КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бюджетный дефицит и государственный долг
Можно выделить три основные концепции бюджетного дефицита: 1. Концепция ежегодного балансирования, основанная на рикардианском равенстве, согласно которому финансирование государственных расходов за счет долга равносильно их финансированию за счет налогов. Пусть в первый период бюджетный дефицит равен: D = Gl – Tl(I). (1) Правительство финансирует этот дефицит, продавая гособлигации, тогда во втором периоде правительство должно собрать налогов (Т2) для выплаты задолженности, включая проценты для оплаты госзакупок (G2). Т2 = D(l + r) + G2,. (2) где г — ставка процента. Подставив в (2) величину долга (1), получим: Т2 = (Gl – Tl)(l + r) + G2. (3) Раскроем скобки и перенесем налоги влево. Разделим полученное выражение на 1 + г: Т1(l + г) + Т2 = Gl(l + г) + G2. (4) . (5) Полученное уравнение является государственным бюджетным ограничением. 2. Концепция циклического балансирования основана на том, что бюджет должен быть сбалансирован о ходе экономического цикла, а не каждый год. Для того чтобы противостоять спаду экономики, необходимо, снижая налоги и увеличивая государственные расходы, стимулировать совокупный спрос. Таким образом, правительство вызывает дефицит госбюджета. В ходе следующего за этим инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы. 3. Концепция функциональных финансов основана на идее сбалансированности экономики, а не бюджета. Государственный долг — это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). Различают внешний и внутренний долг. Внешний долг — задолженность государства гражданам и организациям других стран.
Внутренний долг — задолженность государства гражданам и организациям своей страны. Бюджетный дефицит и государственный долг взаимосвязаны. При оценке размера бюджетного дефицита возникает целый ряд проблем. 1. Первая проблема возникает при оценке реального дефицита госбюджета. Реальный дефицит бюджета — это: Номинальный дефицит бюджета - Величина госдолга на начало года Темп инфляции. 2. При расчете бюджета необходимо проводить процедуру бюджетирования капитала, т. е. учитывать как активы, так и обязательства. 3. Бюджет должен включать неучтенные обязательства: т. е. будущие пенсии и пособия на социальное страхование, отчисления, которые делаются в текущем году. Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет; рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность — происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций. Внешний долг более опасен для экономики, так как нужно расплачиваться ресурсами страны. Соотношение характеризует бремя долга, его величина зависит от размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита.
45. Бюджетно-налоговая политика и мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.
Фискальная (бюджетно-налоговая политика) государства в коротком периоде может сопровождаться эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета. В конечном итоге результат этой политики выражается в приросте дохода, производства продукции. Поэтому мультипликативные эффекты играют важную роль при выборе мероприятий бюджетно-налоговой политики. БЮДЖЕТНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР (МУЛЬТИПЛИКАТОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ) — отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов.
НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР — отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов. МУЛЬТИПЛИКАТОР СБАЛАНСИРОВАННОГО БЮДЖЕТА — равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов. МОДЕЛЬ ПРОСТОГО МУЛЬТИПЛИКАТОРА КЕЙНСА Используем модель «кейнсианского креста». Пусть экономика находится в равновесии, если фактические расходы (Y) равны планируемым (Е), т. е. Y = Е. Если экономика закрытая, то Е = С + I + G; поскольку С = С(Y - Т), то мы можем записать Е = С (Y - Т)+ I + G. Равновесие достигается в точке А, где Y = Е.
На рис. 45.1 показано, что при росте государственных расходов кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную G, равновесие перемещается из точки А в точку В, объем производства увеличивается с Y1 до Y2 на величину Y, причем Y > G; Y = Gmg,
Е, = Y, Е2= Y 2 Доход, выпуск Рис. 45.1. Влияние увеличения госрасходов на выпуск продукции
где mg — мультипликатор государственных расходов. , где Су — предельная склонность к потреблению. Модель мультипликатора изменится, если мы учтем уровень налогообложения: , где t = — предельная налоговая ставка. НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР Уменьшение налогов в модели «кейнсианского креста» на Т увеличит планируемые расходы на Сy Т. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 на величину, равную Y (рис, 45.2). , где Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид: где t — предельная налоговая ставка. Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, следовательно, при выборе направлений бюджетно-налоговой политики учитывается, что увеличение государственных расходов окажет большее влияние на рост дохода, нежели снижение налогов.
Е1 = Y1 Е2= Y 2
Доход, выпуск Рис. 45.2. Влияние снижения налогов на выпуск продукции
МУЛЬТИПЛИКАТОР СБАЛАНСИРОВАННОГО БЮДЖЕТА
Мультипликатор сбалансированного бюджета — численный коэффициент, равный единице. Норвежский экономист Т. Хаавельмо доказал, что при кейнсианской функции потребления даже при сохранении сбалансированного бюджета возникает мультипликационный эффект, при этом мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице, ДУ = ДО = ДТ. Этот вывод получил название теоремы Хаавельмо и объясняется тем, что мультипликатор государственных расходов больше налогового. ЭФФЕКТ МУЛЬТИПЛИКАТОРА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ В открытой экономике налоговый мультипликатор определяется по формуле: , а бюджетный мультипликатор — по формуле:
, где — предельная склонность к импортированию.
Вопрос 46 Кривая Лаффера. ОТВЕТ Одним из факторов экономического роста сторонники концепции «экономики предложения» считают понижение налоговых ставок. Артур Б. Лаффер теоретически обосновал программу администрации президента Рейгана на период 80-х годов, которая была направлена на стимулирование экономической активности в стране. А. Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, снижает трудовую активность и вызывает переход легальной экономики в теневую. Обоснованием этому послужил так называемый «ЭФФЕКТ ЛАФФЕРА», графическим отражением которого служит «КРИВАЯ ЛАФФЕРА». КРИВАЯ ЛАФФЕРА показывает зависимость получаемых государством сумм подоходного налога от ставок налога (рис. 46.1). По вертикальной оси откладываются величины налоговых поступлений (R), по горизонтальной — значения ставок подоходного налога (r). Если r = 0, то государство не получит налоговых поступлении. При r = 100 % общие налоговые поступления также
Рис. 46.1. Кривая Лаффера будут равны нулю, так как отсутствуют стимулы к увеличению дохода. В точке А при ставке подоходного налога r = 50 % налоговые поступления будут максимальными, затем они будут снижаться при росте налоговых ставок (Rb < Rа).
Смысл «эффекта Лаффера» состоит в том, что уменьшение налоговых ставок вызовет сокращение доходов государства, но это сокращение будет носить кратковременный характер, в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости. И хотя бесспорным является тот факт, что изменение налоговых ставок оказывает стимулирующее или тормозящее воздействие на экономику, на практике теоретические построения Лаффера оказались ошибочными: не увеличилась доля сбережений и предложение труда. В 1983 г. в США дефицит бюджета составил $ 200 млрд. Практическое использование кривой Лаффера оказалось весьма проблематичным, так как, во-первых, сложно было определить на левой или правой стороне кривой находится экономика страны в данный период времени; во-вторых, на объем инвестиций в экономике страны оказывает влияние множество факторов помимо налоговых ставок. Таким образом, можно сказать, что эффект Лаффера не принес ожидаемых результатов.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |