Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семестр 2012/2013 навчального року




Основы технических измерений

План

Тема 1: Семья как социально-психологический феномен.

С ростом длины ключа число реальных перестановок возрастает не так быстро, как число возможных ключей.

B)

A)

Пункт 3.

Пункт 2

Подав на вход программы текст, состоящий из неповторяющихся символов, на выходе можно найти закономерность и получить ключ. С ростом числа повторяющихся символов узнать ключ сложнее, однако становится более вероятной ситуация, когда могут быть переставлены одинаковые символы, что может привести к легкому раскрытию текста.

Б).

А).

Определение начальных условий

Определение начальных условий усложняется тем, что имитационная модель работает эпизодически, т.е. только когда экспериментатор проводит эксперименты. Поэтому, начальный период работы искажается из-за влияния начальных условий запуска машины. Для решения этой проблемы исключают из-за рассмотрения информацию о модели, полученной в предыдущей части моделирования, либо начальные условия выбирают так, чтобы сократить время достижения установившегося режима. Эти приемы позволяют только уменьшить, но не свести к нулю время переходного процесса при проведении машинного эксперимента.

Исходный текст: рррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр

Шифр: простая перестановка, блок 4х9

 

Ключ: 1,5,9,13,17,21,25,29,33,3,7,11,15,19,23,27,31,35,4,8,12,16,20,24,28,32,36,2,6,10,14,18,22,26,30,34

 

Зашифрованный текст: рррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр

 

Размер ключа(блока) = 36 Макс перестановок, 2^N, N = 138.0943

 

Блок Алфавит Повторов Макс Перестановок Вероятность

повтор 2^N, N = перестановки

1 1 1 36 0.0000 0.000000000

2 1 1 36 0.0000 0.000000000

3 1 1 36 0.0000 0.000000000

 

Средние: 1 1 36 0.0000 0.000000000

 

Исходный текст:

йещфпдчт.цнзыржсьЙугхвоэмбЦкшъалЯиюУКШЪАЛЧТ,4ЕЩФПДСЬ15НЗЫРЖМБ26ГХВОЭИЮ378=wypsh;c9<eu[dj?v0>ri]fkzb-qtoaglxN

 

Шифр: простая перестановка, блок 4х9

 

Ключ: 1,5,9,13,17,21,25,29,33,3,7,11,15,19,23,27,31,35,4,8,12,16,20,24,28,32,36,2,6,10,14,18,22,26,30,34

 

Зашифрованный текст:

йп.ыьхмшЯедцрЙвбъищчнжуоЦаюфтзсгэклУКЛ4П1ЫБХИШЧЕД5Р2ВЮЪТЩСНЖ6О3А,ФЬЗМГЭ78pcu?rkqg=s9[viztlwh<d0]boxy;ej>f-aN

 

Размер ключа(блока) = 36 Макс перестановок, 2^N, N = 138.0943

 

Блок Алфавит Повторов Макс Перестановок Вероятность

повтор 2^N, N = перестановки

1 36 0 1 138.0943 1.000000000

2 36 0 1 138.0943 1.000000000

3 36 0 1 138.0943 1.000000000

 

Средние: 36 0 1 138.0943 1.000000000

 


Src - Исходный текст

2.1 - Текст, зашифрованный шифром 2.1

2.3 - Текст, зашифрованный шифром 2.3

2.1. Частоты символов

2.2. Индексы совпадений

 

 

2.3. Объединенная таблица биграмм

 

 

 

2.4. Объединенная таблица гласных-согласных

 

    г с
г src    
  2.1    
  2.3    
с src    
  2.1    
  2.3    

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Блоки 2 и 4:

 

 

Блоки 8, 16, 32, 64:

 

 

График для «Макс Перестановок» и «Средних перестановок»

Блоки 16 и 32 без пробелов

График для «Макс Перестановок» и «Средних перестановок» для блоков без пробелов

1. Социально-психологическая сущность семьи и ее структура.

2. Специфика семьи как социально-психологичесий феномен.

3. Психологический анализ функций семьи.

4. Типология семей.

5. Основные тенденции развития современной семьи.

6. Психологические особенности этапов жизнедеятельности семьи.

 

Литература

Афанасьєва Т.М Семья.- К., 1986.

Голод С.И. Стабильность семи: социологический и демографический аспекты. – Л.,1984.

Гребенников И. В. Основы семейной жизни. – М., 1991.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988.

Левицкий В.М. Психология семейных отношений. – К., 1991.

