании стали поистине международными с точки зрения их операций, финансирования и маркетинга. Все возрастающая доля продукции американских компаний производится за рубежом. В начале 1990-х годов примерно 20 % общего производства американских компаний было произведено в других странах. Подобные цифры роста можно ожидать в экономиках многих государств к 2025 г. В 1998 г. на транспортную технику, главным образом, автомобили и самолеты, приходилось 19 % общего импорта американских товаров - второй по величине сектор импорта.

Фактически, все международные перевозки требуют использования более одного вида транспорта на пути от пункта отправления до конечного пункта назначения. Каждый из видов перевозок грузов и пассажиров в мире сыграл существенную роль в обеспечении географической диверсификации. Хотя транспорт не может претендовать на исключительную роль в успехе экономической глобализации, он остается важным фактором, который нельзя компенсировать или заменить. Компании вкладывают средства в зарубежные филиалы в надежде на то, что могут положиться на международные транспортные услуги.

Системы воздушных и морских перевозок охватывают большую часть международной транспортировки грузов. Высокие показатели эффективности этих альянсов жизненно важны для будущего глобализации, но их следует отслеживать, чтобы избежать возможного сдерживания торговли и помочь потребителям воспользоваться плодами повышения производительности труда. В мировом масштабе авиация выросла, возможно, сильнее, чем другие виды транспорта. Изменения, которые произошли в воздушных грузовых перевозках и службах: экспресс-доставки упакованных грузов, играющих важную роль в функционировании международной экономики, являют собой особенно разительный пример того, что может сделать для глобализации транспорт. Воздушные грузовые перевозки составляют теперь одну четвертую всех международных перевозок США в стоимостном выражении. Скорость авиационных перевозок позволяет предприятиям использовать системы с ограниченными товарно-материальными запасами, поставки точно в срок и обслуживание по требованию, вместо огромных и дорогостоящих товарно-материальных запасов, создававшихся в прошлом. Политика, проводимая Соединенными Штатами, поощрила значительную открытость системы воздушного транспорта, в частности, в сфере грузоперевозок. Почти 50 соглашений об открытом небе, а также другие соглашения по специфике либерализации грузоперевозок устранили многие ограничения, мешавшие авиалиниям вводить рентабельные и гибкие инициативы, чтобы реагировать на меняющиеся грузопотоки. Вслед за дерегулированием американских авиалиний, еще большее число перевозчиков включились в обслуживание международных рынков из еще большего количества пунктов отправления и назначения. Одним из ответов на растущую конкуренцию между американскими перевозчиками стала приватизация ряда иностранных перевозчиков. Около 75 % мировых авиалиний сейчас контролируется частным капиталом, что привело к росту эффективности.

Через 20 лет международная торговля будет составлять большую долю общего мирового экономического производства, чем теперешние 18 %. Без тщательного планирования, международные транспортные системы и внутренние сооружения, предназначенные для сбора платежей, сбыта и обеспечения интермодальных перевозок (т.е. перевозок с использованием различных видов транспорта в одной транспортной системе) будут испытывать колоссальное напряжение. Чтобы оставаться конкурентоспособными, страны должны улучшать работу существующих транспортных систем, осуществляя капиталовложения в новые технологии и модернизируя регулирующие и финансовые институты.

В наше время процесс транснационализации происходит в разных направлениях и формах. Это обусловлено рядом факторов, влияние которых было особенно ощутимым в последнее десятилетие XX ст. Коротко их можно определить так:

· в глобальной экономике происходит изменение структуры и источников экономического роста: высокие технологии, инновации, услуги и информация становятся определяющими его факторами;

· соответственно этому изменяются приоритеты инвестирования: из сфер природных ресурсов и промышленности — к сферам технологии, услугам, информации и телекоммуникациям;

· в глобальной экономике, особенно при интенсивном технологическом и информационном прогрессе, наблюдается нарастающая диверсификация и комбинирование форм и способов транснационализации разных видов деятельности и бизнеса;

· параллельно с традиционными прямыми и портфельными инвестициями растет разнообразие активов (ценностей) и способов деятельности, которые являются экономическими предпосылками и источниками транснационализации;

· глобальная конкуренция ставит все более жесткие требования к выбору самых эффективных форм транснационализации: менее затратных и более рациональных.

Соответственно требованиям экономической рациональности и конкурентных преимуществ, а также учитывая новые факторы, которые повлекли новый виток глобализации мирового экономического пространства, основными направлениями современной транснационализации являются такие:

1. инвестиционные — основаны на использовании материальных и финансовых активов в виде прямых и портфельных инвестиций;

2. неинвестиционные — основаны на трансграничной общей деяльности, делегировании функций партнерам в распределении и комбинировании деятельности, трансграничном общем использовании нематериальных активов, получении общих трансграничных результатов и их распределение между членами альянса;

3. комбинированные — сочетание инвестиционных и неинвестиционных форм транснационализации.

Основными источниками развития ТНК являются: инвестиционные источники — трансграничные (иностранные) инвестиции, прежде всего прямые; неинвестиционные источники — формируются на основе использования нематериальных активов, партнерства по совместной деятельности; комбинируемые источники — прямые и портфельные инвестиции, нематериальные активы и совместная деятельность.

Следовательно, в настоящее время глобальная стратегия транснационализации осуществляется путем рационального выбора (комбинации) инвестиционных и неинвестиционных форм транснационализации. Такая комбинация обусловила бурное развитие транснациональных или глобальных альянсов в мировой экономике.

Транснациональные альянсы в наше время являются одной из самых развитых форм и одним из самых динамических направлений глобализации экономики. Транснациональные альянсы — это глобальные формы осуществления партнерства, совместной или паевой деятельности на основе многосторонних контрактов (соглашений) компаний разных стран для осуществления совместной маркетинговой, финансовой, инновационной, инвестиционной и операционной деятельности.

Транснациональные альянсы — это относительно новое образование в глобальной экономике. Среди первых транснациональных альянсов — альянс «Форд Мотор Компани» (США) и «Мазда Моторс» (Япония), которые были сформированы в конце 80-х годов прошлого века. Последний альянс сыграл решающую роль в создании и развитии автомобильной компании «Киа Моторс» (Корея). Транснациональные альянсы практически стали развиваться во всех основных сферах глобальной конкуренции — телекоммуникациях, информатике, авиаперевозках, сфере услуг и тому подобное.

Особенно интенсивного развития они приобрели с начала 90-х годов XX ст. Вначале альянсы были направлены на достижение относительно простых целей — таких как координация сбыта в региональном или глобальном масштабе или распространение инноваций и новых патентованных технологий в родственных отраслях ТНК. Экономическая мотивация заключалась в снижении расходов на осуществление глобального маркетинга или распространении технологий, а также увеличении продаж за счет стабильных партнерских или кооперационных связей.

С середины 90-х годов транснациональные альянсы становятся долговременными и имеют комплексный характер, формируются для реализации стратегических целей — создание и распространение новых технологий и продуктов, кооперации производства, общего предоставления услуг и тому подобное.

Возникновение альянсов — результат усиления глобальной конкуренции, прежде всего между ТНК, особенно неценовой конкуренции. Глобальная конкуренция является определяющей, однако, не единственной причиной образования транснациональных альянсов.

Причинами их создания являются также конъюнктурные и производственно-технологические факторы развития, которые вытекают из определения природных свойств самих альянсов.

Общими причинами образования транснациональных альянсов являются:

· последовательная глобализация рынков и расширение спектра геополитических задач развития, технологическая универсализация хозяйственной деятельности предпринимательских структур;

· колебание в соотношениях валютных курсов отдельных национальных денежных единиц и объективная потребность маневра в инвестиционной политике;

· возможность обеспечения дополнительной трансакционной экономии, при экономии на расходах;

· возможность повышения прибыльности активов, которые обеспечиваются углублением специализации и организационно-управленческой оптимизацией;

· последовательный прогресс технологий, который вызывает нецелесообразность, а иногда и предпринимательскую невозможность подражания параллельных курсов НТП.

Транснациональные альянсы создают возможности для трансграничного использования и взаимовлияния конкурентных преимуществ, а также формирования новых конкурентных преимуществ.

Основные конкурентные преимущества, на использование и создание которых направлены альянсы, охватывают:

· конкурентные преимущества компании (как правило, глобального лидера в отрасли) на трансграничной основе, их трансферт или использование другими компаниями — членами альянса в других странах;

· конкурентные преимущества страны для использования их в других странах;

· конкурентные преимущества кластера родственных отраслей на трансграничной основе;

· трансграничную интернационализацию конкурентных преимуществ в рамках транснационального альянса.

Благодаря использованию конкурентных преимуществ результаты деятельности альянсов являются весомее, чем при «простой» транснационализации.

Как правило, в рамках альянса достигается высшая экономия на масштабе, возможность маневрирования производственными ресурсами и отдельными составляющими производственных потенциалов, ускоренное внедрение достижений НТП, повышение эффективности всей маркетинговой деятельности.

Кроме конкурентных преимуществ, альянсы базируются на взаимной согласованности долгосрочных стратегических планов партнеров и основной цели их деятельности. Такой целью является, например, прирост стоимости (эффективности), увеличение инноваций и знаний, увеличение гибкости и масштаба деятельности, сохранение и усиление конкурентных преимуществ от чего выигрывают, как корпорации, так и массовые потребители.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 14. Транснациональные альянсы в современной экономике | Формы транснациональных альянсов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.