Этика и психология семейной жизни / Под ред. Н.Г. Юркевича. – Минск, 1989.

 

 

Процесс трансформации современной семьи как социального института сопровождается тревожными признаками ее дезорганизации - увеличением количества разводов, семейно-бытовых нарушений, снижением уровня рождаемости, послаблением воспитательного потенциала семьи, неврозами и т.п. Это дает основания утверждать, что состояние современной семьи кризисное.

Безусловно, укрепление семьи во многом зависит от ее социально-экономической, правовой защищенности. Вместе с тем причины отдельных семейных проблем часто кроются или в особенностях семейного общения, или в индивидуальных характеристиках членов семьи, то есть имеют психологический характер.

В этой связи одним из важных направлений деятельности практического психолога является представление о психологической помощи семье. Эффективность этой работы в значительной мере зависит от личности психолога, его жизненной позиции, взглядов, что должны основываться на научном подходе к изучению семьи.

Знание психологических законов функционирования и развития семьи есть основной подготовкой психолога к коррекционной деятельности, изучение методов и приемов работы с семьей, их усовершенствование, формирование адекватных представлений о конечной цели коррекционного процесса - семью, которая без консультативной помощи способная самостоятельно положительно решать проблемы, которые возникают.

Цель курса "Психология семьи" - раскрыть психологические особенности современной семьи, объективные и субъективные условия ее развития, роль семьи в социализации индивида, дать знания о психологии семьи и пути оказания семье психологической помощи.

С социально-психологического взгляда семья является малой социальной группой людей, которая основана на браке или кровном родстве и функционирует на основе общего быта, материальной и моральной взаимопомощи.

Семья как малая группа имеет определенные особенности:

· жесткие нормативные установки семейных отношений, которые предопределяются существованием в каждой культуре четко очерченных представлений о том, когда наиболее лучше создавать семью, какими должны быть отношения между супругами, родителями и детьми, как распределяются обязанности между членами семьи, какие поощрения и санкции необходимо применять к членам семьи в разных ситуациях и т.п.; кроме того, семья непосредственно зависит от общественных институтов, которые регулируют порядок вступления и разрыв брака, особых прав и привилегий, применение определенных санкций (например, лишение родительских прав) и т.п.;

· четко очерченную гетерогенность состава семьи за полом, возрастом, что предопределяет разные потребности, ценностные ориентации членов семьи и т.п.;

· закрытый характер семейной группы, которая предопределяется определенной конфиденциальностью отношений, ограниченной возможностью и четкой регламентацией порядка вхождение в семью новых членов и выхода из нее, мало того, иногда невозможностью выхода из семьи (например, невозможно прекратить объективно существующую родственность);

· четко определенную полефункциональность семьи, которая часто связана с большим количеством семейных ролей, многочисленными аспектами семейной жизни, которые имеют противоречивый характер;

· "историчность", то есть на жизнедеятельность влияют не только качественные этапы ее развития (ухаживание, рождение детей и др.), а и непосредственный опыт семейной жизни взрослых членов семьи в их родительских семьях, если они сами были детьми;

· четко очерченную эмоциональность семейных отношений, которые имеют абсолютный характер, что объясняет большую субъективную важность многих, даже объективно незначительных аспектов жизнедеятельности семьи и делает (с учетом влияния определенных культурных стереотипов) успех или неудачу в семье исключительно значащими для человека, влияя на его мироощущение, психическое и соматическое состояние здоровья.

 

На психическое и соматическое состояние здоровья человека в особенности неблагоприятно влияют такие семейно-обусловленные переживания:

· глобальная семейная неудовлетворенность, фрустрация через резкие расхождения между ожиданиями индивида и реальными условиями жизни в семье; при этом характер влияния неудовлетворенности в значительной мере зависит от меры осознания такого состояния. Если неудовлетворенность семьей осознается, она оборачивается на открытые конфликты супругов, взаимную агрессию, если неудовлетворенность не осознается, а супруг утверждает, что все нормально, объясняя нелады в семье исключительно внешними объективными обстоятельствами, это чаще всего приводит к неврозам, депрессии, алкоголизму, акцентуации характера и т.п.;

· так называемая семейная тревожность, которая обнаруживается в преувеличенных страхах относительно здоровья, определенных особенностях общения и поведения членов семьи переживание беспомощности, неспособности предотвратить неблагоприятному ходу событий;

· чувство вины, связанное с семьей, если индивид считает себя (осознанно или неосознанно) виновником семейных неурядиц и через характерологические особенности склонен воспринимать поведение других членов семьи как обвинительную, хотя на самом деле это не так;

· чрезмерное нервно-психическое напряжение, связанное с значительными препятствиями относительно удовлетворения потребностей семьи, если даже заметные усилия индивида не дают желательных результатов, создавая внутренний конфликт, который в особенности обостряется тогда, когда семья выдвигает к этому члену семьи противоречивые требования и возлагает на него ответственность за их соблюдение. Например, если жена, обвиняя мужа в нежелании помочь ей по хозяйству, вместе с тем остро подвергает критике любые старания мужчины ей помочь.

 

Учитывая приведенные особенности семьи, выделим несколько ее функций - особых форм жизнедеятельности, связанных с удовлетворением потребностей семьи:

· экономическую, что направлена большей частью на обеспечение материальных хозяйственно-бытовых потребностей;

· регулятивную, что состоит в регулировании отношений между членами семьи на основе моральных норм через первичный социальный контроль, реализацию личного авторитета и власти;

· репродуктивную, что направленная на рождение детей и продолжение человеческого рода;

· сексуальную, что предусматривает реализацию сексуальных отношений супругов, достижение ими сексуального удовлетворения;

· воспитательную, что реализуется в трех аспектах - 1) социализация ребенка; 2) постоянное влияние детей на их родителей; 3) систематическое воспитательное влияние семейной группы на каждого члена семьи;

· коммуникативную, что удовлетворяет потребности членов семьи в общении и взаимодействии одного с другим и социумом, во многом определяя характер восприятия последнего;

· рекреативную, что предусматривает организацию досуга и отдых;

· психотерапевтическую, что реализуется в двух аспектах - "поглаживания" (ласка и внимание одного к другому) и "резонирование" (понимание и помощь друг другу в оценивании позиций важных проблем, поддерживание другого в его самореализации и личностном развитие).

Перечисленные функции так тесно взаимосвязаны, что ни одну из них не возможно признать основной.

Например, воспитательная функция связана не только с коммуникативной, а и с репродуктивной функцией, поскольку наличие нескольких детей в семье является естественным условием формирования полноценной семьи, обеспечивая при этом ребенку опыт взаимодействия не только "по вертикали", а и "по горизонтали". В свою очередь, репродуктивная функция зависит от ряда других функций семьи: сексуальной, экономической и др.

Вместе с тем особое значение имеет психотерапевтическая функция, которую считают критерием оценивания супружеских отношений, а также психологическим инструментом их регуляции.

Важной характеристикой семьи является ее структура - состав и количество членов семьи, а также система семейных взаимоотношений, что включает отношения родственности, власти и авторитета, связи горизонтальные (мужчина - жена) и вертикальные (родители - дети), ролевое взаимодействие как совокупность установок, норм и образцов поведения, которые характеризуют одних членов семьи в их отношении к другим его членам.

В структуре семьи различают структуру семейных ролей, семейные подсистемы и между ними, что есть своеобразными механизмами, с помощью которых семьи выполняют свои функции.

Структура семейных ролей диктует членам семьи что, и в какой последовательности они должны делать, вступая во взаимоотношения. Повторяемые взаимодействия предопределяют стандарты взаимодействий, которые, в свою очередь, определяют, с кем и как взаимодействовать. Так, роль матери предусматривает, прежде всего, воспитание детей. Стандарты взаимодействий (нормы) регламентируют ее поведение, то есть если делать авансы или если наказывать ребенка. Если иметь плохо выполняет свою роль, поднимает нормы взаимодействий, это тянет за собою социальные санкции - внешние (осуждение окружающих) или внутренние (если иметь ощущает, что не любит ребенка и наказывает себя за это).

Семейные подсистемы - это дифференцированная совокупность семейных ролей, которая предусматривает выборочное выполнение семейных функций.

В каждой семейной подсистеме существуют определенные правила, которые определяют, кто и как выполняет семейные функции, то есть внешние (семейные) и внутренние (индивидуальные) границы семьи. Например, родительская подсистема предусматривает принятие определенных решений относительно детской подсистемы. Другие системы различают за признаками стати, века, ценностей и интересов. Таким образом, члены семьи могут быть участниками сразу нескольких семейных подсистем - родительской, супружеской, детской, мужской, женской и т.п..

В супружеской подсистеме различают четыре основных супружеских роли - "сексуальный партнер", "друг", "опекун", "защитник", во время выполнения которых реализуются соответствующие потребности: сексуальные, бытовые, потребности в эмоциональной связи, теплых отношениях, опеке. При этом характер супружеских отношений во многом определяется взаимодополняемостью этих ролей (например, если в одного из партнеров сильно выраженная потребность в защите, другой может играть роль защитника для удовлетворения этой потребности).

В соответствии с другой классификацией существуют супружеские роли традиционные, товарищеские и роли партнеров, от согласованности которых зависят особенности взаимоотношений супружество.

Традиционные роли предусматривают со стороны жены рождение детей, создание домашнего уюта и ведения домашнего хозяйства, приспособление к зависимости и терпимость к ограничению сферы деятельности. Со стороны мужчины требуется принятие основных решений, поддержка семейной власти и контроль, экономическая безопасность и защита семьи, эмоциональная признательность жене за приспособление к зависимости.

Товарищеские роли требуют от супружества обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения, бодрого и интересного общения одного с другим и окружающими.

Роли партнеров требуют и от жены, и от мужа экономического взноса в семью в соответствии с размером заработка, общей ответственности за детей, участия в ведении домашнего хозяйства и распределения правовой ответственности.

Рассмотрим наиболее распространенные семейные роли для брака.

1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. Такая роль определяет комплекс обязанностей, связанных с обеспечением семьи необходимым уровнем благосостояния.

2. Хозяин - хозяйка. Выполнение этой роли предусматривает организацию и ведение домашнего хозяйства.

3. Ответственный за поддержку родственных связей. Реализация этой роли обеспечивает организацию общения с родственниками, участие в семейных ритуалах и церемониях.

4. Организатор семейной субкультуры. Эта роль ориентирует на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, интересов и увлечений.

5. Организатор развлечений. Выполнение этой роли предполагает инициацию и организацию жизнедеятельности семьи в сферах досуга.

6. Сексуальный партнер. Эта роль связана с проявлением активности в сфере сексуальных отношений.

7. Ответственный по уходу за ребенком. Выполнение этой роли предусматривает обеспечение ребенку физического и психического комфорта в первые годы его жизни.

8. Воспитатель. Эта роль предусматривает развитие личности ребенка.

9. Семейный "психотерапевт". Эта роль включает действия, направленные на решение личностных проблем членов семьи.

Распределение ролей в семьи может изменяться смотря по обстоятельствам (рождение ребенка), особенностей профессиональной карьеры и т.п..

Различают такие условия распределения ролей между супружеством: способность выполнять определенные семейные роли; приемлемость роли или совокупности ролей для того, кто их выполняет; возможность удовлетворять благодаря выполнению определенных ролей собственные потребности и потребности других членов семьи.

Невыполнение указанных условий приводят к формированию патологических семейных ролей, которые психически травмируют членов семьи. Например, если семья требует разряжение отрицательных эмоций, для этого кто-то из членов семьи избирается на роль жертвенного козла.

Кроме того, качество выполнения семейных ролей во многом зависит от межличностных отношений и связанных с ними межличностных ролей ("золушка", "клоун", "красавец" и т.п.).

Учитывая изложенное различают семьи с благоприятным и неблагоприятным психологическим климатом.

Особенности ролевых и межличностных отношений членов семьи, их взаимодействия осуществляются на эмоционально равном и относительно стойком психическом состоянии (расположении духа) семьи, то есть на его психологическом климате. Психологический климат семьи, в свою очередь, влияет на межличностные отношения ее членов, на их мироощущение, самооценку, саморегуляцию себя как личности, на жизнедеятельность семейного коллектива вообще.

Семьи с благоприятным психологическим климатом характеризуются сплоченностью, доброжелательностью и вместе с тем высокой требовательностью супружества один до одного, ответственностью, чувством защищенности и эмоциональной удовлетворенности в семьи. Важный показатель благоприятного семейного психологического климата - стремление к общему решению семейных проблем, проведение досуга при одновременной открытости семьи, его широких социальных контактах.

Семьи с неблагоприятным психологическим климатом характеризуются перво-наперво напряженностью или даже конфликтностью межличностных отношений, если члены семьи отрицательно относятся один до одного, им присущий чувство незащищенности, эмоционального дискомфорта от пребывания в семьи.

В зависимости от степени неурядиц различают семьи конфликтные, в которых возникают разногласия между интересами, потребностями, желаниями членов семьи, которая порождает сильные и продолжительные отрицательные эмоции; кризисные, где потребности и интересы сталкиваются в особенности резко, поскольку касаются важнейших сфер жизнедеятельности семьи, проблемные, что требуют помощи в консультативном решении конфликтов, в преодолении объективных сложных жизненных ситуаций (например, отсутствие жилья и средств для существования) при сохранении общей положительной семейной мотивации.

Семьи различают еще за качеством внешних и внутренних границ. Наиболее патологическими вариантами, которые размещаются на противоположных полюсах континуума, есть ретрофлексивна (от ретрофлексия - направление энергии вглубь) и дезорганизованная семьи. Ретрофлексивная семья имеет твердую непроницаемую общую границу и вместе с тем прозрачные индивидуальные границы. Члены этой семьи так тесно взаимосвязанные через боязнь разрыва отношений, что это снижает возможности индивидуального возрастания. Проблемы, которые возникают вследствие запутанных, неконструктивных отношений, не решаются через жесткие внешние границы семьи, отсутствие достаточных контактов с окружением. В таких семьях существует большая опасность возникновения психосоматических заболеваний.

Дезорганизованная семья с чрезмерно прозрачными внешними границами размещается на противоположном полюсе континуума. В таких семьях из-за отсутствия достаточного взаимного контакта ее членов и открытости внешних границ существует большая опасность асоциального поведения или распада семьи как целого. Между указанными полюсами размещается большинство семей, которые функционируют с более или менее адекватными границами.

 

По структуре власти различают авторитарные, демократические и либеральные семьи.

Авторитарная семья характеризуется суровым безоговорочным подчинением одного из супружества другому и детей родителям. Демократическая семья основана на взаимном уважении членов семьи, общем решении всех важных вопросов. В либеральной семье наблюдается отстраненность, отчужденность членов семьи один от другого, равнодушие к делам и чувств другого.

В зависимости от распределения ролей выделяют семьи традиционные (патриархальные или матриархальные), в которых один из членов семьи является внутрисемейным лидером, активной стороной в супружеских отношениях и отношениях с социумом, и эгалитарные (от фр. egalіte - равенство), в которых роли распределяются с учетом конкретных интересов и возможностей партнеров. При этом наблюдаются равенство функций супругов и относительно независимое положение детей.

 

Типология семей за демографическим признаком определяется:

· количеством детей - многодетная, наличие 2 детей, малодетная, бездетная, или супружеская, семья;

· наличием или отсутствием брачного партнера - полная или неполная семья;

· наличием или отсутствием в составе семьи старших и побочных родственников - сложная ли нуклеарна (от лат. nucleus - ядро) семья.

 

Различают также семьи с разным воспитательным потенциалом:

· воспитательно-сильные, то есть с благоприятной моральной атмосферой семьи;

· воспитательно-устойчивые, где создаются вообще благоприятные возможности для воспитания, а трудность, которая возникают в семьи, и недостатки устраняются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы;

· воспитательно-неустойчивые, для которых характерная неправильная воспитательная позиция родителей (например, чрезмерная опека) при относительно высоком общем воспитательном потенциале семьи;

· воспитательно-слабые с потерей контакта с детьми и контроля над ними, если родители по разной причине (через плохое состояние здоровья, перегруженность работой, низкий уровень образования и психолого-педагогической компетентности) не способные правильно воспитывать детей, поступившись в своем влиянии группе ровесников.

С психолого-педагогической точки зрения отрицательно влияют на становление личности ребенка семьи воспитательно-слабые с постоянной конфликтной атмосферой, воспитательно-слабые с агрессивно отрицательной атмосферой, в который властвуют агрессивность и жестокость, маргинальные с алкогольной и сексуальной деморализацией, правонарушением, преступные, психически отягощенные.

 

За стадией становления различают семьи:

· молодые (до 9 лет), для которых важным в психологическом аспекте есть становление супружества один до одного и к общей семейной жизни;

· средние (10-19 лет), которые характеризуются стабильными семейными отношениями, упроченным распределением ролей, обязанностей, наличием детей, которые подросли и есть относительно самостоятельными;

· зрелые (свыше 20 лет), для которых характерное возрастание значимости супружеских отношений, в частности благодаря обретению детьми самостоятельности и независимости.

 

Более развернутую картину циклов семейной жизни можно рассматривать с учетом "историчности" семьи, если выделить такие фазы семейной жизни:

1. ухаживание;

2. жизнь без детей (от начала проживания вместе к рождению первого ребенка);

3. экспансия (от рождения первого ребенка к последнего);

4. стабилизация (период воспитание детей к тому моменту, если первый ребенок оставляет семью);

5. дети навсегда оставляют родительский дом;

6. "пустое гнездо" (родители после отъезда детей);

7. кто-то из супружества остается один после смерти другого.

Такое выделение фаз семейной жизни отбивает определенные проблемы семьи, присущий любой из фаз.

 

 

 

 

Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспеченияих единства и способах достижения требуемой точности. Ее делят на:

1. Общую, которая в свою очередь включает:

- теоретическую – занимается вопросами фундаментальных исследований, созданием системы единиц измерений, физических постоянных, разработкой новых методов измерений;

- экспериментальную – занимается вопросами создания эталонов, образцов мер, разработкой новых измерительных приборов, устройств и информационных систем;

2. Законодательная метрология включает комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных общих правил, а также другие вопросы, регламентация и контроль которых необходим со стороны государства для обеспечения единства измерений и единообразия средств измерения (СИ).

Задачи метрологического обеспечения:

- создание и применение эталонов единиц физических величин;

- определение и уточнение физических констант и физико-химических свойств веществ и материалов;

- создание и выпуск образцовых средств измерения;

- разработка и применение стандартных методов, средств и схем проверки измерительных приборов;

- проведение государственных испытаний разработанных и импортируемых средств измерений;

- государственному надзору и ведомственному контролю состояния и применением средств измерений.

Измерения – совокупность операций по применению технического средства, хранящего единицу физической величины, заключающихся в сравнении измеряемой величины с ее единицей.

Измерения бывают:

- по точности – равноточные (измерения одинаковыми по точности СИ и в одних и тех же условиях) и неравноточными;

- по числу измерений – однократные и многократные;

- по отношению к изменению измеряемой величины – статические и динамические;

- по выражению результатов измерений – абсолютные и относительные;

- по общим приемам получения результатов измерений – прямые и косвенные.

Измерения являются основой научных знаний, служит для учета материальных ресурсов, обеспечения качества продукции, совершенствования технологии, охраны здоровья, обеспечения безопасности труда и для многих областей деятельности.

Главные функции измерений:

1. Учет продукции народного хозяйства, исчисляющейся по массе, длине, объему, расходу, мощности, энергии.

2. Измерения, проводимые для контроля и регулирования технологических процессов (особенно в автоматизированных производствах) и для обеспечения нормального функционирования транспорта и связи.

3. Измерения физических величин, технических параметров, состава и свойств веществ, проводимые при научных исследованиях, испытаниях и контроле продукции в различных отраслях.

Измерения делятся на:

- технические – это измерения с помощью рабочих СИ с целью контроля параметров изделий, технологических процессов, для диагностики заболеваний, контроля загрязнения окружающей среды и др.;

- метрологические – измерения с помощью эталонов, образцовых средств измерения с целью воспроизводства единиц физических величин для передачи их размеров рабочим СИ.

По числу измерений в ряду измерений: однократные и многократные.

По отношению к изменению измеряемой величины: статические (измерение неизменной во времени физической величины) и динамические (измерение изменяющейся по размеру физической величины, например, переменного тока).

По выражению результатов измерений – абсолютные и относительные.

По общим приемам получения результатов измерений – прямые и косвенные (когда результат определяется на основании результатов прямых измерений других физических величин).

Средство измерения – это техническое средство (или его комплекс), используемое при измерениях и имеющее нормированные метрологические характеристики. В отличие от индикаторов СИ не только обнаруживают физические величины, но и измеряют ее, то есть сопоставляют неизвестный размер с известным. Для облегчения сопоставления на стадии изготовления прибора фиксируют на шкале деления в кратном и дольном отношении, что называют градуировкой шкалы.

По конструктивному исполнению СИ подразделяют на:

1. Меры физических величин – СИ, предназначенные для воспроизводства или хранения физической величины одного или нескольких заданных размеров. Меры бывают однозначные (гиря, калибр) и многозначные (набор гирь). Набор мер, объединенных в единое устройство, называют магазином мер. Сравнение с мерой выполняют с помощью специальных средств – компараторов (рычажные весы, измерительный мост и т.д.).

2. Измерительные преобразователи – **

Метрологические характеристики средств измерения характеризуют свойства средств измерения, влияющие на результат измерений или их погрешность.

Обычно метрологические характеристики нормируют раздельно для нормальных и рабочих условий применения средств измерения.

Нормальные, когда изменением характеристик под влиянием внешних факторов принято пренебрегать. Для многих средств измерения нормальными являются: температура (293 ± К˚); атмосферное давление (100 ± 4) кПа: относительная влажность (65 ± 15)%; электрическое напряжение 220 В ± 10%.

Рабочие условия – более широкий диапазон изменения влияющих величие. Основные метрологические характеристики: диапазон измерений, Порог чувствительности – наименьшее изменение измеряемой величины, которое вызывает заметное изменение входного сигнала.

Погрешность – разность между показаниями средства измерения и истинным (действительным) значением измеряемой величины. В качестве действительного значения для рабочих средств измерения принимают показатели образцового средства измерения, для образцового = – эталонного. Погрешность образцового значительно меньше и при сличении ею часто пренебрегают.

Основная погрешность средства измерения – погрешность, определяемая в нормальных условиях его применения.

– абсолютная погрешность.

- относительная погрешность.

Класс точности средства измерения – обобщающая характеристика, выраженная пределами допускаемых погрешностей. Его обозначают числом (римской или арабской цифрой).

Погрешность проверяемого средства измерения:

При однократном измерении ошибка может быть выявлена при сопоставлении результата с априорным представлением о нем или путем логического анализа. Измерения повторяют для устранения причины ошибки. При многократном измерении одной и той же величины ошибки проявляются в том, что результаты отдельных измерений заметно отличаются от остальных. Если отличие велико, ошибочный результат необходимо отбросить.

Объектом измерений является физическая величина. Физическая величина применяется для описания материальных систем, объектов, явлений, процессов и т.п., изучаемых в любых науках.

Существуют основные и производные физические величины. Основные – характеризуют фундаментальные свойства материального мира. В механике их 3, в теплотехнике – 4, физике – 7. ГОСТ 8.417 устанавливает семь основных физических величин (длина, масса, время, термодинамическая температура, количество вещества, сила света, сила тока) и две дополнительные (плоский и телесный углы).

Измеряемые величины имеют количественную и качественную характеристики.

Формализованным отражением качественного различия измеряемых величин является их размерность. В соответствии с ISO 31/0 размерность обозначается символом dim (от латинского dimension – размерность). Размерность основных физических величин – длины, массы, времени обозначаются соответственно:

 

. (8.1)

 

Размерность производной величины выражается через размерности основных физических величин с помощью степенного одночлена.

, (8.2)

 

где - показатели размерности (степени).

Каждый показатель размерности может быть положительным или отрицательным, дробным или целым, равным 0. Если все показатели размерности равны нулю, то ее называют безразмерной.

Значение физической величины получают в результате ее измерения или вычисления в соответствии с основными уравнениями измерения.

Более совершенна шкала отношений – пример температурная шкала Кельвина, где начало отсчета абсолютный 0 (273,16º), а вторая реперная точка таяние льда.

В зависимости от того, на какие интервалы разбита шкала – размеры представляются по-разному (1 м=100 см=1000 мм). Отмеченные варианты – это значения измеряемой величины – оценки физической величины в виде некоторого числа принятых для нее единиц. Число называется числовым значением.

Значение физической величины получают в результате ее измерения или вычисления в соответствии с основным уравнением измерения:

 

Q=X[Q], (8.3)

 

где Q – значение физической величины;

X -числовое значение;

[Q] – выбранная для измерения единица.

Между качеством продукции и качеством измерений существует непосредственная связь. Качество измерений – это совокупность свойств состояния измерений, обуславливающих получение результатов измерений с требуемой точностью, в необходимом виде и в установленный срок.

Исследование влияния погрешности измерений на технико-экономические показатели производства – важнейшая задача в экономике метрологии.

Воздействие погрешности измерений на качество продукции часто завуалировано и возникающие при этом экономические потери достаточно сложно обнаружить.

При исследовании влияния точности измерений на технико-экономические показатели рассматривают всю метрологическую цепочку. Показатель потерь от погрешности измерений включает в себя три слагаемых:

, (8.1)

 

где По- экономические потери от ложной браковки эталонов, возникающие за счет непосредственных расходов на настройку, регулировку и повторную аттестацию эталонов;

Пр – экономические потери от ложной браковки рабочих средств измерений (РСИ), проявляющиеся в виде непроизводственных потерь на их ремонт, настройку, проверку;

Пнх – народнохозяйственные потери.

 

, (8.2)

 

где Nо – количество эталонов, подвергаемых аттестации;

nо – вероятность фиктивной браковки эталонов при аттестации;

Сорем – средние непроизводственные затраты на ремонт, регулировку и повторную аттестацию одного фиктивно забракованного эталона.

Аналогичный подход применяется при рассмотрении потерь на других уровнях.

Суммарные потери от погрешностей измерений по схеме Псх:

 

, (8.3)

 

где Nрси – количество РСИ, подвергаемых проверке в течение года;

прси – средняя вероятность фиктивной браковки РСИ при их проверке годными эталонами;

Срсирем – средние непроизводительные затраты на ремонт, регулировку и повторную проверку одного фиктивного забракованного РСИ;

Nпр – годовой объем контролируемой продукции;

ппр – средняя вероятность фиктивной браковки при контроле продукции годным РСИ;

mпр – средняя вероятность пропуска бракованной продукции при контроле годными РСИ;

Спррем – средние непроизводительные затраты, связанные с фиктивной браковкой единицы продукции;

Ппр – средние годовые потери, связанные с использованием или применением единицы бракованной продукции.

Основными факторами, влияющими на результат измерения, являются:

- степень изученности объекта измерения;

- субъективизм, привносимый в результат измерения экспертом или экспериментатором (квалификация, санитарно-гигиенические условия, психофизическое состояние, эргонометрические требования при учете взаимодействий оператора со средствами измерения и т.д.). Степень субъективизма должна быть сведена к минимуму.

- способ измерения;

- аддитивные и мультипликативные поправки;

- возмущающий фактор – влияние СИ на измеряемую величину;

- условия измерения (температура среды, влажность; атмосферное давление, напряжение в сети и т.д.).

Появление ошибок вызвано недостаточной надежностью системы, в которую входит оператор, объект измерения, СИ и окружающая среда.

Основной нормативный документ, регулирующий метрологическую деятельность Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» и международный стандарт ISO 10012–1:1992 о подтверждении метрологической пригодности измерительного оборудования.

Государственная система обеспечения единства измерений регламентируется Законом РФ «Об обеспечении единства измерений». Конкретные положения в области законодательной метрологии регламентируются нормативными документами – стандартами, методическими указаниями, инструкциями, правилами и др.

Комплекс нормативных, нормативно-технических и методических документов межотраслевого уровня, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержание единства измерений в стране при требуемой точности составляет государственную систему обеспечения единства измерений (ГСИ).

В ГСИ выделяют базовые стандарты, устанавливающие общие требования, правила и нормы, а также стандарты, охватывающие конкретную область или вид измерений.

Базовые стандарты:

1) ГОСТ 8.414 ГСИ «Единицы физических величин»;

2) ГОСТ 16363 «Метрология. Термины и определения».

Базовые стандарты можно подразделять на группы в зависимости от объекта стандартизации: эталоны физических величин; передача информации о размере единицы от эталонов средствам измерений; порядок нормирования метрологических характеристик средств измерения; правила выполнения и оформления результатов средств измерений; единообразие средств измерения; метрологический надзор за разработкой, состоянием и применением средств измерений и т.п.

 

 

проф.Стрельцов Є.Л. денної форми навчання

Курси 3 курс „Облік та аудит” 01.09.2012- 30.09.2012
Академгрупи  
Понеділок І Регіональна економіка доц.Андрейченко А.В.
ІІ Міжнародні фінанси викл.Багдік*ян С.В.
ІІІ ** Українська мова ст.викл.Гризан В.І. *Міжнародні фінанси викл.Багдік*ян С.В.  
ІУ Фінансовий облік І доц..Побережець О.В.
Вівторок І Логістика ст.викл.Іваніщева А.В.
ІІ Страхування доц..Нєнно І.М.
ІІІ Теорія аудиту ст.викл.Буслаєва А.В.
Середа І Фінанси підприємств викл.Веретеннікова Д.О.
ІІ **Фінанси підприємств викл.Веретеннікова Д.О. * Фінансове право доц.Стукаленко О.В.
ІІІ Фінансове право доц.Стукаленко О.В.
ІУ Фінансовий облік І доц.Побережець О.В.
Четвер   ДЕНЬ ПІДГОТОВКИ ТА КОНСУЛЬТАЦІЙ ВИКЛАДАЧІВ ЩО ДО НАПИСАННЯ КУРСОВОЇ РОБОТИ
П’ятниця І Менеджмент ст.викл.Коваленко С.М.
ІІ Менеджмент ст.викл.Коваленко С.М.
ІІІ Економіка праці й соціально-трудові відносини проф.Турецький О.А.
ІУ Економіка праці й соціально-трудові відносини проф.Турецький О.А.

Декан ЕПФ_________доц.Труба В.І. Погоджено:

Начальник учбового відділу_________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.175 сек.